14.1 Подбор персонала
Почему поиск специалиста затягивается на месяцы? Почему высокие затраты на баннерную рекламу не дают ожидаемого результата? И почему менеджер по персоналу начинает тихо ненавидеть профессию «инженера-конструктора по автоматизации производства мясопереработки»? Причины возникновения этих вопросов и рассматриваются в данной теме.
Как одна из причин — это, может быть, неэффективное использование каналов поиска. Чаще всего это характерно для молодых рекрутеров с небольшим опытом, которые пока не в совершенстве освоили искусство поиска персонала. По мере профессионального развития HR усложняются и используемые инструменты поиска. Цель — минимизация затрат времени и средств на поиск, то есть при минимальном количестве контактов — максимальное количество закрытых вакансий. Предлагаем рассмотреть доступные каналы поиска детально, уточняя, в каких вариативных группах их можно использовать наиболее эффективно на основе критерия профессионализма рекрутера. Первая группа — «Требуются». Это открытое заявление в СМИ о вакансиях. Достаточно универсальный канал, при помощи которого могут быть подобраны специалисты и руководители различных профессиональных областей.
Уровень квалификации рекрутера для такого поиска может быть невысокий. Молодой специалист с опытом работы в рекрутменте до 1 года вполне может справиться с этой задачей. Могут быть использованы следующие каналы:
1) job-сайты;
2) издания для поиска работы (газеты, журналы);
3) специализированные издания для целевого поиска по профессиональным группам;
4) реклама в транспорте;
5) информация о вакансии на собственном сайте;
6) объявления на «столбах».
Целевая аудитория: персонал со стандартным набором навыков, рабочий и обслуживающий персонал, молодые специалисты. Например: кладовщики и грузчики, малоквалифицированный административный персонал, специалисты и руководители из различных сфер, не обладающие редкими или уникальными навыками (например, главные бухгалтеры с опытом ведения учета на производстве, специалисты по продажам). Приведенные каналы эффективны, когда необходим большой поток откликов, то есть в случае массового набора, например при открытии нового магазина. Также этим инструментом пользуются для формирования резерва в случае, если есть возможность предсказать необходимость таких сотрудников в будущем.
Если мы хотим захватить целевую аудиторию малоквалифицированного персонала, то сроки закрытия вакансии при использовании данного набора инструментов будут минимальны, впрочем, как и затраты на размещение вакансий в СМИ. В то же время обратим внимание на то, что подобные инструменты наиболее экономичны при поиске именно этой группы соискателей. Очевидные плюсы этих инструментов: простота использования, невысокая квалификация персонала, который осуществляет подбор, относительная дешевизна.
Как минусы можно выделить: большой объем информации, с которым приходится сталкиваться рекрутеру, большое количество затраченного времени на череду собеседований при малой их результативности.
Вторая группа инструментов — «Не могли бы Вы рекомендовать». Их эффективно использовать в следующих случаях:
- когда мы заведомо знаем, что массовое размещение вакансий в СМИ не даст должного результата по причине узости или закрытости профессиональной сферы (например, опыт в качестве главного бухгалтера более 5 лет с навыками переписки и переговоров на английском языке и трансформации отчетности по МСФО);
- в случае, если в компании работают сотрудники с требуемым для вакансии образованием и у них есть возможность возобновить контакты с однокурсниками. Этот инструмент требует большей профессиональной подготовки рекрутера как минимум в области ведения переговоров, так как необходимо правильно и должными акцентами презентовать вакансию, умело побеседовать с рекомендателями.
Как инструменты, относящиеся к этой группе, можно выделить: рекомендации знакомых, профессионалов со схожей квалификацией, сотрудников собственной компании, которые искренне хотят посодействовать службе HR, социальные сети.
Сроки использования: цепная реакция может идти от нескольких минут до нескольких месяцев, что, конечно, не входит в планы успешного рекрутера. Есть такое правило при взятии рекомендаций: если они не срабатывают в течение 2 недель, то уже скорее не сработают. Поэтому специалисты по поиску стараются охватить как можно большее количество контактов с рекомендателями, чтобы увеличить вероятность попадания. Многое также зависит от везения, но, как говорится, удача преследует тех, кто прикладывает много сил для достижения цели.
Плюсы: четкий захват целевой аудитории, возможность получить полезную информацию по данной профессиональной сфере, услышать предварительную оценку компетенций и личностных качеств потенциального кандидата.
Минусы: отсутствие возможности прогнозировать сроки закрытия вакансии; контролировать процесс передачи информации; хаотичность; субъективность оценки человека, который дает рекомендации; необходимость штатной работы профессионального рекрутера, что влечет за собой дополнительные затраты на персонал.
Наиболее сложные и трудоемкие инструменты поиска можно объединить в группу «Внедрение». Специфика использования данных инструментов состоит в тщательной проработке целевой аудитории, проникновении в профессиональную сеть, способности быть интересным собеседником, поэтому в этом случае необходимо содействие действительно высококлассного специалиста.
К группе «Внедрение» относятся:
1) специализированные выставки;
2) профессиональные форумы;
3) блоги с последующим информированием о вакансии;
4) поиск по Skype и ICQ, в случае прямого поиска.
