Подход к управлению—направленность на успех
Вопрос, конечно, заключается в том, как сделать организацию успешной. Как могут руководители свести вместе идею и ее реализацию, чтобы выполнить работу силами других людей и при этом результативно и эффективно? Что в действительности может сделать руководитель, чтобы поднять производительность? Как мы уже говорили, простых и надежных формул успеха не существует. Но мы можем узнать, что открыли, выявили теоретики и практики в области управления, чтобы дать вам возможность выработать подход к тому, как сделать организацию успешной. Подход, который мы излагаем в следующих главах, основан на творческом вкладе многих людей, занимавшихся вопросами управления. Можно считать, что у него есть три главных принципа, сформулированных ниже. Пример 1.5. содержит некоторые соображения, касающиеся причин неуспеха руководителей.
ОБОБЩЕНИЕ. Первая проблема, которую необходимо преодолеть в управлении организацией, рассчитывая на ее успех, состоит в том, что сложные организации действительно сложны. Трудно представить себе, что происходит внутри самой организации и между организацией и ее внешней средой, и даже чем занимаются менеджеры. Установление общих, присущих всем характеристик помогает сократить, уменьшить трудности чрезвычайно сложной задачи управления большой организацией, сведя ее до масштаба, который постижим для ума и восприятия. Обобщение позволяет нам увидеть работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы.
Поскольку все организации имеют много общих характеристик, мы можем разработать модели и диаграммы факторов, влияющих на успех организации. Модели, хотя они и не очень точны, оказываются полезными при понимании сложного взаимодействия в самой организации, и между организацией и окружающим миром. Возможно также определить в целом общий процесс управления, применимый ко всем формальным организациям. В третьей части книги дается понимание управления как процесса планирования. организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решении, которые рассматриваются во второй части, также являются функциями, которые выполняют все управляющие.
ПРИМЕР 1.4.
Самые популярные компании в Соединенных Штатах
Журнал «Форчун», создатель известного списка «Форчун 500», в котором перечислены крупнейшие компании страны, также готовит обзоры, в которых выявляются самые популярные компании Америки. Более чем 8200 руководителей, финансовых аналитиков и директоров других компаний получили просьбу определить рейтинг 300 специально отобранных компаний в 33 отраслях промышленности. Восемь ключевых характеристик оценивались по шкале от 0 (очень плохо) до 10 (отлично). Эти характеристики включали качество управления, качество услуг или продукции, способность к нововведениям, отдачу от долгосрочных инвестиций, финансовую устойчивость, способность привлечь и удержать талантливых людей, помочь им развиться; ответственность перед обществом в узком и широком смысле этого слова и использование активов корпорации.
Ранжирование, предложенное журналом, интересно с нескольких точек зрения. Прежде всего оно дает нам представление о том, какие характеристики считаются критериями организационного успеха. Во-вторых, оно показывает, что думают опытные руководители и аналитики в области управления, т.е. люди, которые посвятили этой теме всю жизнь, о компаниях в своей области. В-третьих, оно иллюстрирует воздействие перемен. Из 10 компаний, возглавлявших список в 1986 г., только «Ли Би Эм» и «Мерк» оставались в этом списке пять лет подряд. «Ай Би Эм», которая в предыдущие годы неизменно была номером 1, переместилась на 7-е место.
Испинник: «America's Most Admired Corporations», Fortune, January 19, 1987, р. 19.
Ранг | Название компании | Оценка |
| Самые популярные компании |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | «Мерк» (фармацевтика) «Лиз Клейборн» (одежда) «Боинг» (авиация и космонавтика) «Дж. П. Морган» (коммерческие банки) «Раббермейд» (резиновая и пластиковая продукции) «Шелл Ойл» (нефтепереработка) «Ай Би Эм» (оборудование для учреждений, компьютеры) «Джонсон энд Джонсон» (фармацевтика) «Доу Джоунс» (издательство и типографское дело) «Герман Миллер» (мебель) | 8,38 8,02 7,99 7,95 7,94 7,91 7,91 7,86 7,84 7,84 |
| Наименее популярные компании |
|
300. 299. 298. 297. 286. 295. 294. 293. 292. 291. | «Эл Ти Ви» (металлы ) «Бэнк Америка» (коммерческие банки) «Америкен Моторс» (автомобили и запасные части) «Файненшел Корпорейшен оф Америка» (сберегательные банки) «Менвилл» (стекло, строительные материалы) «Бетлехем Стил» (металл) «Пан Ам» (.авиатранспорт) «Юнион Карбайд» (химические товары) «Манхеттен Индастриз» (одежда) «Транс Уорлд Эйрлайнз» (авиатранспорт») | 3,11 3,28 3,45 3,46 3,64 3,69 3,73 4,16 4,30 4,31 |
ПРИМЕР 1.5.
