Структура ис
Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Подсистема – часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Подсистемы, выделенные по структурному признаку, называют обеспечивающими.
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение:
1. Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения БД. Состоят в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Цель – обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, устанавливающие требования к унифицированным системам документации, унифицированным формам документов различных уровней управления, составу и структуре реквизитов и показателей; порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления. Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает: исключение дублирующей и неиспользуемой информации, классификацию и рациональное представление информации. При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.
Методология построения БД базируется на теоретических основах их проектирования и реализуется в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов: обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью понять специфику ее деятельности, построить схему информационных потоков, проанализировать существующую систему документооборота; определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение; построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана БД.
2. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС и соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Комплексы технических средств составляют: компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации, устройства передачи данных и линий связи, оргтехника и устройства автоматического съема информации, эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно разделить на три группы:
общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению,
специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения,
нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использовании технических средств):
централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в ИС больших ЭВМ и вычислительных центров.
Детецентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на ПК непосредственно на рабочих местах.
Перспективным является частично децентрализированный подход, то есть организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из ПК и большой ЭВМ для хранения БД, общих для функциональных подсистем.
3. Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
средства моделирования процессов управления,
типовые задачи управления,
методы математического программирования, математической статистики, теория массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят ППП, ревизующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
4. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с ТС и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации,
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности,
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-ом этапе построения БД.
5. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, составляющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Целью правого обеспечения является укрепление законности.
В состав правого обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение этапов функционирования ИС включает:
статус ИС,
права, обязанности и ответственность персонала,
правовые положения отдельных видов процесса управления,
порядок создания и использования информации и др.
- Информационные технологии
- Виды ит
- Информационные системы
- Структура ис
- Классификация информационных систем Классификация по уровням управления Информационные системы оперативного (операционного) уровня
- Информационные системы специалистов
- Классификация по сфере применения
- Отраслевая корпоративная информационная система
- Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система Понятие корпоративной информационной системы
- Особенности корпоративной информационной системы
- Структура кис Нижний уровень управления (операционный)
- Стратегический уровень
- Распределенные базы данных. Базы данных. Субд. Распределенные базы данных.
- Иерархическая модель
- Сетевая модель
- Реляционная модель
- Классификация баз данных
- Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации
- Хранилища данных
- Olap-технологии
- Сетевые технологии.
- Классификация сетей
- Топология сети
- Аппаратные средства сетевых технологий
- Адресация в ip-сетях
- Интернет История создания Интернета
- Службы Интернета
- Автоматизированные рабочие места (арм), их локальные и отраслевые сети
- Типовая структура арм
- Классификация арм
- Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения Технологии автоматизации процессов и систем
- Автоматизация документооборота в учреждении
- Автоматизированное рабочее место руководителя
- Автоматизация коммуникационных процессов
- Автоматизация управления кадрами
- Системы планирования деятельности
- Компьютерные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов
- Экспертные системы
- Структура экспертных систем.
- Инструментальные средства построения эс.
- Системы поддержки принятия решений (сппр, ess, dss).
- Ситуационные центры
- Типы ситуационных центров
- Геоинформационные системы
- Основные определения гис
- Гис и социальная сфера
- Статистический анализ социальных процессов
- Методы моделирования социальных процессов
- Ит в социсследованиях Сбор социологической информации при помощи различных методов онлайн-исследований
- Особенности проведения онлайн-исследований и способы обработки и анализа социологической информации с помощью информационных технологий
- Практика применения и проблемы использования информационных технологий при проведении социологических исследований
- Компьютерная социология Средства компьютационной социологии
- Программы обработки данных
- Инструменты для компьютерной обработки социологических данных
- Интернет ресурсы для социолога
- Обзоры и каталоги социологических ресурсов
- Литература
- 14. Мягков а.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов. – http://www.Iu.Ru/biblio/archive/myagkov%5Fmethod%5Finfluence
- 15. Мягков а.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов. – http://www.I-u.Ru/biblio/archive/miagkov%5Foprosmetsbora