logo
5 курс / 05-12-2012_22-04-15 / КОПРы / Инфраструктура товарного рынка / Тема 9

9.1. Службы занятости

Одной из важнейших прав личности в цивилизованном обществе - право на труд. Свободное волеизъявление человека является обязательным условием при выборе образа жизни, вида профессиональной деятельности, формы и режиме занятости.

Законодательством РФ предусмотрено право граждан на добровольность труда, свободу перемещения по территории страны и за ее пределами, свободу места приложения труда вне зависимости от его территориального расположения, форм собственности, режимов труда.

Все виды общественно полезной деятельности (любой не противоречащий Конституции РФ вид деятельности, связанный с удовлетворением личных и общественных потребностей) признаны равно необходимыми обществу и равнодоступными для граждан.

Обеспечение права на труд подразумевает:

- наличие условий для добровольного выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве;

- свободу выбора профессии, вида деятельности (кроме тех, которые могут нанести ущерб здоровью, безопасности другим субъектам рынка) с учетом индивидуальных интересов, способностей, подготовленности и общественных потребностей;

- свободу найма, увольнения работников всеми работодателями при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, защиту интересов граждан в части гарантий занятости, условий и безопасности труда, его оплаты;

- свободное движение заработной платы и других законных видов доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума и регулирования верхних пределов через налоговую систему.

В отличие от ранее существовавшего в стране командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов рынок труда регулирует личное право гражданина на труд и повышает его экономический статус в обществе. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами.

Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. В целях осуществления политики занятости населения по всей территории страны функционируют государственные и негосударственные службы занятости.

Государственная служба занятости населения - система государственных органов, созданная для проведения единой государственной политики занятости.

Законодательство предусматривает обязанность вынужденно незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в государственную службы занятости, где его регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента государство берет на себя обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки временно безработным.

Услуги службой занятости предоставляются бесплатно. В состав службы занятости входят республиканские краевые, областные, городские, районные, муниципальные центры занятости (или биржи труда). Службы занятости нижестоящих уровней подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам исполнительной власти в пределах их компетенции.

Выделяют два способа государственного воздействия на занятость:

а) пассивный (оказание социальной помощи незанятому населению);

б) активный (предотвращение безработицы).

Исходя из этого, определились следующие приоритетные направления деятельности государственной службы занятости населения:

- анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на работников;

- проверка достоверности поступающей от субъектов товарного рынка информации о свободных рабочих местах и вакансиях;

- информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

- обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты временно незанятых граждан;

- регистрация и учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- обеспечение населения достоверной, полной оперативной информацией о возможности трудоустройства, профессионального обучения и переобучения;

- профессиональная ориентация граждан и оказание им помощи в выборе подходящей профессии, работы;

- психологическое тестирование, позволяющее определить творческий потенциал личности, прогнозировать поведение человека в экстремальной ситуации, его совместимость с коллективом;

- оказание помощи работодателям в подборе необходимых им работников;

- выдача пособий по безработице;

- организация обучения временно нетрудоустроенных по приобретению новой профессии;

- другие направления.

Для поддержания определенного уровня занятости населения России создан Государственный фонд занятости населения, не входящий в состав бюджетов административных единиц; он формируется на соответствующие ежемесячные отчисления работодателей. Кроме того, этот фонд составляют: целевые финансовые отчисления предприятий, связанные с возмещением затрат по созданию специальных рабочих мест; дотации из бюджетов разных уровней; добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций, граждан, доходы от оказания платных услуг территориальными органами службы занятости, благотворительных мероприятий, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, лотерей, рекламы, проводимых при участи и центров занятости.

Средства фонда занятости расходуются на:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий, обучающимся по направлению службы занятости;

- оплату обучения по договорам;

- оказание материальной помощи;

- субсидирование занятости инвалидов;

- организацию общественных работ;

- финансовую помощь работодателям для создания рабочих мест;

- инвестирование предприятий, организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных с последующим их трудоустройством;

- оказание финансовой помощи безработным, открывающим собственное дело;

- содержание службы занятости.

В определенном смысле государственные центры занятости - социальное благо для безработных, ибо есть гарантия, что общество не оставляет их без внимания (выплачивает пособие, находит работу, переучивает).

Помимо государственной службы занятости в России действуют негосударственные (частные) организации, называемые рекрутинговыми агентствами, центрами офисных технологий, центрами развития карьеры.

Одни из них оказывают помощь в трудоустройстве отдельным категория работников (молодежи, инвалидам, женщинам, бывшим военнослужащим и др.).

Другие помогают работодателям в подборе на коммерческой основе необходимых им кадров, в основном из числа работающих с целью перехода их на более подходящую и высокооплачиваемую работу.

Третьи осуществляют подбор желающих работать за границей, на совместных предприятиях, по совместительству, на временных работах.

Негосударственные службы занятости действуют в соответствии с законом на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти при наличии заключения государственного органа службы занятости. Обычно негосударственные службы занятости располагаются в нескольких наиболее крупных городах страны, объем оказываемых ими услуг в целом по стране пока незначителен.