2.2 Развитие менеджмента как науки
Бурное развитее производительных сил во второй половине прошлого века, технический прогресс и машинное производство требовали четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось понимание, что организацией необходимо управлять систематизированно на основе научного подхода.
Классификация подходов, характеризующих развитее менеджмента как науки в историческом аспекте схематически показана на рис.1.
Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.
Первый подход включает четыре школы: научного управления, административную или классическую, человеческих отношений и поведенческих наук, количественных методов. Авторы и последователи каждого из этих направлений утверждали, что их подход является наиболее рациональным и дает ключ к эффективному достижению целей организации. Оценивая эти школы по прошествии определенного времени, следует признать, что каждая из них внесла значительный вклад в развитие менеджмента. Самые современные организации с успехом используют положения и рекомендации данных школ. Однако практика и более поздние исследования показали, что многие управленческие концепции были лишь частично верными и могли использоваться в ограниченных ситуациях. Школы пересекаются в вопросах теории и практики и в рамках одной организации встречаются элементы всех школ.
Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основоположником научного менеджмента считают американского ученого, инженера Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856-1915 гг.). Он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход, и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: "Отец научного менеджмента".
Тэйлор и его последователи использовали наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Тэйлора "Принципы и методы научного управления", основные положения которой сводились к следующему:
1 Создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента.
2 Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
3 Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда.
4 Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
5 Использование прогрессивной системы оплата труда для стимулирования большей производительности.
Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т.е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.
Концепция научного управления стала переломным этапом, в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.
Если работы сторонников научного управления касались повышения эффективности на конкретных рабочих местах (т.е. на уровне ниже управленческого), то с возникновением административной (классической) школы специалисты начали работать над совершенствованием управления организацией в целом. Представитель Анри Файоль (1841-1925 гг.), в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из самых процветающих концернов, известным своими управленческими, техническими и научными кадрами.
Основные управленческие концепции Файоля нашли отражение в его известной работе "Общее и промышленное управление" и заключаются в следующем:
1 Основные принципы управления являются универсальными, и следование им приведет организацию к успеху. Принципы управления Файоля: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива и корпоративный дух.
2 Теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. (Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, которую стали серьезно преподавать в учебных заведениях).
3 "Управлять, — писал Файоль, — значит предвидеть, организовывать распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все
действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям".
Таким образом, Файоль в первые дал четкую классификацию управленческих функций, выполняемых на предприятии.
- 1 Понятие и содержание курса «менеджмент»
- 1.1 Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от административно-командного управления
- 1. 2 Законы, закономерности и принципы менеджмента
- 2 Развитие теории и практики менеджмента
- 2. 1 Эволюция управленческой мысли
- 2.2 Развитие менеджмента как науки
- 2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 2.4 Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
- 3 Организация и ее среда
- 3.1 Понятие организации. Общие характеристики организаций
- Внутренняя среда организации
- Понятие формальной и неформальной организации
- Горизонтальное и вертикальное разделение труда
- Сущность управленческой деятельности
- 4 Менеджер в системе управления организацией
- 4.1 Характер, содержание и особенности управленческого труда
- Особенности научной организации труда менеджера
- Направления изучения личностных качеств руководителя и его деятельности
- Деятельность руководителя
- Личностные качества менеджера
- 5 Организационные структуры менеджмента
- 5.1 Сущность и общая характеристика организационных структур
- 5.2 Виды организационных структур
- 5.2.1 Функциональные и дивизиональные структуры
- 5.2.2. Линейные, линейно-функциональные и линейно-штабные организационные структуры
- 5.2.3 Проектные и матричные организационные структуры
- 6 Основные функции менеджмента
- 6.1 Понятие, классификация и значение функций менеджмента
- 6.2 Функция планирования.
- 6.3 Функция организации: значение и сущность
- 6.4 Делегирование полномочий
- 6.5 Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации
- 6.6 Функция контроля. Виды, этапы и основные свойства контроля
- 7 Методы менеджмента
- 7.1 Сущность и классификация методов менеджмента
- 7.2 Экономические методы менеджмента
- 7.3 Организационно-распорядительные методы менеджмента
- 7.4 Социально-психологические методы менеджмента
- Тема 8: Управленческое решение: понятие и механизм выработки и реализации.
- Тема 9 Классификация и характеристика основных стилей руководства
- 9.1 Управленческая решетка Блейка - Моутона
- Тема 10. Адаптация работника на производстве
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- 10.1. Понятие, формы и виды адаптации
- 10.2. Оценка результатов адаптации
- 10.3. Управление адаптацией работников
- Тема 11 основы стратегического управления
- 11.1 Сущность стратегического управления
- 11.2 Система стратегического управления. Основные этапы процесса планирования стратегии.
- 11.3 Выбор стратегии
- 11.4 Реализация стратегии
- 11.5 Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем
- Тема 12 Организационная культура предприятий отрасли
- 12.1 Понятие и основные элементы организационной культуры
- 12.2 Функции организационной культуры
- 12.3 Виды организационных культур
- 12.4 Имидж организации
- Тема 13 Организационный конфликт
- 13.1. Понятие организационного конфликта.
- 13.2.Виды и типы организационных конфликтов.
- С точки зрения причин организационного конфликта, выделяются:
- С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают:
- С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:
- С точки зрения возникших последствий организационные конфликты делятся:
- 13.3. Этапы конфликта
- 13.4. Влияние особенностей организационного конфликта на поведение людей.
- 13.4.1 Стратегии конфликтного взаимодействия.
- 13.4.2. Влияние противоречий на течение конфликта.
- 13.4.3. Инициаторы организационных конфликтов.
- 13.5 Управление организационным конфликтом.
- 13.5.1. Методы управления организационными конфликтами.
- 13.5.2 Общие правила, принципы и рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами.
- Тема 14 Управление персоналом.
- 14.1 Подбор персонала
- 14.2 Оценка потребности в персонале