Особенности научной организации труда менеджера
Научная организация труда менеджера предполагает:
а) широкое использование методов и теоретических положений различных наук (общественных, естественных, технических) при организации труда менеджера;
б) научный анализ и комплексную рационализацию труда менеджеров на основе достижений науки, техники и передового опыта.
Задачи, решаемые с помощью научной организации труда, можно разделить на экономические, социальные и психофизиологические.
Экономические задачи состоят в обеспечении рационального использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов и создании условий для роста производительности труда и повышения интереса к труду.
К психофизиологическим задачам относятся создание наиболее благоприятных условий труда, снижение утомляемости, сохранение здоровья.
Основные принципы научной организации труда менеджера в основном совпадают с принципами НОТ в любой другой сфере трудовой деятельности. К ним относятся такие принципы, как специализация, пропорциональность, параллельность, прямо точность, непрерывность, комплексность, мотивация и др.
К основным направлениям научной организации управленческого труда следует относить:
разделение и кооперацию труда менеджеров;
повышение квалификации менеджеров;
рационализацию труда;
внедрение прогрессивных форм и методов стимулирования труда;
улучшение условий и гигиены труда;
развитие творческих основ труда на базе автоматизации рутинных видов деятельности.
Разделение и кооперация труда предполагают, что за каждым подразделением и исполнителем в аппарате управления должно быть закреплено определенное и в достаточной степени однородное количество видов работ. Это позволяет повышать производительность и качество труда, накапливать конкретный практический опыт.
Разделение и кооперация труда основываются на:
а) делегировании полномочий (с вышестоящего уровня управления на нижестоящий);
б) ”экономии квалификации” (запрете использовать высококвалифицированных работников на работах, требующих низкой квалификации);
в) документальном закреплении обязанностей в положениях о подразделениях, должностных инструкциях и т. п.
Повышение квалификации управленческих кадров рассматривается как важное условие эффективного управления. В условиях НТП темпы изменения производства настолько стремительны, что работник аппарата управления, как показывает зарубежный опыт, должен как минимум раз в 4-5 лет повышать свою квалификацию. Более того, он должен самостоятельно регулярно знакомиться с новейшей технической и экономической литературой.
Рационализация труда в управлении главным образом связана с совершенствованием документирования и документооборота, планированием совершенствования управления, улучшением системы контроля, качественной подготовкой и проведением совещаний, заседаний.
Внедрение прогрессивных форм и методов материального и морального стимулирования труда обеспечивает активизацию трудовой деятельности менеджеров за счет самоорганизации труда. В реализации данного направления важную роль должен играть правильный выбор методики и показателей оценки деятельности менеджеров, которые должны учитывать сложность, объем и качество работы; профессиональную компетентность; организаторские способности; исполнительность; инициативность; взаимоотношения с коллегами.
Организация рабочих мест менеджеров предполагает проведение мероприятий, предусматривающих:
- размещение менеджеров в помещениях, способствующих взаимодействию работников и служб;
- оснащение рабочих мест мебелью, соответствующей физиологическим особенностям работающих;
- расстановка мебели и оборудования с учетом последовательности трудовых операций;
- обеспечение рабочих мест средствами механизации, оргтехникой;
- учет психологического воздействия цвета, музыки, освещения при оформлении интерьеров кабинетов.
Улучшение условий труда предполагает улучшение той внешней среды, в которой трудится работник, той производственной обстановки, которая его окружает.
Внешняя среда оказывает сильное влияние на организм человека, его физиологические возможности, психику, а, следовательно, и работоспособность. Научная организация труда предполагает обеспечение таких условий труда (общее состояние производственных помещений, температура воздуха и его влажность, освещение, вибрация, шум и т. п.), которые соответствуют оптимальным с точки зрения санитарно – гигиенических норм.
Развитие творческих основ труда предполагает создание условий, при которых труд считается не только обязанностью, но и сферой самовыражения личности, раскрытия потенциала, заложенного в человеке природой. Современный этап позволяет освободить менеджера от традиционных операций, дать ему возможность проигрывать варианты решений, создать условия для полноценного творческого труда.
- 1 Понятие и содержание курса «менеджмент»
- 1.1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административно-командного управления
- 1. 2 Законы, закономерности и принципы менеджмента
- 2 Развитие теории и практики менеджмента
- 2. 1 Эволюция управленческой мысли
- 2.2 Развитие менеджмента как науки
- 2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 2.4 Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
- 3 Организация и ее среда
- 3.1 Понятие организации. Общие характеристики организаций
- Внутренняя среда организации
- Понятие формальной и неформальной организации
- Горизонтальное и вертикальное разделение труда
- Сущность управленческой деятельности
- 4 Менеджер в системе управления организацией
- 4.1 Характер, содержание и особенности управленческого труда
- Особенности научной организации труда менеджера
- Направления изучения личностных качеств руководителя и его деятельности
- Деятельность руководителя
- Личностные качества менеджера
- 5 Организационные структуры менеджмента
- 5.1 Сущность и общая характеристика организационных структур
- 5.2 Виды организационных структур
- 5.2.1 Функциональные и дивизиональные структуры
- 5.2.2. Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные организационные структуры
- 5.2.3 Проектные и матричные организационные структуры
- 6 Основные функции менеджмента
- 6.1 Понятие, классификация и значение функций менеджмента
- 6.2 Функция планирования.
- 6.3 Функция организации: значение и сущность
- 6.4 Делегирование полномочий
- 6.5 Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации
- 6.6 Функция контроля. Виды, этапы и основные свойства контроля
- 7 Методы менеджмента
- 7.1 Сущность и классификация методов менеджмента
- 7.2 Экономические методы менеджмента
- 7.3 Организационно-распорядительные методы менеджмента
- 7.4 Социально-психологические методы менеджмента
- Тема 8: Управленческое решение: понятие и механизм выработки и реализации.
- Тема 9 Классификация и характеристика основных стилей руководства
- 9.1 Управленческая решетка Блейка - Моутона
- Тема 10. Адаптация работника на производстве
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- Тема 11 основы стратегического управления
- 11.1 Сущность стратегического управления
- 11.2 Система стратегического управления. Основные этапы процесса планирования стратегии.
- 11.3 Выбор стратегии
- 11.4 Реализация стратегии
- 11.5 Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем
- Тема 12 Организационная культура предприятий отрасли
- 12.1 Понятие и основные элементы организационной культуры
- 12.2 Функции организационной культуры
- 12.3 Виды организационных культур
- 12.4 Имидж организации
- Тема 13 Организационный конфликт
- 13.1. Понятие организационного конфликта.
- 13.2.Виды и типы организационных конфликтов.
- С точки зрения причин организационного конфликта, выделяются:
- С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают:
- С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:
- С точки зрения возникших последствий организационные конфликты делятся:
- 13.3. Этапы конфликта
- 13.4. Влияние особенностей организационного конфликта на поведение людей.
- 13.4.1 Стратегии конфликтного взаимодействия.
- 13.4.2. Влияние противоречий на течение конфликта.
- 13.4.3. Инициаторы организационных конфликтов.
- 13.5 Управление организационным конфликтом.
- 13.5.1. Методы управления организационными конфликтами.
- 13.5.2 Общие правила, принципы и рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами.
- Тема 14 Управление персоналом.
- 14.1 Подбор персонала
- 14.2 Оценка потребности в персонале