Ситуационный подход и процесс управления
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Например, все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако, существует множество различных способов построения организационных структур. Может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот — руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Если определенный род деятельности может логически соответствовать двум различным подразделениям, руководство должно решить, кто же из них будет конкретно заниматься этим. Например, научные исследования и разработки могут осуществляться под руководством вице-президента по маркетингу или по производству, но могут рассматриваться как важная самостоятельная функция с подчиненностью непосредственно президенту компании. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.
1 Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
СИТУАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникнет необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. К счастью для руководителей, хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован исследованиями, недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут фактически быть вычленены.
Установление этих основных переменных, в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление. В данной книге сделан значительный упор на ситуационный подход потому, что он представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.
Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех. Устранив тысячи малозначимых различий между организациями и ситуациями, мы сокращаем число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности.
Конкретный выбор переменных точно так же, как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных. Мы остановимся на них более подробно в двух последующих главах.
Резюме
1. Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только начиная с 1910 г.
2. Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.
3. Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.
4. Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. В данной книге основными функциями считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.
5. Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.
6. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.
- Менеджмента
- Москва • Издательство «дело» • 1997
- Уроки американского менеджмента
- Предисловие
- Часть первая: элементы организаций и процесса управления Глава 1: организации, менеджеры и успешное управление Введение
- Что обеспечивает успех организаций? Ситуация 1: Победа в компьютерной игре
- Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле
- Ситуация 3: Как получить оценку
- Ситуация 4: Разве это можно вычислить?
- Ситуация 5: Пища для размышлений
- Ситуация 6: Очевидные истины
- Организации
- Что такое организация?
- Общие характеристики организаций
- Кто такие менеджеры, и что они делают?
- Общие факторы в работе руководителей
- Друкер об управлении
- Уровни управления
- Менеджер в сравнении с предпринимателем
- Управление, направленное на успех
- Составляющие успеха организации
- Пример 1.3.
- Подход к управлению—направленность на успех
- Пример 1.6.
- Литература
- Глава 2: эволюция управленческой мысли Введение
- Древняя практика - новая наука
- Управление и организации до 1900 года
- Систематизированный взгляд на управление
- Подходы на основе выделения различных школ
- Научное управление (1885 —1920)
- Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
- Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
- Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)
- Процессный подход
- Функции процесса управления
- Связующие процессы
- Системный подход
- Системные концепции
- Переменные и системный подход
- Ситуационный подход
- Ситуационный подход и процесс управления
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы
- Литература:
- Глава 3: внутренняя среда организации Введение
- Внутренние переменные
- Структура
- Технология
- Взаимосвязанность внутренних переменных
- Системная модель внутренних переменных
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы
- Вопросы
- Литература
- Глава 4: внешняя среда в бизнесе Введение
- Организация и ее среда
- Значение внешней среды
- Определение внешней среды
- Характеристики внешней среды
- Взаимосвязанноситъ факторов внешней среды
- Сложность внешней среды
- Подвижность среды
- Неопределенность внешней среды
- Среда прямого воздействия
- Поставщики
- Законы и государственные органы
- Потребители
- Конкуренты
- Среда косвенного воздействия
- Технология
- Состояние экономики
- Социокультурные факторы
- Политические факторы
- Отношения с местным населением
- Международное окружение
- Развитие управления международным бизнесом
- Разновидности международного бизнеса
- Факторы международной среды
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний
- Вопросы
- Литература
- Глава 5: социальная ответственность и этика Введение
- Роль бизнеса в обществе Эволюция перспектив
- Прибыль и эффективность
- Прямое социальное действие
- Ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной
- Аргументы за и против социальной ответственности
- Аргументы в пользу социальной ответственности
- Аргументы против социальной ответственности
- Социальная ответственность на практике
- Заключительные замечания
- Этика и современное управление
- Результаты исследований
- Повышение показателей этичности поведения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Современная этика: дело э. Ф. Хаттона
- Вопросы
- Литература
- Часть 1 Ситуация для анализа 1 Генри Форд в сравнении с Альфредом п. Слоуном, мл
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Корпорация «Ньютри Уэй Хелс Фудз»
- Вопросы
- Часть вторая: связующие процессы Глава 6: коммуникации Введение
- Процесс коммуникаций и эффективность управления
- Коммуникации между организацией и ее средой
- Коммуникации между уровнями и подразделениями
- Коммуникационный процесс
- Элементы и этапы процесса коммуникаций
- Обратная связь и помехи
- Межличностные коммуникации
- Преграды на пути межличностных коммуникаций
- Совершенствование искусства общения
- Организационные коммуникации
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 7: принятие решений Введение
- Природа процесса принятия решений
- Организационные решения
- Подходы к принятию решений
- Рациональное решение проблем
- Этапы рационального решения проблем
- Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Личностные оценки руководителя
- Среда принятия решения
- Информационные ограничения
- Поведенческие ограничения
- Негативные последствия
- Взаимозависимость решений
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Три спорных решения
- Вопросы
- Литература
- Глава 8: модели и методы принятия решений Введение
- Наука управления Происхождением центральный объект науки управления
- Отличительные особенности науки управления
- Моделирование Что такое модель
- Необходимость моделирования
- Типы моделей
- Процесс построения модели
- Общие проблемы моделирования
- Обзор моделей науки управления
- Методы принятия решений
- Платежная матрица
- Дерево решений
- Методы прогнозирования
- Неформальные методы
- Количественные методы протезирования
- Качественные методы прогнозирования
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Прогнозирование посещений стадиона
- Вопросы
- Литература
- Часть вторая Ситуация для анализа 1 Дэвенпортский университет
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы «Ханиуэлл»
- Вопросы.
