logo search
ИнфМен

1. Ит и информационные ресурсы. Информационное обслуживание. Виды и организационные формы информационного обслуживания, менеджмент информационных ресурсов предприятия

Информационная технология – это совокупность методов, процессов, инструментальных и технических средств, которые объединены в технологическую цепь, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, распространение и использование информационных ресурсов. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, технику и методы организации взаимодействия людей с ней, практические приложения ее использования, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

ИТ предоставляет возможность доступа к любой накопленной информации. По функциональному назначению ИТ можно разделить следующим образом:

- технология подготовки текстовых и табличных документов;

- технологии программирования;

- технологии систем управления базами данных (СУБД);

- технологии поддержки управленческих решений;

- экспертные технологии;

- гипертекстовые технологии;

- технологии мультимедиа;

- технологии обработки информации;

- технологии кодирования;

- технологии унифицированного поиска;

- технологии проектирования систем;

- технологии документального обеспечения управленческой деятельности и д.р.

Информационные ресурсы - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний и другие массивы информации в ИС, основа информационного менеджмента. Это знания, накопленные в обществе и пригодные для эксплуатации. Это информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в ИС (библиотеки, архивы и т.д.).

ИР, доступные для поиска, хранения обработки и использования с помощью ИТ называю активными. Отношения активных ИР к их общему объему становится существенным экономическим показателем при определении экономического роста стран мира. ИР, доступ к которым невозможен, неэффективен или трудоемок, называют пассивными.

ИР делятся на:

- научно-техническая информация;

- коммерческая;

- деловая;

- правовая;

- иная.

С точки зрения эксплуатации в промышленном производстве ИР делят на три основных вида:

- результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, овеществлённые в наукоемких промышленных изделиях;

- патенты и лицензии;

- новые технологии в области организации и управления производством.

Информационное обслуживание — предоставление информации для: выработки и принятия решений; и/или удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.

Документальная система. Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых потребители извлекают сами.

Существуют различные виды документального ИО. Основными можно считать след.:

- регламентное обслуживание в форме подготовки и издания обзорных и реферативных информаций, библиографических указателей и т.п. или обслуживание по стандартным запросам;

- оповещение отдельных специалистов о текущих публикациях, представляющих для них потенциальный интерес путем избирательного (адресного) распространения информации по «профилям интересов» , сформулированных потребителем, или дифференцированного обслуживания руководителей по мере поступления информации, необходимой для принятия управленческих решений;

- ретроспективный поиск, т.е. отыскание документов, в которых находятся сведения по конкретным запросам, в массиве всех накопленных источников информации.

Наряду с основными существует обобщенная классификация по нескольким признакам.

Виды информационного обслуживания

признак классификации

вид обслуживания

по источнику инициативы

• принудительные

• по запросам потребителей

по типам документов

• обслуживание опубликованными документами и/или их копиями

• обсл-е копиями неопубликованных документов

по направленности или адресности

• информационные издания (много адресов)

• избирательно распределение информации (один адрес)

по периодичности или срочности

• текущее оповещение

• ретроспективный поиск

по способу доведения документов до потребителя

• непосредственная передача документов или их копий потребителям

• двухступенчатое обслуживание (вначале информационное издание- сигнал, затем - копии заинтересовавших потребителя документов)

по назначеню, цели

• ознакомление

• для практического использования

В отличие от документального обслуживания фактографическое предполагает удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (отдельных данных, фактов, концепций). Эти сведения, также релевантные запросам потребителей, предварительно извлекаются информационными работниками из первичных документов и после определенной их обработки (оформления) представляются потребителям.

Различают 2 вида фак-го обслуживания: информационно-поисковое и информационно-решающее.

В первом случае выполняется лишь поиск информации по заданным характеристикам, во втором - обеспечивается предоставление информации об объекте, получаемой в рез-те работы алгоритмов преобразования данных.

В случае концептографического обслуживания потребителю представляются не только сведения о документе или сами сведения из документа, но и некоторая дополнительная информация, привнесенная информационным работником в процессе их интерпретации.

Способы реализации видов и форм обслуживания зависят от вида, назначения и способа реализации конкретной ИПС.

Для организации эффективного ИО следует четко представлять информационные потребности субъекта, выступающего в роли потребителя информации. Одновременно также отвечать на вопросы, связанные с проблемой собственности ИР, затрат на их эксплуатацию, стоимости ИО.

Менеджмент информационных ресурсов

Менеджмент – управление в социально - экономических системах; совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности. 

Информационный менеджмент – технология управления, компонентами которая является документальная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов и процедуры формирования и использования ИР. Другими словами это управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах предприятия.

Рынок ИР и хаос. Рынок возникает там, где есть производитель и потребитель. Рынок ИР разделим на рынок управляемый и неуправляемый. Неуправляемый рынок – это хаос. 

Элемент хаотического обращения ИР - это необходимость. Он образуется при деградации ИР до уровня общедоступности или их введения при необходимости для функционирования системы (государства, организации и т.д.) Хаотический рынок ИР поддерживает минимальное информационно-ресурсное функционирование системы.

Следующим важным вопросом является возможность управления ИР. Можно  выделить три уровня возможностей:

1. субъект создает ИР и реализует их практически на неограниченном рынке;

2. субъект приобретает созданные ИР (распространенные ограниченно) и реализует их на частично ограниченном рынке;

3. субъект приобретает ИР на рынке и реализует их на этом же рынке, ограниченном.

Уровни управления ИР. 1.Мировой; 2.Государственный; 3.Организации; 4.Личности.

Глобализация экономики. Экономика "первична" по "возрасту", то она непосредственно влияет на управление и соответственно на менеджмент. Обобществление проблем ведет к обобществлению ИР. Однако индивидуализация ИР входит с этим процессом в противоречие.

Выход создание общественного контролируемого сознания (через ИР). Однако, опять возникает вопрос: кем определяется содержание ИР и контроль. Т.е. опять приходим к иерархии уже внутри глобализированной экономики. Но это будущее. Но в то же время скорость глобализации определяет качество менеджмента ИР.

Проблема систематизации ИР (в данном случае нужно подчеркнуть: не классификации, а систематизации).

Систематизация – это упорядочивание ИР в соответствии с классификацией. Т.е. заполнение соответствующих классификационных ниш содержанием.

Проблема инвентаризации ИР состоит в отсутствии объективной оценки и мониторинга в реальном масштабе времени.