9.4. Службы по переподготовке и повышению квалификации кадров.
Развитие рыночной экономики сопровождается смещением действий персонала к уровням, требующим более высокой профессиональной подготовки, ускорения процесса обновления знаний.
Работники на товарном рынке, исходя из уровня профессиональной подготовки, потенциальных возможностей, а также выполнения работ определенной сложности подразделяются на три категории:
- первая объединяет лиц с наиболее высоким профессиональным и квалификационным статусом, имеющих высшее и среднее специальное образование, а также прошедших полный курс (три-четые года) официального производственного обучения с активным освоением практических методов, приемов на конкретном рабочем месте;
- вторая включает лиц со средним уровнем профессиональной и квалификационной подготовки, имеющих образование в объеме средней или неполной средней школы и дополнение к этому непродолжительные курсы специального обучения;
- третья состоит из лиц с минимальной профессиональной и квалификационной подготовкой, выполняющих несложные, однообразные операции. Для подготовки таких лиц к работе потребовалось всего несколько дней, а то и часов.
По существу система профессионального образования предусматривает два этапа:
а) собственно профессиональную подготовку в учебных заведениях;
б) последующие действия, направленные на углубление, расширение, дополнение ранее приобретенной квалификации, переподготовку, повышение квалификации.
Переподготовка - обучение, связанное с изменением трудоспособности работника, а также необходимой корректировкой специальностью согласно требованиям рынка, изменением в профессиональной структуре занятости, направленное на приобретение базовых знаний, свойственных другой специальности, развитие соответствующих навыков.
На товарном рынке востребованы новые профессии и специальности, поэтому работодатели предъявляют высокие требования к квалификации работников.
Профессиональная подготовка и переподготовка считается важным направлением в активной трудовой политике.
Получение высококачественного образования и современной профессии - это своего рода гарантия от безработицы. Поэтому разрабатываются различные программы подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения (сокращения). При этом такие программы ориентированы в первую очередь на тех, чья профессия перестала отвечать структурным преобразованиям, происходящим в экономике и новой профессиональной структуре рабочих мест.
Активную позицию в этом занимают службы занятости населения, которые отбирают кандидатов на переподготовку, организуют обучение новым профессиям.
Подготовка специалистов в таких условиях строится на следующих концепциях:
- предоставление гражданам широкого спектра услуг в области профессиональной ориентации и выбора форм современных программ обучения;
- формирование социального заказа на профессиональное обучение;
- создание условий для повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда;
- приоритетный подход к организации профессионального обучения, особо нуждающихся в социальной защите (длительно безработные, молодежь, инвалиды, беженцы, переселенцы и др.);
- содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и различных форм самозанятости населения.
В целях организации учебного процесса служба занятости использует сеть центров и учебных курсов, заключает договоры с учебными заведениями и предприятиями, предоставляет стипендии некоторым обучающимся.
Повышение квалификации - обучение, обусловленное моральным старением знаний, навыков, изменением характера и содержания труда специалистов по занимаемой должности, направленное на приобретение знаний и навыков, изучение передового опыта.
Повышение квалификации после получения базового образования и определенного времени работы специалиста направлено на:
- приспособление профессиональной квалификации к новым рыночным требованиям, тенденциям профессионального развития;
- подготовку профессиональной карьеры работника к переходу на более высокую ступень квалификации, в качестве специалиста или руководящего персонала.
Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации работников:
а) окружающая среда:
- рынок сбыта (изменение путей товаропродвижения, условий реализации товаров, потребительского поведения покупателей и др.);
- правовые и общественные условия (новые законы, изменившиеся представления о ценностях);
- технология (новые методы и приемы производства хранения материальных ресурсов, транспортировки, компьютерно-информационного обслуживания);
- рынок труда (изменения в профессиональной структуре, системе обучения);
б) внутренняя среда:
- организация (изменение концепции управления, рабочих процессов);
- техника (новые машины, механизмы, оборудование, новые материалы, капиталовложения);
- персонал (рост образовательного ценза, изменение отношения к труду, поведение, текучесть кадров и др.);
в) индикатор успеха:
- динамика снижения издержек, роста производительности труда, прибыли, конкурентоспособности, совершенствования коммерческо-хозяйственных связей и т. п.);
- моральное и материальное стимулирование труда;
- перспектива карьерного роста.
Ряд российских министерств и ведомств располагает учебными заведениями по повышению квалификации руководящих кадров.