- Глава 9: стратегическое планирование Введение
- Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
- Сущность стратегии
- Планирование и успех организаций
- Цели организации
- Миссия организации
- Ценности и цели высшего руководства
- Характеристики целей
- Оценка и анализ внешней среды
- Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
- Изучение стратегических альтернатив
- Стратегические альтернативы
- Выбор стратегии
- Планирование международной деятельности
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 10: планирование реализации стратегии Введение
- Реализация стратегического плана
- Тактика
- Политика
- Процедуры
- Правила
- Проблемы, связанные с правилами и процедурами
- Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
- Бюджеты
- Управление по целям
- Эффективность программ мво
- Оценка стратегического плана
- Оценка стратегии
- Проверка соответствия стратегии и структуры
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз'р'Ас»
- Вопросы
- Литература
- Глава 11: организация взаимодействия и полномочия Введение
- Делегирование, ответственность и полномочия
- Делегирование
- Ответственность в контексте делегирования
- Организационные полномочия
- Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- Линейные полномочия
- Типы административного аппарата
- Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
- Эффективная организация распределения полномочий
- Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями
- Линейные полномочия и координация
- Препятствия к эффективному делегированию
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 12: построение организаций Введение
- Выбор структуры
- Проектирование организационной структуры
- Бюрократия
- Департаментализация
- Функциональная организационная структура
- Дивизиональная структура
- Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
- Адаптивные структуры
- Адаптивные и механистические организационные структуры
- Проектная организация
- Матричные структуры организации
- Организация конгломератного типа
- Централизованные и децентрализованные организации
- Степень централизации
- Факторы, определяющие степень децентрализации
- Интеграция структуры
- Влияние интеграции на достижение целей организации
- Методы достижения эффективной интеграции
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ввс сша
- Вопросы
- Глава 13: мотивация Введение
- Смысл и эволюция понятия мотивация
- Первоначальные концепции
- Современные теории мотивации
- Первичные и вторичные потребности
- Вознаграждения
- Содержательные теории мотивации
- Иерархия потребностей по Маслоу
- Теория потребностей МакКлелланда
- Двухфакторная теория Герцберга
- Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий
- Теория справедливости
- Применимость теории справедливости в практике управления
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и компенсация
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: клуб 100
- Литература
- Глава 14: контроль Введение
- Сущность и смысл контроля
- Почему необходим контроль?
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Заключительный контроль
- Процесс контроля
- Установление стандартов
- Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
- Действия
- Поведенческие аспекты контроля
- Возможные негативные последствия
- Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
- Характеристики эффективного контроля
- Стратегическая направленность контроля
- Ориентация на результаты
- Соответствие делу
- Своевременность контроля
- Гибкость контроля
- Простота контроля
- Экономичность контроля
- Контроль на международном уровне
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
- Необходимость в формальной информационной системе
- Компьютерная революция и иус
- Проектирование иус
- Повышение эффективности иус
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит»
- Вопросы
- Литература
- Часть 3 Ситуация для анализа 1 Страна Сафари
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Западный Банк
- Вопросы
- Часть четвертая: групповая динамика и руководство глава 15: групповая динамика Введение
- Группы и их значимость
- Формальные и неформальные группы
- Хоторнские эксперименты
- Развитие неформальных организаций и их характеристики Как возникают неформальные организации
- Почему люди вступают в группы и неформальные организации
- Характеристики неформальных организаций
- Управление неформальной организацией Модель Хоманса
- Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями
- Как повысить эффективность групп
- Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Рекомендации по проведению эффективных собраний
- Полномочия и комитеты
- Когда использовать комитеты
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении
- Вопросы
- Литература
- Глава 16: руководство: власть и личное влияние Введение
- Власть, влияние, лидер
- Руководство в организации
- Влияние и власть
- Баланс власти
- Формы власти и влияния
- Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
- Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление.
- Законная власть. Влияние через традиции.
