2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
В начале тридцатых годов в противовес предыдущим школам, не способным полностью осознать значение человеческого фактора как основного элемента эффективности организации, сформировалось и получило широкое развитие гуманистическое направление в менеджменте. В этом направлении выделяют два этапа: школа человеческих, отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук, (1950 — по настоящее время).
Одним из первых ученых, внедривших психологию в бизнес, промышленность и управление, была американский социолог Мери Паркер Роллет (1868-1933). Она первая дала определение менеджменту как "обеспечению выполнения работы с помощью других лиц". Она много писала о творчестве, кооперации, координации, разрешении конфликтов, об участии рабочих в управлении.
Но все же принято считать, что данная школа возникла в результате шестилетних опытов (1926... 1932 гг.) группы промышленных психологов во главе с Элтоном Мэйо (1880-1949), профессором Гарвардской школы бизнеса. Исследования проводились на заводе телефонного оборудования фирмы "Вестей Электрик" в Хоторне близ Чикаго и во всем мире получили известность как "хоторнские эксперименты".
Основной вывод Э.Мэйо сводился к утверждению, что решающее влияние на производительность труда оказывают не только материальные факторы, но главным образом психологические и социальные факторы. Если Тэйлор знал только два стимула — угроза наказания и денежное поощрение, то Мэйо установил, что для рабочего психологический климат и моральные стимулы являются не менее важными аргументами.
Последователи этой школы рекомендовали руководству проявить большую заботу о своих подчиненных, использовать такие приемы управления человеческими отношениями, как консультацию с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Развитие этого направления получило новый импульс после второй мировой войны с дальнейшим развитием поведенческих наук (психологии и социологии). К наиболее известным представителям более позднего периода этой школы можно отнести Дугласа Мак Грегора, Ренсиса Лайкерта, Ф. Герцберга, Абрахама Н.Маслоу, Р.Блейка. Эти ученые и многие другие исследовали различные стороны социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Если на своем первом этапе данное направление — "школа человеческих отношений" — уделяло основное внимание налаживанию межличностных отношений, то на втором — "школа поведенческих наук"— оно стремилось в большей степени оказать помощь работнику в осознании и раскрытии собственных возможностей, то есть, главной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов.
Этой школе принадлежит важное место в развитии теории управления. Она получила широкое распространение в передовых странах мира, являясь превалирующим направлением в развитии теории и практики менеджмента до конца 60-х годов. Это направление с успехом применяется в настоящее время и, по прогнозам специалистов, будет развиваться и в будущем путем гармоничного сочетания с другими подходами.
Использование количественных методов в управлении (экономико-математических методов) началось в послевоенное время и особый толчок получило с развитием компьютеров.
Примеры практического применения количественных методов известны во время второй мировой войны: для эффективного использования ограниченного количества технических средств при минировании портов, максимизации эффективности военных поставок и др. Различные количественные методы группируются под общим названием "исследование операций".
Влияние и практическое использование количественных методов было не столь значительно, как предсказывали его сторонники. Отчасти это объяснялось тем, что до конца 60-х годов (а в странах бывшего СССР — значительно позже) у менеджеров не было достаточного образования для понимания и применения этих методов. В настоящее время положение меняется: при подготовке менеджеров изучают количественные методы и применение компьютеров.
Значительное место в разработке экономико-математических методов принадлежит русским ученым и особенно академику Л.В.Канторовичу. За исследования по оптимальному использованию ресурсов, разработку метода линейного программирования и применение его для решения практических задач ему была присуждена Нобелевская премия.
- 1 Понятие и содержание курса «менеджмент»
- 1.1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административно-командного управления
- 1. 2 Законы, закономерности и принципы менеджмента
- 2 Развитие теории и практики менеджмента
- 2. 1 Эволюция управленческой мысли
- 2.2 Развитие менеджмента как науки
- 2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 2.4 Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
- 3 Организация и ее среда
- 3.1 Понятие организации. Общие характеристики организаций
- Внутренняя среда организации
- Понятие формальной и неформальной организации
- Горизонтальное и вертикальное разделение труда
- Сущность управленческой деятельности
- 4 Менеджер в системе управления организацией
- 4.1 Характер, содержание и особенности управленческого труда
- Особенности научной организации труда менеджера
- Направления изучения личностных качеств руководителя и его деятельности
- Деятельность руководителя
- Личностные качества менеджера
- 5 Организационные структуры менеджмента
- 5.1 Сущность и общая характеристика организационных структур
- 5.2 Виды организационных структур
- 5.2.1 Функциональные и дивизиональные структуры
- 5.2.2. Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные организационные структуры
- 5.2.3 Проектные и матричные организационные структуры
- 6 Основные функции менеджмента
- 6.1 Понятие, классификация и значение функций менеджмента
- 6.2 Функция планирования.
- 6.3 Функция организации: значение и сущность
- 6.4 Делегирование полномочий
- 6.5 Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации
- 6.6 Функция контроля. Виды, этапы и основные свойства контроля
- 7 Методы менеджмента
- 7.1 Сущность и классификация методов менеджмента
- 7.2 Экономические методы менеджмента
- 7.3 Организационно-распорядительные методы менеджмента
- 7.4 Социально-психологические методы менеджмента
- Тема 8: Управленческое решение: понятие и механизм выработки и реализации.
- Тема 9 Классификация и характеристика основных стилей руководства
- 9.1 Управленческая решетка Блейка - Моутона
- Тема 10. Адаптация работника на производстве
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- Тема 11 основы стратегического управления
- 11.1 Сущность стратегического управления
- 11.2 Система стратегического управления. Основные этапы процесса планирования стратегии.
- 11.3 Выбор стратегии
- 11.4 Реализация стратегии
- 11.5 Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем
- Тема 12 Организационная культура предприятий отрасли
- 12.1 Понятие и основные элементы организационной культуры
- 12.2 Функции организационной культуры
- 12.3 Виды организационных культур
- 12.4 Имидж организации
- Тема 13 Организационный конфликт
- 13.1. Понятие организационного конфликта.
- 13.2.Виды и типы организационных конфликтов.
- С точки зрения причин организационного конфликта, выделяются:
- С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают:
- С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:
- С точки зрения возникших последствий организационные конфликты делятся:
- 13.3. Этапы конфликта
- 13.4. Влияние особенностей организационного конфликта на поведение людей.
- 13.4.1 Стратегии конфликтного взаимодействия.
- 13.4.2. Влияние противоречий на течение конфликта.
- 13.4.3. Инициаторы организационных конфликтов.
- 13.5 Управление организационным конфликтом.
- 13.5.1. Методы управления организационными конфликтами.
- 13.5.2 Общие правила, принципы и рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами.
- Тема 14 Управление персоналом.
- 14.1 Подбор персонала
- 14.2 Оценка потребности в персонале