Пять причин неудач в карьере руководителей
Изучая в течение пяти лет опыт 2500 руководителей, Сьюзен Доннелл выявила пять причин, в соответствие с которыми некоторые руководители взбираются по лестнице своей карьеры в организации только для того, чтобы потом упасть. Их толкает вверх потребность получать более высокое жалование. Руководители-неудачники имеют большое желание получать высокое жалование и иметь личный комфорт. Очень часто их целью является не достижения их подразделений, а то, что нужно сделать для получения более высокой зарплаты.
Их слишком волнуют символы их положения. Рабочий стол, кабинет, машина и дом руководителя, который не добивается успеха, обычно забиты атрибутами и символами их статуса. Тот факт, что имя руководителя написано на двери его кабинета, сам по себе еще не означает, что он особенно печется о своем статусе. Но если руководитель во что бы то ни стало старается обзавестись этими символами, это — дурной знак. Их волнуют прежде всего собственные персоны. Один автор написал об этом так: «Плахой руководитель заботится о себе, хороший — о своих людях». Успешный руководитель заботится о своих подчиненных, проявляет заботу об их нуждах, выслушивает их.
Один служащий, работающий у плохого руководителя, сказал: «Мы всего лишь попросили его поставить второй телефон в коридоре. У нас работает много матерей, и они звонят время от времени домой проверить, как там детишки. Так вот можно было подумать, что его попросили отдать ключ от его сейфа».
Когда есть возможность воздать должное работе подчиненного или присвоить заслугу самому, неуспешный руководитель быстро присваивает все лавры себе.
Они самоизолируются. Плохой руководитель рано или поздно изолирует себя от других. Он занят своей персоной и любит проводить время в одиночестве, постепенно теряя всякое общение с окружающими и подчиненными. Когда руководитель изолируется от повседневной текущей информации, это — обычно плохой знак. Они скрывают мысли и чувства. Подчиненные хотят и должны знать, что думает и чувствует их руководитель. Один из самых верных способов отвернуть от себя людей, это сказать им: «У меня по этому поводу никаких мыслей нет. Делайте, как сами считаете, может быть что-нибудь и выйдет». Неуспешные руководители также пытаются скрывать свои эмоции. Они стараются спрятать свой гнев и свои страха.
Источник: Gerald Graham, «Study Points to Failings of Ambitious Managers», News Sun Sentinel, Weekly Business, January 30, 1984, p. 21.
НЕОБХОДИМОСТЬ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА. Обобщенная концепция, при всей ее полезности и правомерности, слишком уж неточна, чтобы применяться безоговорочно. При исполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различия между организациями. Эти серьезные различия между организациями, которые обычно называются ситуационными переменными, распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные.
Внутренние переменные являются характеристикой организации. Внутренняя среда, о которой говорится в гл. 3, включает цели организации, ресурсы, размер, горизонтальное и вертикальное разделение труда и людей. Внутренние различия между организациями сродни различиям между зданиями. Здание — это здание, но различия в архитектуре, материале, размерах делают одни здания более подходящими для того, чтобы стать складом, а другие — домом, который может стать жилищем для многих людей, способным укрыть их от урагана. Точно так же различия во внутренних переменных организации хорошо соответствуют задачам создания компьютеров, продажи миллиардов гамбургеров, удовлетворения духовных потребностей человека.
Эти переменные в различной степени контролируемы. Они являются результатом управленческих решений, касающихся того, что должна делать организация и кто в этой организации должен делать необходимую работу. Решения, принимаемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют, насколько результативна, эффективна и производительна будет данная организация по сравнению с другими.