- Власть примера. Влияние с помощью харизмы
- Власть эксперта. Влияние через разумную веру
- Убеждение и участие
- Влияние путем убеждения
- Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- Практическое использование влияния
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры
- Вопросы
- Литература
- Глава 17: лидерство: стиль, ситуация и эффективность Введение
- Обзор теорий лидерства
- Подход с позиции личных качеств
- Поведенческий подход
- Ситуационный подход
- Поведенческий подход к лидерству
- Автократичное и демократичное руководство
- Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
- Четыре системы Лайкерта
- Двумерная трактовка стилей лидерства
- Стиль, удовлетворение и производительность Дебаты о стиле руководства
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству
- Ситуационная модель руководства Фидлера
- Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
- Теория жизненного цикла
- Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
- Адаптивное руководство. Заключительные замечания
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 18: управление конфликтами, изменениями и стрессами Введение
- Природа конфликта в организации Что такое конфликт
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Модель процесса конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Межличностные стили разрешения конфликтов
- Природа организационных измерений
- Управление изменениями
- Меры успешного проведения изменений в организации
- Использование участия работников в управлении для осуществления перемен
- Преодоление сопротивления переменам
- Организационное развитие
- Что такое организационное развитие
- Предпосылки и ценности ор
- Участие в ор
- Природа стресса
- Что такое стресс
- Причины стресса
- Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Перемены в «Бэнк оф Америка»
- Вопросы
- Литература
- Часть 4 Ситуация для анализа 1 «Мид-Caym Эрлайнз»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Джек Уэлч и «Дженерал Электрик»
- Вопросы
- Часть пятая: обеспечение эффективности деятельности организации глава 19: управление трудовыми ресурсами Введение
- Формирование трудовых ресурсов Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Отбор кадров
- Определение заработной платы и льгот
- Развитие трудовых ресурсов
- Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- Подготовка кадров
- Оценка результатов деятельности
- Подготовка руководящих кадров
- Управление продвижением по службе.
- Повышение качества трудовой жизни Удовлетворение работника своим трудом
- Совершенствование организации труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление кадрами в условиях сокращения численности занятых
- Вопросы
- Литература
- Глава 20: управление производством:создание операционной системы Введение
- Системный подход к управлению операциями Операционная функция
- Операционная система
- Сущность управления операциями
- Классификация операционных систем
- Взаимосвязь с другими функциями организации
- Стратегия производства и фирма
- Конкурентоспособность
- Стратегические решения в области производства
- Стратегия производства в условиях международного рынка
- Вопросы этики в управлении производством
- Проектирование изделий и процессов в производстве
- Критерии и выбор проектов
- Жизненный цикл изделия и процесса
- Современный уровень развития производственных систем
- Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
- Характеристики сферы услуг
- Особенности проектирования услуг
- Совершенствование операций в сфере услуг
- Производственные мощности, месторасположение, проектные решения
- Количество и мощность предприятий
- Месторасположение предприятий
- Проектирование предприятия
- Проектирование работ и нормирование труда
- Социально-технический подход
- Нормирование труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегия операционного управления
- Вопросы
- Литература
- Глава 21: управление производством: функционирование операционной системы Введение
- Оперативное управление производством
- Планирование выпуска продукции Характеристики календарного планирования выпуска продукции
- Три основные стратегии
- Управление запасами Назначение запасов
- Решения в управлении запасами и издержки
- Виды спроса на предметы материально-технических запасов
- Системы управления запасами с независимым спросом
- Системы управления запасами с зависимым спросом
- Японский подход к управлению запасами
- Оперативное управление производством
- Управление проектами
- Методы управления проектами
- Планирование работ по методу критического пути
- Контроль за выполнением работ
- Тенденции в применении методов управления проектами
- Обеспечение качества
- Аспекты качества
- Организационное обеспечение качества
- Контроль качества
- Развитие программ обеспечения качества
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Серьезная ошибка
- Вопросы
- Литература
- Глава 22: управление производительностью:комплексный подход Введение
- Комплексный подход к вопросам производительности
- Системный взгляд на производительность
- Качество и производительность
- Ценность, качество и производительность
- Цикл «вход—выход»
- Производительность и внешняя среда
- Производительность и внутренняя среда
- Управление по критерию производительности
- Планирование и производительность
- Организация и производительность
- Мотивация и производительность
- Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности
- Организация связи и производительность
- Принятие решений и производительность
- Лидерство и производительность
- Производительность на всех уровнях организации
- Новое в управлении производительностью труда
- Ситуация для анализа: Управление производительностью в компании по производству потребительских товаров
- Вопросы
- Литература
- Часть 5 Ситуация для анализа 1 Повышение эффективности работы организаций «Блю Кросс — Блю Шилд»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Управление производством и распределением в масштабах страны
- Вопросы
- Глоссарий