Службы Интернета
Когда говорят об Интернете, на самом деле речь идет об одной из его служб. В зависимости от конкретных целей и задач клиенты Сети используют те службы, которые им необходимы.
Разные службы имеют разные протоколы. Они называются прикладными протоколами. Их соблюдение обеспечивается и поддерживается работой специальных программ. Таким образом, чтобы воспользоваться какой-то службой Интернета, необходимо установить на компьютере программу, способную работать по протоколу данной службы. Такие программы называются клиентскими или просто клиентами.
Информационные ресурсы Интернета – вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.
Терминальный режим. Исторически одной из ранних является служба удаленного управления компьютером Telnet. Подключившись к удаленному компьютеру по протоколу этой службы, можно управлять его работой. Такое управление еще называют консольным или терминальным. В прошлом эту службу широко использовали для проведения сложных математических расчетов на удаленных вычислительных центрах.
В наши дни протоколы Telnet применяют для дистанционного управления техническими объектами, например телескопами, видеокамерами, промышленными роботами.
Каждый сервер, предоставляющий Telnet-услуги, обычно предлагает свое клиентское приложение. Его надо получить по сети и установить на компьютере. Подключиться к серверу и работать с удаленным оборудованием. Простейший клиент Telnet входит в состав ОС Widows 98 (файл telnet.exe).
Электронная почта (E-Mail). Является одной из наиболее ранних. Ее обеспечением в Интернете занимаются специальные почтовые серверы. (под сервером может пониматься не специальный компьютер, а программное обеспечение).
Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где эти сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата.
Почтовая служба основана на двух прикладных протоколах: SMTP и POP3. По первому происходит отправка корреспонденции с компьютера на сервер, а по второму – прием поступивших сообщений. Существует большое разнообразие клиентских почтовых программ. К ним относятся Microsoft Outlook Express. Более мощная программа, интегрирующая в себе кроме поддержки электронной почты и другие средства делопроизводства, Microsoft Outlook 2000, входит в состав пакета Microsoft Office 2000. Из специализированных почтовых программ хорошую популярность имеют программы The Bat! и Eudora Pro.
Списки рассылки (Mail List). Обычно электронная почта предполагает наличие двух партнеров по переписке. Достаточно большой поток почтовой информации в свой адрес можно получить, подписавшись на списки рассылки. Это специальные тематические серверы, собирающие информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде сообщений электронной почты.
Списки рассылки позволяют эффективно решать вопросы регулярной доставки данных.
Служба телеконференций (Usenet). Похожа на циркулярную рассылку электронной почты, в ходе которой одно сообщение отправляется не одному корреспонденту, а большой группе (такие группы называются телеконференциями или группами новостей).
Обычное сообщение электронной почты пересылается по узкой цепочке серверов от отправителя к получателю. При этом не предлагается его хранение на промежуточных серверах. Сообщения, направленные на сервер группы новостей, отправляются с него на все серверы с которыми он связан, если на них данного сообщения еще нет. Далее процесс повторяется.
На каждом из серверов поступившее сообщение хранится ограниченное время (обычно неделю), и все желающие могут за это время с ним ознакомиться. На сервер, который уже имеет данное сообщение, повторная передача производиться не может.
Ежедневно в мире создается порядка миллиона сообщений групп новостей. Вся информация телеконференций разбита на тематические группы (около 50000).
Основной прием использования групп новостей состоит в том, чтобы задать вопрос, обращаясь ко всему миру, и получить ответ ил совет тех, кто с этим вопросом уже разобраться. Важно следить, чтобы содержание вопроса соответствовало теме данной телеконференции. Просмотр сообщений телеконференций, проходящих в группа, касающихся сферы деятельности называется мониторинг.
В некоторых группах производится предварительный «отсев» бесполезной информации (рекламной, например), не относящейся к теме конференций. Такие конференции называют модерируемыми. В качестве модератора может выступать не только человек, но и программа, фильтрующая сообщения по определенным ключевым словам – автоматическая модерация.
Для работы со службой телеконференций существуют специальные клиентские программы – Microsoft Outlook Express, позволяет работать и со службой телеконференций. Для начала работы нужно настроить программу на взаимодействие с сервером групп новостей, оформить «подписку» на определенные группы и периодически, как электронную почту, получать все сообщения, проходящие по теме этой группы. Отменить подписку или изменить ее состав можно в любой момент. Подписка не предполагает со стороны клиента никаких обязательств или платежей – это просто указание серверу о том, сто сообщения по указанным темам надо доставлять, а по прочим – нет.
Служба Wold Wide Web (WWW). Самая популярная служба современного Интернета. Ее нередко отождествляют с самим Интернетом.