Например, высшее руководство организации должно определить, каковы основные ресурсы организации. С первого взгляда кажется, что наиболее важными ресурсами для компании «Федерал Экспресс» являются материалы, такие как конверты и горючее, или техника в виде автомашин и самолетов. Но на самом деле информация о том, где находятся тысячи бандеролей в данный конкретный момент, и где они должны быть завтра, гораздо более существенна для успеха этой организации. «Федерал Экспресс» стал столь успешной организацией, потому что Фредерик Смит и его команда выяснили, как использовать информацию для координации потока бандеролей таким образом, чтобы можно было наиболее эффективно использовать самолеты (технику) и горючее (материалы) и гарантировать доставку корреспонденции в течение одной ночи (результат — необходимый и искомый клиентами).
Размер организации является еще одним примером того, как внутренние различия влияют на управление. По мере того, как организация растет, становится все труднее координировать ее работу. Следовательно, гигантские организации с десятками тысяч служащих требуют управления, которое бы отличалось от управления малыми организациями. «Ай Би Эм» успешна как организация не потому, что она такая крупная, скорее наоборот: она такая большая потому, что может осуществить управление, не создавая хаоса, не теряя гибкости и не утрачивая своей близости с клиентами, столь типичной обычно для малых компаний. Все крупные компании, подобные «Ай Би Эм», которые считаются успешными, при формулировании своих целей подчеркивают необходимость оказания услуг потребителю, и все они используют специальные методы управления, чтобы преодолевать тенденцию крупных компаний отделяться от проблем своих клиентов и своих же рядовых работников.
Внешние переменные, описанные в гл. 4, являются факторами среды, находящейся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. К внешним переменным следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и всякие другие изменения. Хотя они находятся вне контроля руководства компаний, оно должно стремиться сделать так, чтобы их компании реагировали бы на факторы и изменения в конкретной внешней среде, если организация намеревается достичь серьезного успеха. Для того, чтобы организации реагировали на эти факторы правильно, руководителю необходимо понять, что внешняя среда по-разному воздействует на организацию.
Различия заключаются как в глубине воздействия различных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации, ее внешнее окружение.
Например, организации, приводимые как пример в начале книги, по-разному отреагировали на изменения цен на нефть в 1973 г. «Федерал Экспресс» был на грани банкротства, потому что должен был резко поднять цены на свои услуги. «Эппл» и «Ай Би Эм» практически прямо не отреагировали на это, так как стоимость доставки компьютера составляет незначительную часть по сравнению со стоимостью его производства. Но «Ай Би Эм» все же потеряла средства, так как некоторые компании стали иметь меньше средств для покупки компьютеров. Спрос на новый компьютер «Эппл» превышал возможности предложения компании, поэтому влияние спада на закупку компьютеров не задел компанию «Эппл» в сколько-нибудь значительной степени. Для некоторых организаций внешняя среда меняется с пугающей их быстротой. Наукоемкая область высоких технологий, в которой работают «Эппл» и «Ай Би Эм», характеризуется выпуском сотен новых видов продукции ежегодно, небывалым прогрессом в развитии отрасли и резким падением цен, составляющим каждый год в среднем 25%. Внешняя среда для «Сирса» и «МакДоналдса» меняется менее драматично. «Сирс» ведет свой бизнес в магазинах в основном так, как они вели его многие годы И Гамбурге расе же остается гамбургером, независимо от того, расплачиваются ли за него около электронной кассы или по старинке отсчитывают сдачу вручную. Для этих компаний важными составляющими условиями их успеха являются умеренные изменения внешней среды и умеренная конкуренция.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА. Простого указания на то, какие переменные сильнее всего влияют на успех, явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей компании. Настоящая трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать независимо друг от друга. Как камень, брошенный в пруд, изменение любого важного фактора вызывает круги, расходящиеся по всему пруду, т.е. по всей организации. Первая же реакция на перемены вызывает дальнейшие перемены, а те, в свою очередь, вызывают к жизни новые волны и т.д. в бесконечном цикле.
