logo
5 курс / 05-12-2012_22-04-15 / КОПРы / Инфраструктура товарного рынка / Тема 9

9.4. Службы по переподготовке и повышению квалификации кадров.

Развитие рыночной экономики сопровождается смещением действий персонала к уровням, требующим более высокой профессиональной подготовки, ускорения процесса обновления знаний.

Работники на товарном рынке, исходя из уровня профессиональной подготовки, потенциальных возможностей, а также выполнения работ определенной сложности подразделяются на три категории:

- первая объединяет лиц с наиболее высоким профессиональным и квалификационным статусом, имеющих высшее и среднее специальное образование, а также прошедших полный курс (три-четые года) официального производственного обучения с активным освоением практических методов, приемов на конкретном рабочем месте;

- вторая включает лиц со средним уровнем профессиональной и квалификационной подготовки, имеющих образование в объеме средней или неполной средней школы и дополнение к этому непродолжительные курсы специального обучения;

- третья состоит из лиц с минимальной профессиональной и квалификационной подготовкой, выполняющих несложные, однообразные операции. Для подготовки таких лиц к работе потребовалось всего несколько дней, а то и часов.

По существу система профессионального образования предусматривает два этапа:

а) собственно профессиональную подготовку в учебных заведениях;

б) последующие действия, направленные на углубление, расширение, дополнение ранее приобретенной квалификации, переподготовку, повышение квалификации.

Переподготовка - обучение, связанное с изменением трудоспособности работника, а также необходимой корректировкой специальностью согласно требованиям рынка, изменением в профессиональной структуре занятости, направленное на приобретение базовых знаний, свойственных другой специальности, развитие соответствующих навыков.

На товарном рынке востребованы новые профессии и специальности, поэтому работодатели предъявляют высокие требования к квалификации работников.

Профессиональная подготовка и переподготовка считается важным направлением в активной трудовой политике.

Получение высококачественного образования и современной профессии - это своего рода гарантия от безработицы. Поэтому разрабатываются различные программы подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения (сокращения). При этом такие программы ориентированы в первую очередь на тех, чья профессия перестала отвечать структурным преобразованиям, происходящим в экономике и новой профессиональной структуре рабочих мест.

Активную позицию в этом занимают службы занятости населения, которые отбирают кандидатов на переподготовку, организуют обучение новым профессиям.

Подготовка специалистов в таких условиях строится на следующих концепциях:

- предоставление гражданам широкого спектра услуг в области профессиональной ориентации и выбора форм современных программ обучения;

- формирование социального заказа на профессиональное обучение;

- создание условий для повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда;

- приоритетный подход к организации профессионального обучения, особо нуждающихся в социальной защите (длительно безработные, молодежь, инвалиды, беженцы, переселенцы и др.);

- содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и различных форм самозанятости населения.

В целях организации учебного процесса служба занятости использует сеть центров и учебных курсов, заключает договоры с учебными заведениями и предприятиями, предоставляет стипендии некоторым обучающимся.

Повышение квалификации - обучение, обусловленное моральным старением знаний, навыков, изменением характера и содержания труда специалистов по занимаемой должности, направленное на приобретение знаний и навыков, изучение передового опыта.

Повышение квалификации после получения базового образования и определенного времени работы специалиста направлено на:

- приспособление профессиональной квалификации к новым рыночным требованиям, тенденциям профессионального развития;

- подготовку профессиональной карьеры работника к переходу на более высокую ступень квалификации, в качестве специалиста или руководящего персонала.

Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации работников:

а) окружающая среда:

- рынок сбыта (изменение путей товаропродвижения, условий реализации товаров, потребительского поведения покупателей и др.);

- правовые и общественные условия (новые законы, изменившиеся представления о ценностях);

- технология (новые методы и приемы производства хранения материальных ресурсов, транспортировки, компьютерно-информационного обслуживания);

- рынок труда (изменения в профессиональной структуре, системе обучения);

б) внутренняя среда:

- организация (изменение концепции управления, рабочих процессов);

- техника (новые машины, механизмы, оборудование, новые материалы, капиталовложения);

- персонал (рост образовательного ценза, изменение отношения к труду, поведение, текучесть кадров и др.);

в) индикатор успеха:

- динамика снижения издержек, роста производительности труда, прибыли, конкурентоспособности, совершенствования коммерческо-хозяйственных связей и т. п.);

- моральное и материальное стимулирование труда;

- перспектива карьерного роста.

