11.3 Метод Метчета в ису
Метод Мэтчета заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем. Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Понятие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Последний характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом. Режим мышления — это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.
Этот метод разработан Мэтчетом для задач проектирования. Но он имеет универсальный характер и может быть успешно использован для любых исследовательских задач. К тому же, как мы уже отмечали, исследование во многих своих чертах является проектированием новой концепции, объясняющей непонятное, определяющей эффективные действия, позволяющей предвидеть развитие событий. Это типичные задачи любого исследования.
Режимы мышления
Первый режим мышления заключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается в выделении основных элементов мысли. ' Мэтчет назвал эти элементы "течтемами". Это название соответствует обратному прочтению имени автора этого метода. Течтемы являются средством осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. Мэтчет рекомендует структурировать тсчтемы по семи группам.
Главное в использовании этого метода заключается в способностях и умениях управлять собственным мышлением, построить такую стратегию и технологическую схему мышления, которая соответствовала бы целям исследования и характеру проблем.
В построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, т. е. такие, которые определяют последовательность развивающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату.
Можно сформулировать для примера один из вариантов таких вопросов:
- Зачем необходимо исследование? Какова цель и потребность?
- Что является предметом исследования? Какая проблема?
- Существуют ли и каковы ресурсы проведения исследования?
- Что дает исследование? Каковы предполагаемые последствия?
- Что может быть препятствием в проведении исследования?
- Насколько своевременно проведение исследования?
- Готов ли персонал к исследованию?
- Следует ли ожидать противодействия или непонимание в проведении исследования?
- В какой ситуации проводится исследование? В ситуации ожидания изменений, стабильности, конфликтности, последовательного развития, реструктуризации, сползания (потери позиций).
- Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию и пр.?
Второй режим мышления в методе Метчета — это мышление стратегическими схемами. Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т. е. поставить ясную цель и видеть возможные пути достижения этой цели, траекторию мысли исследователя. Это также способность сравнивать достигнутое с намеченным и разрабатывать разнообразные стратегические схемы.
Третий режим — мышление в параллельных плоскостях. Это способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.
Четвертый режим-гол (графическое мышление, мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.
Пятый режим — мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом (зрительным образом картины или слуховым образом музыки). Это весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.
Контрольные вопросы.
Что означает метод синектики?
Что такое метод проектирования концепций?
Назовите и поясните основные этапы общей концепции.
Какое значение для проведения исследований имеют такие характеристики процесса управления, как, цели организации, функции управления, управленческие решения, организационная структура.
В чем заключается метод Метчета?
- 080505 «Управление персоналом» и 080507 «Менеджмент организации»
- Введение
- Раздел 1. Концептуальные основы исследования систем управления
- Понятие исследования. Типология.
- Исследование в практике управления.
- 1.3 Характеристика исследования систем управления
- 1.4 Объект и предмет исследования
- Системный анализ в исследовании управления.
- 2.1 Методология исследования
- 2.2 Роль исследования в менеджменте.
- Схемы исследования. Этапы проведения.
- 2. Выявление объекта и предмета исследования
- 5. Выбор метода проведения исследования
- 1.Анализ проблем, вызывающих потребности в проведении исследования.
- 4. Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования
- 7. Анализ результатов, выработка рекомен-даций
- 6.Организация проведения исследования
- 3. Выбор методологии проведения исследования.
- 2.4 Диалектический подход в исследовании систем управления.
- 3.1 Логический аппарат исследования систем управления.
- 3.2 Гипотеза, концепция.
- 3.3 Классификация методов исследований систем управления.
- Раздел 2. Методы исследования систем управления.
- Состав и выбор методов исследования.
- Состав и выбор методов исследования. Общенаучные методы исследования.
- Любое исследование систем управления может включать:
- Метод конструирования определений
- Метод постановки проблем (вопрос)
- 5.1 Методы морфологического анализа.
- Методы доказательства
- 5.1 Методы моделирования в исследовании систем управления.
- Полемика как метод исследования систем управления
- 5.3 Метод экспериментирования
- 7.2 Специфические методы изучения документов
- Социологические методы исследования систем управления
- Виды социологических исследований систем управления
- 8.1 Специфические методы экспериментирования и деловая игра
- 8.2 Специфические методы тестирования
- 8.3 Специфические методы экспертных оценок
- 9.1 Swot-анализ, как метод исследования
- 9.2 Специфические методы исследования взаимодействия фактов
- 10.3 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
- 10.4 Метод "мозгового штурма"
- 11.2 Метод проектирования концепций
- 11.3 Метод Метчета в ису
- Раздел 3. Планирование, организация и диагностика исследования систем управления. Лекция 12. Программа и планирование процесса ису. Основные принципы планирования. Организация ису.
- Программа и планирование исследований.
- 12.2 Основные принципы планирования исследования:
- 12. 3 Организация процесса исследования систем управления
- 13.1 Технология исследования систем управления.
- Формы и факторы организации исследования.
- 14.1 Понятие эффективности исследования. Исследовательский потенциал управления.
- Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ису). Роль оценивания в исследовании систем управления
- Лекция 15. Система фактов, фактология. Диагностика систем управления.
- Система фактов, фактология.
- Глоссарий
- Список литературы
- Оглавление