logo
реферат

2.1. Роль и значение планирования в экономике

Планирование – это процесс или совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению целей и задач его функционирования [41 ]. Многие российские субъекты хозяйствования имеют длительный опыт социалистического планирования, который характеризуется как позитивными, так и негативными последствиями. В 90-е гг. прошлого века ряд отечественных предприятий под влиянием неопределенных факторов внешней и внутренней среды, освобождаясь от негатива ограничивающего свободу их деятельности централизованного планирования, зачастую отказывался от любых форм и методов планирования и вообще ослабил его роль в управлении производством, что приводило к их несостоятельности и банкротству.

В то же время именно в переходный к рынку кризисный и посткризисный периоды роль планирования неизбежно должна возрастать. Очевидно, что в условиях развития рыночной экономики эта роль приобретает особую значимость, так как планирование по сути дела является определяющей функцией управления предприятием, обеспечивающей эффективность производства и его деятельности в целом. Кроме планирования, как известно, основными функциями менеджмента (управления) являются:

– организация и координация;

– мотивация;

– контроль и регулирование.

Планирование среди этих функций имеет особое, даже приоритетное значение не только потому, что оно является начальным этапом перспективного развития предприятия, но им руководствуются органы управления на всех этапах его деятельности, а также при оценке любых результатов действий хозяйствующего субъекта.

Можно сказать, что в условиях рыночной экономики и ее развития планирование было, есть и будет центральным звеном всех систем управления производством и хозяйствования на предприятиях.

Согласно зарубежным публикациям взаимосвязь планирования и управления можно представить в виде схемы, представленной на рис. 2.1 [10].

Рис. 2.1. Взаимосвязь планирования и управления производственной деятельностью предприятия

Вся система хозяйственного управления производством построена на различных видах планирования. Завершение одного этапа работы на предприятиях служит началом последующего этапа, и взаимосвязь всех этапов производственного процесса на них осуществляется всегда посредством планирования.

В условиях рыночной экономики планирование всегда будет занимать центральное место в механизме управления в качестве способа достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это обязательное условие своевременной подготовки материалов, сырья, комплектующих изделий, средств технологического оснащения для производства конечной продукции, создания необходимых запасов, подготовки кадров и т. п. (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Связь ресурсов и времени

Предприятию, чтобы опередить конкурентов, необходимо постоянно планировать перспективы развития собственного производства и оценивать потребности рынка, а средствами управления достигать соответствующих плановых результатов. Ему необходимо планировать эти перспективы по каждому этапу, начиная с подготовки производства и заканчивая реализацией выпускаемой продукции, учитывая диверсификационный переход на освоение новой продукции и выход с ней на рынок.

Планирование – важнейший экономический метод управления, основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Оно всегда ориентируется на данные прошлого периода, но всегда стремится определить и контролировать развитие субъектов хозяйствования в перспективе.

Планирование необходимо для разработки и реализации организационно-управленческих решений на предприятии о целях, средствах и действиях. В то же время оно является основной формой взаимоувязки всех факторов производства.

В конечном счете планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложившимся на рынке спросом и предложением. Это вытекает из самой сущности планирования:

– во-первых, планирование имеет дело с выбором возможной альтернативы развития предприятия в перспективе;

– во-вторых, реализация избранной альтернативы осуществляется на основе организационно-управленческих решений (ОУР), принимаемых в настоящее время;

– в-третьих, планирование представляет собой непрерывный процесс принятия ОУР, в ходе которых устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия (начиная с подготовки, организации производства, затем реализации продукции и заканчивая дальнейшим развитием производства); определяются стратегия и политика по их достижению, разрабатываются долгосрочные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;

– в-четвертых, исходной посылкой планирования является принцип, согласно которому предприятие (фирма) должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованных в результатах работы предприятия собственников, учредителей, акционеров, государства и т. д.;

– в-пятых, из-за различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кадровая политика, определение номенклатуры продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения в долговременном плане. В то же время текущее обеспечение предприятия сырьем и материалами, плата за воду и энергию нуждаются в анализе в краткосрочном периоде.