3.1. Управление персоналом на предприятии
Управление персоналом - это совокупность принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на персонал, обеспечивающих максимальное использование их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций для достижения целей предприятия.
В системе управления персоналом выделяются субъект и объект. Под субъектом (управляющий элемент) понимается носитель функции управления персоналом, т.е. совокупность органов и работников, реализующих функции управления персоналом. Субъект управления персоналом - это тот, от кого зависит качество принятия управленческих решений, а, следовательно, последующий результат деятельности работника, подразделения и всего предприятия в целом. Субъект управления персоналом - это тот, кто обладает функциями управления персоналом; занимает активное положение по отношению к объекту управления; имеет для этого необходимые возможности. Субъекты управления персоналом можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними субъектами управления персоналом являются:
(1) функциональный аппарат, управляющий процессами подготовки, приема, адаптации, перемещения производственных кадров и т.п.;
(2) линейный управленческий персонал, осуществляющий руководство подчиненными подразделениями и коллективами;
(3) различные рабочие, профсоюзные и другие общественные организации, выполняющие ряд функций по сплочению коллектива, воспитанию его членов, развитию их творческой активности;
(4) неформальные лидеры, имеющиеся в коллективе.
К внешним субъектам деятельности по управлению персоналом относятся: государство и тс его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы; собственники предприятий, нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом.
Объект(управляемый элемент, т.е. то, что изучается) - это основные компоненты системы управления персоналом: подбор, расстановка, оценка, стимулирование и т.д.
Необходимо различатьпринципы управления персоналом, под которыми понимают правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Основные принципы формирования и функционирования управления персоналом предприятия представлены в табл. 17.1. Все принципы системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом предприятия.
Основные элементы системы управления персоналом предприятия представлены в табл. 17.2.
Таблица 17.1. Принципы формирования и функционирования управления персоналом
Принцип системы управления персоналом | Содержание |
Экономичность | Предполагает наиболее эффективную и экономичную систему управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства |
Прогрессивность | Означает соответствие системы управления персоналом передовому зарубежному и отечественному опыту |
Перспективность | При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития предприятия |
Оптимальность | Выбор наиболее рационального варианта предложений по формированию управления персоналом |
Научность | Разработка мероприятий по формированию управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления |
Оперативность | Своевременное принятие решений в области управления персоналом |
Согласованность | Взаимодействие между иерархическими звеньями по вертикали, а также между звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть согласованы с основными целями предприятия |
Все принципы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом предприятия.
Основные элементы системы управления персоналом предприятия представлены в табл. 17.2.
Таблица 17.2. Основные элементы системы управления персоналом предприятия
Элемент системы управления персоналом | Содержание |
1. Кадровая политика предприятия | Под кадровой политикой предприятия понимают систему теоретических взглядов, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, а также методы этой работы, позволяющие создать высокопроизводительный сплоченный коллектив |
2. Кадровое планирование работников | В рамках кадрового планирования решаются задачи определения потребностей предприятия в персонале необходимой численности и качества |
3. Подбор и отбор персонала | Процесс подбора и отбора персонала состоит из нескольких этапов: поиск кандидатов к занятию вакантных мест; детализация требований к кандидату на занятие свободной вакансии: проведение отбора; прием на работу |
4. Адаптация новых работников | В процессе общей ориентации, осуществляемой службой управления персоналом, происходит ознакомление нового работника с предприятием, его политикой, условиями труда, охраной труда, техникой безопасности и т.д. По направленности адаптация бывает: профессиональная, психофизиологическая и социально-психологическая |
5. Профессиональная подготовка и развитие персонала | Существует несколько видов профессиональной подготовки и развития персонала на предприятии: без отрыва от производства в специализированных учреждениях; с отрывом от производства в специализированных учреждениях; на рабочем месте: самообразование |
6. Оценка работников | Оценка деятельности работников предприятия представляет собой традиционную аттестацию. Целью аттестации является периодическая оценка и критическое рассмотрение потенциальных возможностей персонала. В настоящее время предприятия применяют ряд новых методов оценки персонала, таких как: управление по целям; управление результативностью; метод "360 градусов"; ассессмент-центр |
7. Управление поведением персонала | Поведение персонала - это форма взаимодействия отдельного человека с окружающей производственной средой. Важным элементом управления поведением работников является умение управлять конфликтами на предприятии |
8. Кадровое делопроизводство | Для всех типов документов необходимо выполнение целого ряда работ, объединяемых понятием "делопроизводство" |
Методы управления персоналом предприятия подразделяются на три группы: (1) административные(формирование структуры управления персоналом; подбор и отбор персонала, правовое регулирование и др.), (2) экономические (материальное стимулирование и установление материальных дотаций; установление экономических норм и нормативов, участие в прибылях и капитале и др.) и (3) социально-психологические(социально-психологический анализ работников коллектива; моральное стимулирование персонала, удовлетворение культурных и духовных потребностей персонала и др.). При их помощи вырабатываются способы воздействия на коллективы и отдельных работников для осуществления их деятельности.
- Раздел 1.Экономика предприятия 4
- Раздел 2. Планирование на предприятии и организации производства 18
- Раздел 3. Управление на предприятии 25
- Введение
- Раздел 1.Экономика предприятия
- 1.1.Предприятие и его организационно-экономические системы
- 1.2.Основные и оборотные средства предприятия
- 1.3.Затраты на производство и реализацию продукции
- 1.4.Прибыль и рентабельность
- Раздел 2. Планирование на предприятии и организации производства
- 2.1. Роль и значение планирования в экономике
- 2.2. Стратегическое планирование и управление
- 2.3. Бизнес-планирование на предприятии
- Раздел 3. Управление на предприятии
- 3.1.Организационно-экономические системы: создание, развитие и управление
- 3.2.Управление качеством на предприятии
- 3.1. Управление персоналом на предприятии
- Заключение
- Литература: