logo search
реферат

1.4.Прибыль и рентабельность

С точки зрения бухгалтерского учета прибыль состоит из трех компонентов.

Первый является доходом от обычной деятельности анализируемого объекта и представляет собой разницу между выручкой от реализации в действующих ценах (без НДС, акцизов и обязательных платежей) и соответствующими затратами. Этот показатель называется прибылью от реализации продукции (работ, услуг).

Второй вид дохода проистекает из факта обладания организацией: определенными видами активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства и т. п.), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (основные средства, запасы). Этот вид дохода является результатом деятельности в финансовой сфере.

Объединив результат от реализации с результатом от финансовой и прочей деятельности, мы получим прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной деятельности.

Третий вид доходов - это результат от внереализационных операций, которые носят нерегулярный характер.

Сумма результатов от каждой из трех сфер деятельности организации называется прибылью отчетного периода (если результат положительный) или убытком отчетного периода (если результат отрицательный).

Еще один показатель - нераспределенная прибыль. По своей природе сумма нераспределенной прибыли представляет собой аккумулированный доход, находящийся в обороте. Она является собственным источником финансирования, т.е. может рассматриваться как составная часть капитала организации.

Кроме того, можно выделить показатель прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эта расчетная величина и представляет собой разницу между прибылью отчетного периода, платежами в бюджет и другими обязательными платежами из прибыли. Из оставшейся суммы производят отчисления в фонды организации, на благотворительные цели и др. По сути - это промежуточный результат между прибылью отчетного периода и нераспределенной прибылью.

С 1993 года в практику организаций введен новый экономический показатель - предполагаемая прибыль. Она рассчитывается исходя из конкретных условий деятельности организации, которая самостоятельно решает, на что при этом ориентироваться: на рост потребительских цен, на предполагаемые затраты, исходя из изменения оптовых цен, на возможности реализации - платежный спрос или на курс по отношению к рублю и т.д.

Консолидированная прибыль - прибыль материнского и дочерних предприятий.

Показатели рентабельности

Существуют традиционные показатели рентабельности (еще в СССР), но они больше экономические чем финансовые. Это:

Балансовая рентабельность (БР)

Расчетная Рентабельность (РР)

Финансовые показатели:

- рентабельность активов.

- рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продукции (РП)

Рентабельность продаж (реализации)

Многофакторная модель, разработанная компанией "Dupont", в 60-е годы (сначала двухфакторная модель рентабельности активов) Двухфакторная модель:

В - выручка

А - активы

Факторы:

Первый коэффициент - рентабельность продаж.

Второй факт: - оборачиваемость активов.

Недостаток ROA - он не учитывает структуру капитала, и не дает ответа на вопрос о факторах влияющих на рентабельность собственного капитала.

Появилась трехфакторная модель РСК

- структура капитала.

Планирование прибыли методом расчета точки безубыточности.

Для предприятия важно определить не только величину ВП и ЧП, но так же необходимо знать предельный минимальный объем реализации при при котором нет ни прибыли, ни убытка.

Точка безубыточности - один из критериев эффективности работы предприятия.

Чем ниже точка безубыточности, тем предприятие более конкурентно способно.(т.к. ему нужно меньше продать).

Расчет точек безубыточности широко применяется на тех предприятия, на которых организован управленческий учет.

Управленческий учет предполагает как расчет фактических показателей, так и плановый, а так же анализ фактических и плановых показателей.

Управленческий учет ведется в свободной форме и является коммерческой тайной, т.к. эти расчеты могут существенно расходится с финансовыми результатами.

Управленческий учет зародился в 2-30 годы.

Для его организации необходимо, чтобы на предприятии учитывались и планировались затраты по постоянным и переменным издержкам.

Управленческий учет дает возможность принимать оперативные решения об изменении ассортимента, цен, и объема реализации, для того чтобы обеспечить безубыточность.

В реальной жизни предприятия имеют много ассортиментное производство, зависимость между переменными затратами и объемом реализации не имеет линейного характера, постоянные издержки являются условно постоянными. /т.е. много примеров когда издержки трудно однозначно отнести к постоянным или переменным, следовательно данная формула усложняется. Расчет многоступенчатый / с помощью компьютеров, методов математического моделирования, линейного программирования/. Часто расчеты ведутся в разрезе цехов.

Так же рассчитывают кромки безопасности /запас финансовой прочности/ предприятия. В абсолютном выражении, это разница между фактической выручкой и минимальной /чем она больше, тем больше ЗФП/.

С помощью точек безубыточности можно планировать и валовую прибыль:

- объем реализации для получения заданной прибыли.

В реальных условиях, в российской практике, надо учитывать, особенности н/н. Есть ряд налогов которые относятся на финансовые результат, налог на имущество, на рекламу, на содержание правоохранительных органов и. т. д.