Как правило, эти инструменты используются для тех же групп сотрудников, как и в случае выхода по рекомендациям. Поиск высококвалифицированного персонала и руководителей с уникальными компетенциями не происходят быстро. При этом существенным плюсом является способность контролировать и влиять на процесс поиска, в том числе путем проработки мотивов потенциальных кандидатов на вакансию.
Однозначными минусами использования этого механизма являются необходимость иметь в компании рекрутера с высоким уровнем квалификации и серьезные временные затраты.
В ситуации, когда на предприятии специалист по найму не обладает достаточной профессиональной квалификацией или у HR-службы нет возможности уделять подбору большого количества времени, тогда самым разумным видится обращение в специализированную компанию по подбору персонала.
На уровне руководителей компаний можно выделить группу инструментов «Стратегическое предвосхищение».
Она используется иностранными компаниями и белорусскими работодателями для формирования HR-бренда путем вовлечения PR-инструментов с последующим намеком на актуальность вакансий в случае, когда есть возможность спрогнозировать потребность в персонале на будущее. Чаще всего можно встретить статью о компании, истории, миссии, политике в отношении персонала и рейтинга на рынке, а далее предоставляются контакты отдела персонала.
Для этой же цели используют сотрудничество с ВУЗами. Можно выбрать такие варианты, как участие в ярмарках вакансий, работа с отдельными кафедрами по прохождению стажировки и обучения студентов в компании и т.д.
Профессиональный рекрутер четко должен понимать, что при поиске специалистов из соответствующего сообщества необходимо выбрать наиболее эффективные инструменты именно для этой группы, а в идеальном варианте использовать их параллельно и иметь возможность контролировать процесс. Не стоит также забывать, что поиск, как и любой процесс, не приемлет хаотичного развития, а требует планирования, четкого определения целей, прогнозирования и тщательной проработки каждого из инструментов. А эта задача требует высокого включения в сферу рекрутмента, отличного знания рынка труда, тенденций, болевых точек и в целом искренней любви к профессии рекрутера. Ведь так приятно искать и находить!
- 1 Понятие и содержание курса «менеджмент»
- 1.1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административно-командного управления
- 1. 2 Законы, закономерности и принципы менеджмента
- 2 Развитие теории и практики менеджмента
- 2. 1 Эволюция управленческой мысли
- 2.2 Развитие менеджмента как науки
- 2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 2.4 Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
- 3 Организация и ее среда
- 3.1 Понятие организации. Общие характеристики организаций
- Внутренняя среда организации
- Понятие формальной и неформальной организации
- Горизонтальное и вертикальное разделение труда
- Сущность управленческой деятельности
- 4 Менеджер в системе управления организацией
- 4.1 Характер, содержание и особенности управленческого труда
- Особенности научной организации труда менеджера
- Направления изучения личностных качеств руководителя и его деятельности
- Деятельность руководителя
- Личностные качества менеджера
- 5 Организационные структуры менеджмента
- 5.1 Сущность и общая характеристика организационных структур
- 5.2 Виды организационных структур
- 5.2.1 Функциональные и дивизиональные структуры
- 5.2.2. Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные организационные структуры
- 5.2.3 Проектные и матричные организационные структуры
- 6 Основные функции менеджмента
- 6.1 Понятие, классификация и значение функций менеджмента
- 6.2 Функция планирования.
- 6.3 Функция организации: значение и сущность
- 6.4 Делегирование полномочий
- 6.5 Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации
- 6.6 Функция контроля. Виды, этапы и основные свойства контроля
- 7 Методы менеджмента
- 7.1 Сущность и классификация методов менеджмента
- 7.2 Экономические методы менеджмента
- 7.3 Организационно-распорядительные методы менеджмента
- 7.4 Социально-психологические методы менеджмента
- Тема 8: Управленческое решение: понятие и механизм выработки и реализации.
- Тема 9 Классификация и характеристика основных стилей руководства
- 9.1 Управленческая решетка Блейка - Моутона
- Тема 10. Адаптация работника на производстве
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- Тема 11 основы стратегического управления
- 11.1 Сущность стратегического управления
- 11.2 Система стратегического управления. Основные этапы процесса планирования стратегии.
- 11.3 Выбор стратегии
- 11.4 Реализация стратегии
- 11.5 Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем
- Тема 12 Организационная культура предприятий отрасли
- 12.1 Понятие и основные элементы организационной культуры
- 12.2 Функции организационной культуры
- 12.3 Виды организационных культур
- 12.4 Имидж организации
- Тема 13 Организационный конфликт
- 13.1. Понятие организационного конфликта.
- 13.2.Виды и типы организационных конфликтов.
- С точки зрения причин организационного конфликта, выделяются:
- С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают:
- С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:
- С точки зрения возникших последствий организационные конфликты делятся:
- 13.3. Этапы конфликта
- 13.4. Влияние особенностей организационного конфликта на поведение людей.
- 13.4.1 Стратегии конфликтного взаимодействия.
- 13.4.2. Влияние противоречий на течение конфликта.
- 13.4.3. Инициаторы организационных конфликтов.
- 13.5 Управление организационным конфликтом.
- 13.5.1. Методы управления организационными конфликтами.
- 13.5.2 Общие правила, принципы и рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами.
- Тема 14 Управление персоналом.
- 14.1 Подбор персонала
- 14.2 Оценка потребности в персонале