WWW – единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов, хранящихся на Web-серверах. Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют web-страницами. Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (жаргонный термин Web-сайт или просто сайт). Один физический веб-сервер может содержать достаточно много веб-узлов, каждому из которых отводится отдельный каталог на жестком диске.
От обычных документов веб-страницы отличаются тем, что они оформлены без привязки к конкретному носителю. Электронные веб-документы предназначены для просмотра на экране компьютера, неизвестно каком: не известны размер экрана, параметры цветового и графического разрешения, операционной системы. Поэтому веб-документы не могут иметь жесткого форматирования. Оформление выполняется непосредственно во время их воспроизведения на компьютере клиента и происходит оно в соответствии с настройками программы, выполняющей просмотр.
Программы для просмотра веб-страний называются браузерами (обозреватель).
Броузер выполняет отображение документа на экране, руководствуясь командами, которые автор документа внедрил в текст. Такие команды называются тегами. От обычного текста они отличаются тем, что заключены в угловые скобки. Правила записи тегов содержатся в спецификации языка разметки гипертекста – HTML (Hyper Text Markup Language). Документы созданные таким образом называют HTML-документами или документами в формате HTML.
Существуют специальные теги для внедрения графических и мультимедийных объектов.
В веб-документах широко применяются активные компоненты. Они содержат не только текстовые, графические и мультимедийные данные, но и программный код. Для того, чтобы активные компоненты не могли выполнить на чужом компьютере разрушительные операции, они исполняются только под контролем со стороны броузера.
Наиболее важной чертой веб-страниц реализуемой с помощью тегов HTML, являются гипертекстовые ссылки. Совокупность огромного числа гипертекстовых электронных документов, хранящихся на серверах WWW, образует гиперпространство документов, между которыми возможно перемещение. Произвольное перемещение между документами называют веб-серфингом. Целенаправленное перемещение – веб-навигацией.
Каждый документ в гиперпространстве обладает своим уникальным адресом, который определяется указателем ресурса – URL.
Адрес URL состоит из трех частей.
Указание службы, которая осуществляет доступ к данному ресурсу (обычно именем прикладного протокола, соответствующего данной службе. Для www прикладным является протокол http (Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста). После имени протокола ставится двоеточие и две косых черты:
http://
Указание доменного имени компьютера (сервера), на котором хранится данный ресурс:
http://www.abcde.com
3. Указания полного пути доступа к файлу на данном компьютере. В качестве разделителя используется косая черта:
http://www.abcde.com /files/new/abcdgf.zip
при записи URL-адреса важно точно соблюдать регистр символов.
Именно в форме URL связывают адрес ресурса с гипертекстовыми ссылками на веб-страницах.
Служба имен доменов (DNS). Переводом доменных имен в связанные с ними IP- адреса осуществляют серверы службы доменов DNS.
Служба передачи файлов (FTP). Прием и передача файлов составляют значительный процент прочих услуг Интернета.
Служба FTP имеет свои серверы в мировой сети, на которых хранятся архивы данных. (за последние 10-15 лет) Со стороны клиента для работы с серверами FTP может быть установлено специальное программное обеспечение, хотя в большинстве случаев броузеры WWW обладают встроенными возможностями для работы и по протоколу FTP.
Протокол FTP работает одновременно с двумя TCP-соединениями между сервером и клиентом. По одному соединению идет передача данных, а второе соединение используется как управляющее. Протокол FTP также предоставляет серверу средства для идентификации обратившегося клиента. Этим часто пользуются коммерческие серверы и серверы ограниченного доступа, поставляющие информацию только зарегистрированным клиентам, - они выдают запрос на ввод имени пользователя и связанного с ним пароля. Существуют FTP- сервера с анонимным доступом для всех желающих. В этом случае в качестве имени пользователя надо ввести слово anonymous, а в качестве пароля задать адрес электронной почты. В большинстве случаев программы-клиенты FTP это делают автоматически.
Практически любой архив строится как иерархия директорий. Многие архивы дублирую информацию из других архивов (так называемые зеркала – mirrots). Для поиска зеркал существуют специальные программы Archie, которые позволяют сканировать FTP-архивы и найти тот, который устраивает пользователя по составу программного обеспечения и коммуникационным условиям.
IRC (Internet Relay Chat). Предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Иногда службу IRC называют чат-конференциями или просто чатом. Общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие лишь несколько человек. Каждый пользователь может создать собственный канал и пригласить в него участников или присоединиться к одному из открытых в данный момент каналов.
Существует несколько популярных клиентских программ для работы с серверами и сетями, поддерживающими сервис IRC. Наиболее популярна программа mIRC.exe.
