20. Стили руководства
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• Директивный стиль (авторитарный); • Демократический стиль (коллегиальный); • Либеральный стиль (попустительский или анархический). Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
21. Психологические проблемы руководства
а) проблема принятия решений (единолично-коллективно); б) проблема ограниченности времени (нет времени подумать на перспективу, "текучка заедает"); в) проблема инновационной активности (помните: лучшее — враг хорошего).
22. Конфликт. Конфликтанты. Методы нейтрализации конфликтного поведения
Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.
23. Типичные ошибки при разрешении конфликта.
1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин, т.е. без проведения диагностики
2. Преждевременное «замораживание» конфликта
3. Неверно определены предмет конфликта и оппоненты
4. Запаздывание с принятием мер
8. Пассивность оппонентов
24. Критика: типичные ошибки, методы конструктивной критики
Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») —
выявление противоречий;
выявление ошибок и их разбор
разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
- Понятие морали, ее характеристики и особенности
- Понятие психики.
- Основные этические категории. Расскажите подробнее о любой из них.
- Происхождение морали.
- Нормативные «формулы» морали: сравнительный анализ
- Основные направления психологии: краткая характеристика
- 7. Структура личности по з. Фрейду. Понятие бессознательного.
- 8.Типология личности по к.Г. Юнгу.
- 9. Образ я. Как он складывается и как влияет на общение с другими?
- 10. Влияние окружающей среды на общение. Стереотипы. Эффект ореола.
- 11. Факторы, влияющие на восприятие в процессе общения.
- 12. Вербальное общение.
- 13. Невербальное общение
- 14. . Полемика: правила, уловки
- 15. Манипуляция: типы, способы противостояния
- 16. Нлп: основные принципы.
- 17. Общение как взаимодействие. Трансактный анализ.
- 18. Психодиагностика
- 19. Взаимоотношения в группе. Лидерство.
- 20. Стили руководства
- 25. Анализ конфликтной ситуации: основные принципы
- 24. Критика: типичные ошибки, методы конструктивной критики
- 25. Анализ конфликтной ситуации: основные принципы.
- 26. Моральный конфликт. Принципы анализа.
- 27. Прикладная этика: особенности, причины появления.
- 28. Профессиональная этика.
- 29. Корпоративная этика.
- 30. Этическое регулирование в корпорации. Этические кодексы.