Функции управленческого процесса, т.е. то, что обычно делает руководитель, как это описано в третьей части, имеют прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают в реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех организации. В процессе планирования руководство определяет, какими будут цели организации и как наилучшим образом они могут быть достигнуты, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных. Мотивация — это процесс, с помощью которого руководители делают так, что люди работают более производительно, стремясь достигнуть целей организации. Контроль позволяет руководству увидеть, насколько успешна его работа по выполнению намеченных планов, а также насколько успешно были удовлетворены потребности внешнего мира.
НЕТ «ПРАВИЛЬНЫХ» ОТВЕТОВ. Одно из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является тот факт, что руководитель никогда не может предполагать, что какой-то конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является априорно «правильным». «МакДоналдо», использовавший процедуру сборочного конвейера в приготовлении пищи, являющуюся чрезвычайно эффективной, обеспечил высокое качество продукции и высокую производительность труда. Однако, по сути своей этот метод ничем не лучше старинных традиционных методов ресторана «Да Тур Д'Аржан». Этот ресторан не может производить миллион бургеров в день, но «МакДоналдо не может приготовить безупречное суфле. Если руководство ресторана «Ла Тур Д'Аржан» решит применить машины для приготовления 100 суфле в час, используя готовые сухие смеси, оно, конечно, снизит затраты и повысит производительность. Однако, принимая во внимание, что цель ресторана — готовить и подавать еду самого высокого качества, производительность будет меньше.
Точно так же, не существует «правильного» ответа на перемены. При высоких темпах научно-технического прогресса в современном мире организации, которые могут быстро адаптироваться к этим переменам, заслуживают всяческой похвалы и высокой оценки. Однако, хотя «Ай Би Эм» и «Эппл» добились своих замечательных успехов благодаря применению новых методов, это вовсе не означают, что это лучшие методы для всех. Римская католическая церковь редко меняет свою политику и то — только после многих лет размышлений. Но чрезвычайная стабильность является положительной характеристикой для такой организации, роль которой в обществе заключается в том, чтобы быть опорой, поддержкой, на которую люди могут рассчитывать в тяжелые времена. Кроме того, было бы неправильно, если организация, целью которой является распространение фундаментальных истин, постоянно меняла свою точку зрения. Следовательно, быстрое изменение ориентации, которое необходимо чтобы добиться успеха в очень неустойчивом обществе быстрых технологических перемен, очень важно для наукоемких производств и потенциально опасно для таких организаций как церковь.
Большинство управленческих решений, как сказано в гл. 6, посвященной принятию решений, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Хорошее управление — это сложный акт балансирования, предполагающего намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага. Например, руководитель не может просто отобрать самых способных, самых опытных людей для работы в своей организации. Руководитель не может всегда обращаться с людьми, как этого им хочется. Может быть единственной важной причиной успеха заведений «МакДоналдса» является тот факт, что руководство корпорацией так спроектировало процесс производства бургеров и жареного картофеля, что он может быть реализован с неизменным качеством даже низкоквалифицированными работниками. Для того, чтобы метод «МакДоналдса» позволил ему достичь успеха, менеджеры ресторанов должны быть уверены, что каждый работник будет в точности исполнять предписанную технологию до последней буквы. «МакДоналдс» специально нанимает молодых неопытных людей для работы в ресторанах — они лучшим образом подходят для его метода «сборочной линии», чем люди, имеющие опыт работы в ресторанах. Это имеет и отрицательные последствия, — такие, как высокий уровень текучести, риск упустить людей, имеющих талант и способности стать хорошими руководителями, способными подняться по этой лестнице до самого верха. Но, оценивая ситуацию в целом, следует отметить, что положительные последствия перевешивают отрицательные. К тому же недостатки вовсе не разрушительны и во многих случаях могут быть сведены до минимума.
Все эти примеры чрезвычайно упрощены. При принятии реальных решений должны быть учтены и многие другие факторы. Чтобы постичь суть крупных свершений, руководителю необходимо увидеть всю ситуацию как единое целое. Управление, нацеленное на успех в сложном динамичном мире, требует интегрированного подхода. Руководитель должен видеть парк целиком, когда он прививает какое-то конкретное деревце. Руководители должны всеща выбирать методы, которые лучше всего соответствовали бы целям их организации, определенным ее характеристикам и, главное, людям. «Ай Би Эм», «МакДоналдс», «Сиро, католическая церковь и все другие организации, которые успешно процветают в течение долгого времени, добились успеха, потому что ими управляют так, как этого требовала конкретная, определенная ситуация.
ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ДАННОЙ КНИГИ. Внутренняя взаимозависимость элементов, влияющих на успех любой организации и, следовательно, ее руководителей, составляет основу построения данной книги. Вследствие того, что руководитель должен охватить явление в целом — интегрированный подход, — с тем, чтобы обосновать принимаемое решение, мы предлагаем обзор всех основополагающих концепций на уровне основ. Затем мы снова возвращаемся к ключевым функциям, на более высоком уровне рассматривая вопросы, связанные с реализацией решений. В гл. 2 мы рассматриваем эволюцию теории и практики управления, чтобы дать вам возможность понять суть современного ситуационного подхода. Основные внутренние и внешние переменные рассмотрены в книге ранее процесса управления, потому что все эти переменные должны быть учтены при исполнении каждой из управленческих функций. Точно также, все управленческие функции предполагают наличие коммуникаций и принятия решений. Поэтому мы рассматриваем их во второй части, прежде чем перейти к подробному изучению функций управления.
Важнейшие базовые концепции в первой, второй и третьей частях создают основу для четвертой части. «Группрвая динамика и лидерство» — тема, значение которой в управлении можно полностью оценить, если у вас есть понимание всех основных концепций. Изучая тематику групповой динамики и лидерства, мы входим в область повседневных «реалий» управления — рассматриваем деятельность, которая происходит внутри организаций, хотя она не планируется и не поддерживается самой организацией и, в ряде случаев, может вызвать ее активное противодействие. Мы также займемся некоторыми общими проблемами практического осуществления управления, обращаясь к таким ситуациям, как конфликт или сопротивление переменам и обсуждая как их преодолеть.
Каждая предыдущая глава готовит вас к гл. 5, которую вы, возможно, воспримете сначала как параллельную гл. 3. Однако, поскольку вы уже кое-что знаете о функциях управления, мы можем подробнее остановиться на взаимоотношениях и взаимодействиях и как они влияют на реализацию управленческих решений. Гл. 19, например, представляет собой интегрированный взгляд на управление людьми, учитывающий необходимость сочетания потребностей человека и требований техники. Мы заканчиваем книгу главой о производительности, — потому что превращение организации в производительную, результативную и эффективную — является целью всякого управления.
- Менеджмента
- Москва • Издательство «дело» • 1997
- Уроки американского менеджмента
- Предисловие
- Часть первая: элементы организаций и процесса управления Глава 1: организации, менеджеры и успешное управление Введение
- Что обеспечивает успех организаций? Ситуация 1: Победа в компьютерной игре
- Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле
- Ситуация 3: Как получить оценку
- Ситуация 4: Разве это можно вычислить?
- Ситуация 5: Пища для размышлений
- Ситуация 6: Очевидные истины
- Организации
- Что такое организация?
- Общие характеристики организаций
- Кто такие менеджеры, и что они делают?
- Общие факторы в работе руководителей
- Друкер об управлении
- Уровни управления
- Менеджер в сравнении с предпринимателем
- Управление, направленное на успех
- Составляющие успеха организации
- Пример 1.3.
- Подход к управлению—направленность на успех
- Пример 1.6.