ICQ. Предназначен для поиска сетевого IP- адреса человека, подключенного в данный момент к Интернету. Большинство пользователей не имеют постоянного IP-адреса. Название службы является акронимом выражения I seek you – я тебя ищу. Для пользования этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.icq.com) и получить персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Данный номер можно сообщить партнерам по контактам, и тогда служба приобретает характер Интернет-пейджера. Зная UIN партнера, но не зная его текущий IP-адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение.
IP-адрес может быть постоянным или динамически временным. Компьютеры, включенные в Интернет на постоянной основе, имеют постоянные IP-адреса. Большинство пользователей подключаются к Интернету только в течении данного сеанса. Этот адрес выдает тот сервер, через который происходит подключение.
При каждом подключении к Интернету программа ICQ, установленная на компьютере, определяет текущий IP-адрес и сообщает его центральной службе, которая оповещает ваших партнеров по контактам. Далее партнеры, если они являются клиентами службы, могут установить прямую связь с вами. Программа предоставляет возможность выбора режима связи («готов к контакту», «прошу не беспокоить, но готов принять срочное сообщение», «закрыт для контакта» и т.п.). после установления контакта связь происходит в режиме, аналогично сервису IRC.
Справочная служба WHOIS. Служба содержит информацию о пользователях сети, их электронные и обычные адреса, идентификаторы и реальные имена. В последнем случае дается краткое описание основных направлений их деятельности. Это распределенная система, то есть запрос отправляется большинству серверов WHOIS и Интернета, если не указан адрес конкретного сервера.
Информационные ресурсы TRICKLE. Это доступ по почте к архивам FTP, который организован через специальный шлюз. Этот шлюз имеет специальные навигационные средства для поиска нужной информации в Сети, пользователь может вести с ним своеобразный диалог по почте, выбирая нужную информацию путем ввода специальных команд TRICKLE.
Поисковые машины. WAIS – распределенная информационно-поисковая система Интернета. Родилась как перспективная разработка 4-х ведущих американских компаний. В основу системы положен принцип поиска информации с использованием логических запросов, основанных на применении ключевых слов. Широко применяется как поисковая машина в других информационных серверах Интернета.
Информационные системы. Gopher – распределенная информационная система Интернета. В основу ее интерфейсов положена идея иерархических каталогов. Внешне он выглядит как огромная файловая система, которая расположена на машинах сети. Первоначально задумывался как информационная система университета с информационными ресурсами факультетов, кафедр, общежитий и т. п. В России gopher-серверы не распространены, предпочтения отдаются WWW.
Skype.
- Информационные технологии
- Виды ит
- Информационные системы
- Структура ис
- Классификация информационных систем Классификация по уровням управления Информационные системы оперативного (операционного) уровня
- Информационные системы специалистов
- Классификация по сфере применения
- Отраслевая корпоративная информационная система
- Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система Понятие корпоративной информационной системы
- Особенности корпоративной информационной системы
- Структура кис Нижний уровень управления (операционный)
- Стратегический уровень
- Распределенные базы данных. Базы данных. Субд. Распределенные базы данных.
- Иерархическая модель
- Сетевая модель
- Реляционная модель
- Классификация баз данных
- Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации
- Хранилища данных
- Olap-технологии
- Сетевые технологии.
- Классификация сетей
- Топология сети
- Аппаратные средства сетевых технологий
- Адресация в ip-сетях
- Интернет История создания Интернета
- Службы Интернета
- Автоматизированные рабочие места (арм), их локальные и отраслевые сети
- Типовая структура арм
- Классификация арм
- Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения Технологии автоматизации процессов и систем
- Автоматизация документооборота в учреждении
- Автоматизированное рабочее место руководителя
- Автоматизация коммуникационных процессов
- Автоматизация управления кадрами
- Системы планирования деятельности
- Компьютерные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов
- Экспертные системы
- Структура экспертных систем.
- Инструментальные средства построения эс.
- Системы поддержки принятия решений (сппр, ess, dss).
- Ситуационные центры
- Типы ситуационных центров
- Геоинформационные системы
- Основные определения гис
- Гис и социальная сфера
- Статистический анализ социальных процессов
- Методы моделирования социальных процессов
- Ит в социсследованиях Сбор социологической информации при помощи различных методов онлайн-исследований
- Особенности проведения онлайн-исследований и способы обработки и анализа социологической информации с помощью информационных технологий
- Практика применения и проблемы использования информационных технологий при проведении социологических исследований
- Компьютерная социология Средства компьютационной социологии
- Программы обработки данных
- Инструменты для компьютерной обработки социологических данных
- Интернет ресурсы для социолога
- Обзоры и каталоги социологических ресурсов
- Литература
- 14. Мягков а.Ю. Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов. – http://www.Iu.Ru/biblio/archive/myagkov%5Fmethod%5Finfluence
- 15. Мягков а.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов. – http://www.I-u.Ru/biblio/archive/miagkov%5Foprosmetsbora