Система повышения квалификации руководящих работников основывается на подборе высококвалифицированных преподавателей, использовании опыта практических работников, изучении опыта передовиков производства и преуспевающих предпринимателей, применении активных форм обучения (семинаров, деловых игр, тестирования, круглых столов и т. п.), укреплении материально-технической базы процесса обучения.
На предприятиях и организациях функционируют курсы повышения квалификации рабочих и служащих.
Тесты на самопроверку
Рынок труда функционирует как
а) смешанный;
б) внутренний;
в) распределительный;
г) внешний.
2. Организации по трудовому обеспечению
а) кадровые службы предприятий, организаций;
б) госторгинспекция;
в) службы по переподготовке специалистов;
г) выставки
3. Способы государственного воздействия на занятость
а) диверсификационный;
б) пассивный;
в) регулирующий;
г) активный
4. Услуги службы занятости предоставляются бесплатно
а) да;
б) нет
5. Государственный фонд занятости формируется путем
а) отчислений от налогообложения;
б) ежемесячных отчислений работодателей;
в) отчислений от службы социальной защиты населения;
г) отчислений от доходов по оказанию платных услуг территориальными органами службы занятости.
6. Функции кадровой службы субъектов товарного рынка
а) организация надомных форм труда;
б) стимулирование труда работников кадровой службы;
в) организация подготовки специалистов внутри предприятия, организации;
г) изучение кадров на конкурирующем предприятии
7. Работники на товарном рынке подразделяются на категории
а) лица со средним уровнем профессиональной и квалификационной подготовки;
б) лица с наиболее высоким профессиональным и квалификационным статусом;
в) стажеры, курсанты;
г) лица, не имеющие никакой профессиональной подготовки по данному роду деятельности.
8. Переподготовка специалистов строится на концепциях
а) больше для страны квалифицированных работников;
б) поднятие имиджа учебного заведения;
в) формирование специального заказа на профессиональное обучение;
г) содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и различных форм самозанятости населения.
Тесты для контроля.
Обеспечение права на труд подразумевает
а) выбор способа передвижения к месту работы;
б) свободное движение заработной платы;
в) свободу найма, увольнения;
г) самостоятельное распоряжение рабочим временем
2. Государственная служба занятости призвана
а) обеспечивать координацию, решение вопросов занятости;
б) обеспечивать работой всех временно безработных;
в) контролировать работу кадровых служб субъектов рынка;
г) регулировать спрос и предложение на рабочую силу.
3. Направления деятельности государственной службы занятости
а) обеспечение населения достоверной полной информацией о возможности трудоустройства;
б) профессиональная ориентация школьников;
в) профессиональная ориентация граждан;
г) нахождение временной работы для студентов.
4. Средства фонда занятости расходуются на
а) укрепление материально-технической базы службы занятости;
б) выплату пособий по безработице;
в) содержание службы занятости;
г) стимулирование работников службы занятости
5. Функции кадровой службы субъектов товарного рынка
а) изучение конъюнктуры рынка труда;
б) подбор работников в других регионах;
в) участие в организации региональных конкурсов по специальности;
г) тестирование действующих и потенциальных работников.
6. В состав кадровой службы крупного предприятия входят
а) группа социального развития;
б) отдел охраны труда и техники безопасности;
в) группа психологов;
г) отдел переписки с населением.
7. Высшее учебное заведение следует рассматривать как
а) место сосредоточения творческой молодежи;
б) субъект отрасли;
в) субъект сосредоточения высокопрофессиональных трудовых коллективов;
г) центр творческой интеллигенции.
8. Компьютерная обучающая программа включает
а) компьютерные электронные учебники;
б) дискета с перечнем экзаменационных вопросов;
в) тестовые задания по темам дисциплины;
г) компьютерные диалоговые обучающие системы с обратной связью.
9. Предусматривается ли трудовая занятость студента-заочника по избранной специальности?
а) да;
б) нет
10. Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации работников
а) индикатор успеха;
б) имидж фирмы;
в) внутренняя среда;
г) выполнение регионального плана по кадрам.
Ответы на тесты по теме 9
Тесты для самопроверки
Номер задания | Правильный ответ | Номер задания | Правильный ответ |
1 2 3 4
| б, г а, в б, г а | 5 6 7 8 | б, г а, в а, б в, г |
Тесты для контроля
Номер задания | Правильный ответ | Номер задания | Правильный ответ |
1 2 3 4 5 | б, в а, г а, в б, в а, г | 6 7 8 9 10 | а, б б, в а, г а а, в |