- Литература
- Глава 2: эволюция управленческой мысли Введение
- Древняя практика - новая наука
- Управление и организации до 1900 года
- Систематизированный взгляд на управление
- Подходы на основе выделения различных школ
- Научное управление (1885 —1920)
- Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
- Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
- Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)
- Процессный подход
- Функции процесса управления
- Связующие процессы
- Системный подход
- Системные концепции
- Переменные и системный подход
- Ситуационный подход
- Ситуационный подход и процесс управления
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы
- Литература:
- Глава 3: внутренняя среда организации Введение
- Внутренние переменные
- Структура
- Технология
- Взаимосвязанность внутренних переменных
- Системная модель внутренних переменных
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы
- Вопросы
- Литература
- Глава 4: внешняя среда в бизнесе Введение
- Организация и ее среда
- Значение внешней среды
- Определение внешней среды
- Характеристики внешней среды
- Взаимосвязанноситъ факторов внешней среды
- Сложность внешней среды
- Подвижность среды
- Неопределенность внешней среды
- Среда прямого воздействия
- Поставщики
- Законы и государственные органы
- Потребители
- Конкуренты
- Среда косвенного воздействия
- Технология
- Состояние экономики
- Социокультурные факторы
- Политические факторы
- Отношения с местным населением
- Международное окружение
- Развитие управления международным бизнесом
- Разновидности международного бизнеса
- Факторы международной среды
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний
- Вопросы
- Литература
- Глава 5: социальная ответственность и этика Введение
- Роль бизнеса в обществе Эволюция перспектив
- Прибыль и эффективность
- Прямое социальное действие
- Ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной
- Аргументы за и против социальной ответственности
- Аргументы в пользу социальной ответственности
- Аргументы против социальной ответственности
- Социальная ответственность на практике
- Заключительные замечания
- Этика и современное управление
- Результаты исследований
- Повышение показателей этичности поведения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Современная этика: дело э. Ф. Хаттона
- Вопросы
- Литература
- Часть 1 Ситуация для анализа 1 Генри Форд в сравнении с Альфредом п. Слоуном, мл
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Корпорация «Ньютри Уэй Хелс Фудз»
- Вопросы
- Часть вторая: связующие процессы Глава 6: коммуникации Введение
- Процесс коммуникаций и эффективность управления
- Коммуникации между организацией и ее средой
- Коммуникации между уровнями и подразделениями
- Коммуникационный процесс
- Элементы и этапы процесса коммуникаций
- Обратная связь и помехи
- Межличностные коммуникации
- Преграды на пути межличностных коммуникаций
- Совершенствование искусства общения
- Организационные коммуникации
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 7: принятие решений Введение
- Природа процесса принятия решений
- Организационные решения
- Подходы к принятию решений
- Рациональное решение проблем
- Этапы рационального решения проблем
- Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Личностные оценки руководителя
- Среда принятия решения
- Информационные ограничения
- Поведенческие ограничения
- Негативные последствия
- Взаимозависимость решений
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Три спорных решения
- Вопросы
- Литература
- Глава 8: модели и методы принятия решений Введение
- Наука управления Происхождением центральный объект науки управления
- Отличительные особенности науки управления
- Моделирование Что такое модель
- Необходимость моделирования
- Типы моделей
- Процесс построения модели
- Общие проблемы моделирования
- Обзор моделей науки управления
- Методы принятия решений
- Платежная матрица
- Дерево решений
- Методы прогнозирования
- Неформальные методы
- Количественные методы протезирования
- Качественные методы прогнозирования
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Прогнозирование посещений стадиона
- Вопросы
- Литература
- Часть вторая Ситуация для анализа 1 Дэвенпортский университет
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы «Ханиуэлл»
- Вопросы.
- Глава 9: стратегическое планирование Введение
- Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
- Сущность стратегии
- Планирование и успех организаций
- Цели организации
- Миссия организации
- Ценности и цели высшего руководства
- Характеристики целей
- Оценка и анализ внешней среды
- Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
- Изучение стратегических альтернатив
- Стратегические альтернативы
- Выбор стратегии
- Планирование международной деятельности
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 10: планирование реализации стратегии Введение
- Реализация стратегического плана
- Тактика
- Политика
- Процедуры
- Правила
- Проблемы, связанные с правилами и процедурами
- Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
- Бюджеты
- Управление по целям
- Эффективность программ мво
- Оценка стратегического плана
- Оценка стратегии
- Проверка соответствия стратегии и структуры
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз'р'Ас»
- Вопросы
- Литература
- Глава 11: организация взаимодействия и полномочия Введение
- Делегирование, ответственность и полномочия
- Делегирование
- Ответственность в контексте делегирования
- Организационные полномочия
- Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- Линейные полномочия
- Типы административного аппарата
- Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
- Эффективная организация распределения полномочий
- Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями
- Линейные полномочия и координация
- Препятствия к эффективному делегированию
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 12: построение организаций Введение
- Выбор структуры
- Проектирование организационной структуры
- Бюрократия
- Департаментализация
- Функциональная организационная структура
- Дивизиональная структура
- Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
- Адаптивные структуры
- Адаптивные и механистические организационные структуры
- Проектная организация
- Матричные структуры организации
- Организация конгломератного типа
- Централизованные и децентрализованные организации
- Степень централизации
- Факторы, определяющие степень децентрализации
- Интеграция структуры
- Влияние интеграции на достижение целей организации
- Методы достижения эффективной интеграции
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ввс сша
- Вопросы
- Глава 13: мотивация Введение
- Смысл и эволюция понятия мотивация
- Первоначальные концепции
- Современные теории мотивации
- Первичные и вторичные потребности
- Вознаграждения
- Содержательные теории мотивации
- Иерархия потребностей по Маслоу
- Теория потребностей МакКлелланда
- Двухфакторная теория Герцберга
- Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий
- Теория справедливости
- Применимость теории справедливости в практике управления
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и компенсация
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: клуб 100
- Литература
- Глава 14: контроль Введение
- Сущность и смысл контроля
- Почему необходим контроль?
