logo
Понятие морали

30. Этическое регулирование в корпорации. Этические кодексы.

Степень этичности действий индивида в рамках корпорации напрямую зависит от степени его личной моральности. Во-первых, сотрудник может сознательно подчинять свои действия моральным нормам, понимая связь между общественным и личным интересом, делая общий интерес своим личным интересом. Во-вторых, он может действовать нравственно лишь тогда, когда большинство его коллег действуют так же. Наконец, в-третьих, сотрудник может, несмотря на понимание необходимости соблюдать правила, делать для себя исключение и стремиться извлечь дополнительные выгоды. Задача корпоративной этики заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение моральных норм работниками двух последних категорий.

Преимущество кодекса в том, что он дает отдельному индивиду гарантию, что и большинство других будут соблюдать оговоренные в нем правила. Этический кодекс корпорации должен детально регламентировать поведение сотрудников. Его задача – максимально ослабить зависимость коллективного результата деятельности от степени личной сознательности и добросовестности работников.

Кодекс корпоративной этики для внешних партнеров корпорации и для общества в целом является свидетельством того, что, принимая на себя дополнительные моральные обязательства, корпорация осознает свою моральную ответственность.

Кодекс корпоративной этики является системой таких ориентиров, которые облегчают принятие конкретных решений. Четкие, адресованные всем членам корпорации правила кодекса минимизируют зависимость работника от произвола руководства, создают справедливые условия для деятельности всех сотрудников.

Для действенности кодекса важен способ его обоснования. При создании кодекса корпоративной этики необходимо помнить, что, если следование нравственным нормам рассматривается не как нечто самоценное, а как средство, например, увеличения прибыли, то нормы кодекса не будут восприниматься как безусловно обязательные для выполнения. Важно, чтобы кодексы содержали в своих нормах и принципах тенденции, которые люди позитивно оценивают и разделяют.

1

2