2.2 Роль исследования в менеджменте.
Любая организация, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.
В настоящее время можно выделить, по крайней мере, пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное.
Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов).
Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.
Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.
И, наконец, процессуальное представление характеризует состояние системы во времени.
Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.
Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон:
• маркетинг;
• финансы (бухгалтерский учет);
• производство;
• персонал;
• организационную культуру;
• имидж организации.
Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить неформальную структуру организации; систему общения и поведения работников; последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей; положение предприятия по сравнению с другими организациями; способность привлекать высококвалифицированных специалистов.
Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая: соглашения по тарифам и торговле между странами; протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран; нормативные акты федерального правительства и местных органов власти, уровни развития правового регулирования экономики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитную политику властей и т.д.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются демографические условия деятельности предприятия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных товаров и услуг, уровень конкуренции, доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.
При анализе социальных факторов учитывают обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.
Анализ факторов конкуренции, предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов.
Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается политика правительств других стран, направление развития совместного предпринимательства и международных отношений, уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.
Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации - это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации. Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.
В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.
- 080505 «Управление персоналом» и 080507 «Менеджмент организации»
- Введение
- Раздел 1. Концептуальные основы исследования систем управления
- Понятие исследования. Типология.
- Исследование в практике управления.
- 1.3 Характеристика исследования систем управления
- 1.4 Объект и предмет исследования
- Системный анализ в исследовании управления.
- 2.1 Методология исследования
- 2.2 Роль исследования в менеджменте.
- Схемы исследования. Этапы проведения.
- 2. Выявление объекта и предмета исследования
- 5. Выбор метода проведения исследования
- 1.Анализ проблем, вызывающих потребности в проведении исследования.
- 4. Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования
- 7. Анализ результатов, выработка рекомен-даций
- 6.Организация проведения исследования
- 3. Выбор методологии проведения исследования.
- 2.4 Диалектический подход в исследовании систем управления.
- 3.1 Логический аппарат исследования систем управления.
- 3.2 Гипотеза, концепция.
- 3.3 Классификация методов исследований систем управления.
- Раздел 2. Методы исследования систем управления.
- Состав и выбор методов исследования.
- Состав и выбор методов исследования. Общенаучные методы исследования.
- Любое исследование систем управления может включать:
- Метод конструирования определений
- Метод постановки проблем (вопрос)
- 5.1 Методы морфологического анализа.
- Методы доказательства
- 5.1 Методы моделирования в исследовании систем управления.
- Полемика как метод исследования систем управления
- 5.3 Метод экспериментирования
- 7.2 Специфические методы изучения документов
- Социологические методы исследования систем управления
- Виды социологических исследований систем управления
- 8.1 Специфические методы экспериментирования и деловая игра
- 8.2 Специфические методы тестирования
- 8.3 Специфические методы экспертных оценок
- 9.1 Swot-анализ, как метод исследования
- 9.2 Специфические методы исследования взаимодействия фактов
- 10.3 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
- 10.4 Метод "мозгового штурма"
- 11.2 Метод проектирования концепций
- 11.3 Метод Метчета в ису
- Раздел 3. Планирование, организация и диагностика исследования систем управления. Лекция 12. Программа и планирование процесса ису. Основные принципы планирования. Организация ису.
- Программа и планирование исследований.
- 12.2 Основные принципы планирования исследования:
- 12. 3 Организация процесса исследования систем управления
- 13.1 Технология исследования систем управления.
- Формы и факторы организации исследования.
- 14.1 Понятие эффективности исследования. Исследовательский потенциал управления.
- Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ису). Роль оценивания в исследовании систем управления
- Лекция 15. Система фактов, фактология. Диагностика систем управления.
- Система фактов, фактология.
- Глоссарий
- Список литературы
- Оглавление