9.2. Кадровые службы предприятий, организаций.
Рыночные отношения предъявляют большие требования к кадровым службам субъектов товарного рынка.
Коммерческо-хозяйственные достижения во многом определяет кадровая политика, поскольку только высокопрофессиональные специалисты способны рационально решать стратегические и тактические задачи деятельности предприятий, организаций.
От специалистов по кадровой работе в современных условиях требуется знание основ рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, психологии, правовых вопросов.
Ориентируясь в конъюнктуре рынка, сотрудник кадровой службы (специалист по персоналу) должен оперативно откликаться на запросы предприятий, организаций в соответствующих работниках разного профиля и профессиональной подготовки и содействовать формированию квалифицированного коллектива.
Кадровая служба субъекта товарного рынка осуществляет следующие основные функции:
- изучение конъюнктуры рынка труда;
- разработка и исполнение кадровой программы, предусматривающей механизм подбора и расстановки кадров;
- изучение кадровой политики конкурирующих фирм;
- участие в рекламировании предприятия, организации, его товаров, работ и услуг;
- направление в печать, другие средства массовой информации объявлений, связанных с трудовым обеспечением;
- участие в ярмарках вакансий, аукционах специалистов;
- сотрудничество со службами занятости;
- постоянный контакт с деканатами государственных и коммерческих высших и средних специальных учебных заведений, с профессиональными техническими учебными заведениями, колледжами;
- тестирование действующих и потенциальных работников предприятия, организации;
- организация подготовки специалистов внутри предприятия, организации;
- организация мероприятий по повышению квалификации работников;
- развитие надомных форм труда;
- содействие улучшению психологического климата в коллективе;
- разработка правил, методик оценки результатов труда, а также условий, комфортабельности, безопасности труда;
- разработка мероприятий по стимулированию трудовой дисциплины и результатов труда;
- формирование кадрового резерва и работа с ним.
Кадровую службу следует рассматривать как составной элемент руководства предприятия, рассчитанного на перспективу.
Кадровая служба должна анализировать, оценивать насколько состав персонала соответствует стратегическим и тактическим задачам предприятия, организации, причем она должна стремиться работать на опережение.
Организационная структура кадровых служб зависит от специализации, размера, места расположения предприятия, организации и других факторов.
В состав кадровой службы крупного предприятия, организации могут входить следующие отделы:
- кадров;
- исследований по персоналу;
- социального развития;
- трудовых отношений;
- профессионального обучения и переподготовки;
- организации заработной платы;
- охраны труда и техники безопасности.
Каждый из подразделений кадровой службы имеет свою значимость, свои задачи и функции.