9.2 Специфические методы исследования взаимодействия фактов
В исследовании управления, которое предназначено для согласования совместной деятельности людей, обеспечения интеграции деятельности, большую роль играет метод изучения взаимодействия факторов, определяющих поведение объектов, характер ситуаций, содержание проблем.
Это один из известных и важных методов. Любая проблема или ситуация может быть представлена в совокупности факторов ее проявления и существования. Все факторы существуют не каждый в отдельности. Они находятся во взаимодействии, которое и раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение. Но не всегда эти взаимодействия заметны, понятны, структурированы и ранжированы в сознании исследователя. Поэтому и необходимо определить состав и характер взаимодействий. На этом основан метод.
Его использование заключается в следующем. Необходимы четкое выделение факторов по определенным критериям и четкость в понимании взаимодействия. Далее на этой основе строится матрица взаимодействий, которая должна показать картину существующих и возможных взаимодействий между различными факторами. Эти взаимодействия можно ранжировать по группам: взаимодействия существенные, несущественные, желательные, нежелательные, устойчивые, неустойчивые. Возможны другая градация взаимодействий и количественная оценка их важности.
Составленная таким образом матрица может показать существующую картину, новые грани проблемы, возможные пути ее решения. Во многих случаях этот метод может быть весьма эффективным в исследовании управления.
В системах управления таким методом можно исследовать взаимодействия функций и звеньев системы управления, факторов повышения эффективности или инновационного развития, взаимодействия ограничений в осуществлении стратегии, неформальные взаимодействия в процессах управления и т. д.
Лекция 10 Диверсификация исследования. Методы интуитивного поиска. Метод «мозгового штурма».
10.1 Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее,
будущее.
10.2 Состав и система диверсифицированных методов исследования.
10.3 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления.
10.4 Метод "мозгового штурма"
10.1 Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее,
будущее.
Диверсификация - одно из заметных явлений современности. Она представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей.
Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности. Но есть и еще одно преимущество диверсификации. Оно заключается в создании условий для взаимного обогащения одной технологии другой, использования смежных принципов и подходов, обеспечения разнообразия видов продукции за счет "эффекта перенесения" идеи или подхода. Это напоминает известный в квантовой методологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и действовать тогда, когда соединяется внешнее и внутреннее, когда возникает возможность посмотреть на внутреннее с внешних или принципиально иных позиций. Это можно назвать эффектом диверсификации.
Вместе с тем происходит и диверсификация управления, которая проявляется в разнообразии форм и видов систем управления, в соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями.
Процессы диверсификации проникают и в сферу исследований. Здесь они обнаруживают себя в растущем разнообразии подходов и методов исследования и потребностях соединения этих подходов в конкретном исследовании.
Так, например, использование даже традиционных методов исследования можно соединить с психологическим регулированием исследовательской деятельности и особой формой ее организации. Получается принципиально новый метод исследования, обладающий своими достоинствами и недостатками и отличающийся от других методов. В связи с этим можно назвать метод синектика и множество разновидностей этого метода. Его можно назвать диверсифицированным методом исследования, потому что это не просто метод анализа или коллективной интеллектуальной деятельности, это метод мотивирования коллективной интуиции, своеобразной игры воображения, психологической настройки, целеустремленного поиска и пр.
Важной особенностью диверсифицированных методов исследования является соединение оригинальных методологий исследования со специфическими организационными формами их проведения. Именно в этом, пожалуй, наиболее ярко проявляется эффект диверсификации.
Диверсифицированные методы исследования получают большое развитие в современных условиях, и им принадлежит большое будущее.
10.2. Состав и система диверсифицированных методов исследования
Известные диверсифицированные методы исследований должны быть представлены в системе, ибо их системное представление позволяет наиболее успешно выбирать те или иные методы в конкретных условиях.
Система диверсифицированных методов исследований включает методы мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, методы синектики, методы интуитивного поиска и др.
Все это различные методы, но они теснейшим образом связаны друг с другом. Общее у них в том, что они соединяют различное, иногда противоречивое, это и составляет основу эффекта их использования.
Различие этих методов в сочетании методологии и организации исследования, комбинации подходов и простейших методов. Каждый их этих методов необходимо охарактеризовать и рассмотреть в отдельности.
- 080505 «Управление персоналом» и 080507 «Менеджмент организации»
- Введение
- Раздел 1. Концептуальные основы исследования систем управления
- Понятие исследования. Типология.
- Исследование в практике управления.
- 1.3 Характеристика исследования систем управления
- 1.4 Объект и предмет исследования
- Системный анализ в исследовании управления.
- 2.1 Методология исследования
- 2.2 Роль исследования в менеджменте.
- Схемы исследования. Этапы проведения.
- 2. Выявление объекта и предмета исследования
- 5. Выбор метода проведения исследования
- 1.Анализ проблем, вызывающих потребности в проведении исследования.
- 4. Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования
- 7. Анализ результатов, выработка рекомен-даций
- 6.Организация проведения исследования
- 3. Выбор методологии проведения исследования.
- 2.4 Диалектический подход в исследовании систем управления.
- 3.1 Логический аппарат исследования систем управления.
- 3.2 Гипотеза, концепция.
- 3.3 Классификация методов исследований систем управления.
- Раздел 2. Методы исследования систем управления.
- Состав и выбор методов исследования.
- Состав и выбор методов исследования. Общенаучные методы исследования.
- Любое исследование систем управления может включать:
- Метод конструирования определений
- Метод постановки проблем (вопрос)
- 5.1 Методы морфологического анализа.
- Методы доказательства
- 5.1 Методы моделирования в исследовании систем управления.
- Полемика как метод исследования систем управления
- 5.3 Метод экспериментирования
- 7.2 Специфические методы изучения документов
- Социологические методы исследования систем управления
- Виды социологических исследований систем управления
- 8.1 Специфические методы экспериментирования и деловая игра
- 8.2 Специфические методы тестирования
- 8.3 Специфические методы экспертных оценок
- 9.1 Swot-анализ, как метод исследования
- 9.2 Специфические методы исследования взаимодействия фактов
- 10.3 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
- 10.4 Метод "мозгового штурма"
- 11.2 Метод проектирования концепций
- 11.3 Метод Метчета в ису
- Раздел 3. Планирование, организация и диагностика исследования систем управления. Лекция 12. Программа и планирование процесса ису. Основные принципы планирования. Организация ису.
- Программа и планирование исследований.
- 12.2 Основные принципы планирования исследования:
- 12. 3 Организация процесса исследования систем управления
- 13.1 Технология исследования систем управления.
- Формы и факторы организации исследования.
- 14.1 Понятие эффективности исследования. Исследовательский потенциал управления.
- Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ису). Роль оценивания в исследовании систем управления
- Лекция 15. Система фактов, фактология. Диагностика систем управления.
- Система фактов, фактология.
- Глоссарий
- Список литературы
- Оглавление