9.3. Учебные заведения по профессиональному обучению.
Рыночная экономика предъявляет спрос на высокопрофессиональных специалистов, способных самостоятельно решать стратегические и тактические задачи предпринимательства.
Основным источником пополнения товарного рынка высококвалифицированными специалистами является система народного образования, главная задача которой - максимальное удовлетворение потребностей личности в образовательных услугах и доступность для граждан всех видов образования.
Образование - это процесс и результат овладения системой знаний, учений, навыков, черт творческой деятельности, формирования мировоззренческих и поведенческих качеств личности.
Конечным «продуктом» системы образования должна стать подготовка специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики, способных успешно конкурировать на рынке труда за счет высокой профессиональной подготовки.
В стране внедрен государственный образовательный стандарт, призванный регулировать качество получаемого гражданами образования. Образовательный стандарт предусматривает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
В образовательный стандарт заложено понятие «конкурентоспособность молодого специалиста», что означает минимальный набор знаний, умений и навыков по избранной специальности, наличие которых предопределяет признание работника на местном и региональном рынках труда.
Стандартизация в образовании связана с лицензированием и государственной аттестацией образовательных учреждений по набору и содержанию учебных программ, кадровому и материально-техническому обеспечению.
Образование в России осуществляется на разных уровнях. Наибольший интерес рынок проявляет к специалистам с высшим образованием.
Высшее учебное заведение осуществляющее подготовку специалистов, служат ведущим звеном распространения новых знаний, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
С учетом конкретной сферы изучения общественных отношений высшее учебное заведение следует рассматривать в его различных ипостасях:
- как субъект общества (центр науки, культуры, образования, удовлетворяющий интеллектуальные потребности личности, внедряющий новые знания в массы);
- как субъект государственной (отраслевой) экономики, использующий государственные средства в целях выполнения государственных (отраслевых) заказов на подготовку кадров и проведение научных исследований;
- как субъект сосредоточения высокопрофессиональных трудовых коллективов и интеллектуальных личностей (реализует собственные цели социально-экономического развития, защищает права и интересы отдельных коллективов, личностей и высшего учебного заведения в целом);
- как систему управления (многопрофильный учебно-научный и производственный комплекс);
- как субъект рыночной экономики (товаропроизводитель преимущественно интеллектуальной и интеллектоемкой продукции и услуг, реализует эту продукцию как по государственным, так и свободным рыночным ценам);
- как субъект отрасли (центр специализированной подготовки кадров и проведения целевых исследований по отраслевым программам, оплачиваемым конкретными отраслями);
- как субъект региона (центр интеллектуального воспроизводства в регионе, аккумулирующий в себе интеллектуальные, производственные, финансовые, коммерческие, благотворительные субъекты и ресурсы).
Обучение в высших учебных заведениях проводится в следующих формах:
- очная;
- заочная;
- дистанционная;
- вечерняя.
Очная форма обучения предусматривает проведение занятий со студентами ежедневно в дневное время. В период обучения каждый студент должен обязательно пройти профессиональную практику.
Заочная форма обучения предусматривает трудовую занятость студента (он должен работать, причем желательно в сфере, избранной для обучения специальности). Обычно студенты-заочники вызываются на установочную сессию для прослушивания лекций, участия в практических занятиях. Также предусматривается вечернее посещение, организуемых для студентов-заочников занятий несколько дней в неделю.
Дистанционное обучение ориентируется на студентов территориально удаленных от учебного заведения, проживающих в труднодоступных местах, имеющих ненормированный рабочий день.
Дистанционное обучение отличается формой и применением принципиально новых средств обучения.
Студенту выдается набор (кейс), содержащий программы, методические указания по изучению данной дисциплины и выполнению курсовых и контрольных работ, учебники и учебные пособия,+ аудио и видеокассеты, компьютерные обучающие программы.
Компьютерная обучающая программа включает, в частности:
- печатные учебно-практические пособия с приложением в аудио или видеокассетах записанных обзорных (установочных) лекций, преподавателей по наиболее важным и трудноусваиваемым темам (вопросам, проблемам);
- компьютерные электронные учебники (электронная версия печатного издания), позволяющие автору более динамично корректировать изучаемый студентом материал. Он отличается большой графической наглядностью и удобным пользовательским интерфейсом;
- компьютерные диалоговые обучающие системы с обратной связью, обеспечивающие взаимодействие со студентом в форме диалога и позволяют осуществлять компьютерный контроль за усвоением материала.
Предполагается также наличие «живой» обратной связи между преподавателем и студентом через средства телекоммуникации (телефон, телефакс, видеоконференцсвязь и т. п.), а по возможности и путем личного общения в процессе консультаций, собеседований.
Вечерняя форма образования предусматривает трудовую занятость студента, но не обязательно по избранной профессии. По вечерам в рабочие дни, порой днем в выходные дни студенты посещают аудиторные занятия, объем которых превышает пребывание студента на занятиях по сравнению с заочной формой.
В последние годы в государственных высших учебных заведениях наряду с бюджетной (обучение за счет средств бюджета государства) стала внедряться платная форма обучения (за счет собственных средств студентов). Расширяются формы обучения с сокращением сроков для лиц, имеющих высшее образование и желающих получить второе высшее образование. Например, инженеры, технологи, учителя, врачи получают профессии экономиста, финансиста, бухгалтера, маркетолога, менеджера, юриста.
Для товарного рынка осуществляется также подготовка специалистов со средним профессиональным образованием.
Формы обучения: очная, заочная и вечерняя и бюджетным и коммерческим вариантами (на бесплатной и платной основе).
Наряду с государственными высшими и средними учебными заведениями функционируют аналогичные коммерческие вузы и техникумы, предлагающие только платную форму обучения.
По закону государство не препятствует их появлению, но вместе с тем тщательно контролирует качество подготовки специалистов в этих учебных заведениях. Предъявляются высокие требования при предоставлении им лицензий, а также в процессе государственной аккредитации.
Помимо высших и средних учебных заведений создается большое количество различных платных курсов, колледжей, школ, лицеев по подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня квалификации в области туризма, гостиничного хозяйства, таможенного дела, бухгалтерского учета, налогообложения, менеджмента, компьютерной технологии. Однако эти кратковременные формы обучения в своем большинстве не имеют государственной аккредитации, не располагают квалифицированными преподавателями, соответствующей материально-технической базой, что существенно сказывается на уровне подготовки обучающихся.