logo search
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по Менеджменту ЭППЗС

5.2.1 Функциональные и дивизиональные структуры

Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой. Ее еще называют традици­онной, или классической. Этот вид структуры — резуль­тат департаментации (разделения) управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою опреде­ленную задачу в управлении, т. е. выполняет опреде­ленную функцию. При этом выполнение такой задачи осуществляется с учетом цели всей организации. Схема функциональной структуры представлена на рис.6.

Рисунок 6 – Функциональная структура управления

В зави­симости от вида организации (производственная, учебная, торговая и др.) функциональные отделы могут быть различными по своему содержанию. На рис. 7, 8 пока­заны простые функциональные структуры небольшой производственной фирмы и университета.

Президент

Производство

Маркетинг

Финансы

Рисунок 7 – Функциональная структура в фирме

Рисунок 8 – Функциональная структура в университете

Преимущества функциональной структуры управле­ния состоят в следующем:

- стимулирование деловой и профессиональной специа­лизации (например, специалист по маркетингу лучше выполнит работу в этой области, чем высшее руководство);

- улучшение координации в функциональных областях (служащие хорошо адаптируются в этой системе);

- уменьшение или исключение дублирования усилий и снижение расхода материальных ресурсов;

Недостатки функциональной структуры:

- функциональные отделы могут в своей деятельности отойти от общей цели фирмы и уделять больше внимания выполнению своих внутренних задач, что может привести к конфликтам между отделами;

- в большой организации путь команд от руководителя к исполнителям становится очень длинным, что снижает их эффективность;

- ни один из отделов не несет ответственности за резуль­таты всей организации;

- сложность подготовки менеджеров высшего уровня, обусловленная узкой специализацией менеджеров среднего звена.

Рассмотренные трудности заставили искать другие виды структур. Функциональная структура эффективна в малых и в некоторых средних фирмах. Большие корпора­ции уже в течение нескольких десятилетий применяют дивизиональную структуру. Слово «дивизиональный» происходит от английского слова «division», что означает «разделение, часть, отдел». Деление организации на от­делы в этом виде структуры происходит по трем другим признакам: по продукту, группам покупателей и геогра­фическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления или родительской (голов­ной) фирме, корпорации.

Необходимость дивизиональных продуктовых структур вызвана ростом числа крупных фирм и корпораций, про­никновением их в новые производственные сферы, часто совершенно отличные от старых. Возникли управленческие отделы, занимающиеся определенным продуктом. Полномочия по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю. Руководители второ­степенных функциональных служб должны отчитываться перед ним.

Организационные структуры, ориентированные на по­требителя, состоят из подразделений, каждое из которых работает на определенную категорию потребителей. Поч­ти все крупные корпорации имеют такие отделы. Ти­пичными примерами таких структур являются структуры коммерческих банков, многих торговых организаций и да­же учебных заведений.

Создание региональных дивизиональных структур, так же как и продуктовых, обусловлено ростом корпорации, распространением ее влияния на обширные территории внутри страны и особенно за рубежом. Практически все транснациональные компании включают региональные подразделения. Причем такие подразделения могут быть большими и совсем малыми, однако все они имеют опре­деленную самостоятельность.

Выбор конкретного типа дивизиональной структуры (по продукту, покупателю или по географическому при­знаку) зависит от того, какой фактор особенно важен для фирмы в целях обеспечения ее стратегических планов. Преимущества дивизиональных структур: способствуют росту фирмы (корпорации); повышают самостоятельность менеджеров, степень их ответственности за производство; способствуют расширению знаний и создают хорошие условия для подготовки менеджеров высшего звена.

Недостатки дивизиональной структуры:

- вероятность дублирования деятельности (особенно при слабых информационных связях между отделами);

- недостаточное общение между специалистами различ­ных отделов;

- слабые связи с головным предприятием, в результате чего головная фирма часто не может проконтролировать деятельность своих дивизиональных подразделений. Убытки от этого могут быть очень большими.

До последнего десятилетия этот вид структуры рас­сматривался как наиболее эффективный в деятельности больших национальных и многонациональных корпора­ций в Америке и в Западной Европе.