Ряд российских министерств и ведомств располагает учебными заведениями по повышению квалификации руководящих кадров.

Система повышения квалификации руководящих работников основывается на подборе высококвалифицированных преподавателей, использовании опыта практических работников, изучении опыта передовиков производства и преуспевающих предпринимателей, применении активных форм обучения (семинаров, деловых игр, тестирования, круглых столов и т. п.), укреплении материально-технической базы процесса обучения.

На предприятиях и организациях функционируют курсы повышения квалификации рабочих и служащих.

Тесты на самопроверку

  1. Рынок труда функционирует как

а) смешанный;

б) внутренний;

в) распределительный;

г) внешний.

2. Организации по трудовому обеспечению

а) кадровые службы предприятий, организаций;

б) госторгинспекция;

в) службы по переподготовке специалистов;

г) выставки

3. Способы государственного воздействия на занятость

а) диверсификационный;

б) пассивный;

в) регулирующий;

г) активный

4. Услуги службы занятости предоставляются бесплатно

а) да;

б) нет

5. Государственный фонд занятости формируется путем

а) отчислений от налогообложения;

б) ежемесячных отчислений работодателей;

в) отчислений от службы социальной защиты населения;

г) отчислений от доходов по оказанию платных услуг территориальными органами службы занятости.

6. Функции кадровой службы субъектов товарного рынка

а) организация надомных форм труда;

б) стимулирование труда работников кадровой службы;

в) организация подготовки специалистов внутри предприятия, организации;

г) изучение кадров на конкурирующем предприятии

7. Работники на товарном рынке подразделяются на категории

а) лица со средним уровнем профессиональной и квалификационной подготовки;

б) лица с наиболее высоким профессиональным и квалификационным статусом;

в) стажеры, курсанты;

г) лица, не имеющие никакой профессиональной подготовки по данному роду деятельности.

8. Переподготовка специалистов строится на концепциях

а) больше для страны квалифицированных работников;

б) поднятие имиджа учебного заведения;

в) формирование специального заказа на профессиональное обучение;

г) содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и различных форм самозанятости населения.

Тесты для контроля.

  1. Обеспечение права на труд подразумевает

а) выбор способа передвижения к месту работы;

б) свободное движение заработной платы;

в) свободу найма, увольнения;

г) самостоятельное распоряжение рабочим временем

2. Государственная служба занятости призвана

а) обеспечивать координацию, решение вопросов занятости;

б) обеспечивать работой всех временно безработных;

в) контролировать работу кадровых служб субъектов рынка;

г) регулировать спрос и предложение на рабочую силу.

3. Направления деятельности государственной службы занятости

а) обеспечение населения достоверной полной информацией о возможности трудоустройства;

б) профессиональная ориентация школьников;

в) профессиональная ориентация граждан;

г) нахождение временной работы для студентов.

4. Средства фонда занятости расходуются на

а) укрепление материально-технической базы службы занятости;

б) выплату пособий по безработице;

в) содержание службы занятости;

г) стимулирование работников службы занятости

5. Функции кадровой службы субъектов товарного рынка

а) изучение конъюнктуры рынка труда;

б) подбор работников в других регионах;

в) участие в организации региональных конкурсов по специальности;

г) тестирование действующих и потенциальных работников.

6. В состав кадровой службы крупного предприятия входят

а) группа социального развития;

б) отдел охраны труда и техники безопасности;

в) группа психологов;

г) отдел переписки с населением.

7. Высшее учебное заведение следует рассматривать как

а) место сосредоточения творческой молодежи;

б) субъект отрасли;

в) субъект сосредоточения высокопрофессиональных трудовых коллективов;

г) центр творческой интеллигенции.

8. Компьютерная обучающая программа включает

а) компьютерные электронные учебники;

б) дискета с перечнем экзаменационных вопросов;

в) тестовые задания по темам дисциплины;

г) компьютерные диалоговые обучающие системы с обратной связью.

9. Предусматривается ли трудовая занятость студента-заочника по избранной специальности?

а) да;

б) нет

10. Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации работников

а) индикатор успеха;

б) имидж фирмы;

в) внутренняя среда;

г) выполнение регионального плана по кадрам.

Ответы на тесты по теме 9

Тесты для самопроверки

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

2

3

4

б, г

а, в

б, г

а

5

6

7

8

б, г

а, в

а, б

в, г

Тесты для контроля

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

2

3

4

5

б, в

а, г

а, в

б, в

а, г

6

7

8

9

10

а, б

б, в

а, г

а

а, в