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Заключительный контроль
- Процесс контроля
- Установление стандартов
- Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
- Действия
- Поведенческие аспекты контроля
- Возможные негативные последствия
- Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
- Характеристики эффективного контроля
- Стратегическая направленность контроля
- Ориентация на результаты
- Соответствие делу
- Своевременность контроля
- Гибкость контроля
- Простота контроля
- Экономичность контроля
- Контроль на международном уровне
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
- Необходимость в формальной информационной системе
- Компьютерная революция и иус
- Проектирование иус
- Повышение эффективности иус
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит»
- Вопросы
- Литература
- Часть 3 Ситуация для анализа 1 Страна Сафари
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Западный Банк
- Вопросы
- Часть четвертая: групповая динамика и руководство глава 15: групповая динамика Введение
- Группы и их значимость
- Формальные и неформальные группы
- Хоторнские эксперименты
- Развитие неформальных организаций и их характеристики Как возникают неформальные организации
- Почему люди вступают в группы и неформальные организации
- Характеристики неформальных организаций
- Управление неформальной организацией Модель Хоманса
- Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями
- Как повысить эффективность групп
- Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Рекомендации по проведению эффективных собраний
- Полномочия и комитеты
- Когда использовать комитеты
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении
- Вопросы
- Литература
- Глава 16: руководство: власть и личное влияние Введение
- Власть, влияние, лидер
- Руководство в организации
- Влияние и власть
- Баланс власти
- Формы власти и влияния
- Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
- Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление.
- Законная власть. Влияние через традиции.
- Власть примера. Влияние с помощью харизмы
- Власть эксперта. Влияние через разумную веру
- Убеждение и участие
- Влияние путем убеждения
- Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- Практическое использование влияния
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры
- Вопросы
- Литература
- Глава 17: лидерство: стиль, ситуация и эффективность Введение
- Обзор теорий лидерства
- Подход с позиции личных качеств
- Поведенческий подход
- Ситуационный подход
- Поведенческий подход к лидерству
- Автократичное и демократичное руководство
- Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
- Четыре системы Лайкерта
- Двумерная трактовка стилей лидерства
- Стиль, удовлетворение и производительность Дебаты о стиле руководства
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству
- Ситуационная модель руководства Фидлера
- Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
- Теория жизненного цикла
- Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
- Адаптивное руководство. Заключительные замечания
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 18: управление конфликтами, изменениями и стрессами Введение
- Природа конфликта в организации Что такое конфликт
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Модель процесса конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Межличностные стили разрешения конфликтов
- Природа организационных измерений
- Управление изменениями
- Меры успешного проведения изменений в организации
- Использование участия работников в управлении для осуществления перемен
- Преодоление сопротивления переменам
- Организационное развитие
- Что такое организационное развитие
- Предпосылки и ценности ор
- Участие в ор
- Природа стресса
- Что такое стресс
- Причины стресса
- Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Перемены в «Бэнк оф Америка»
- Вопросы
- Литература
- Часть 4 Ситуация для анализа 1 «Мид-Caym Эрлайнз»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Джек Уэлч и «Дженерал Электрик»
- Вопросы
- Часть пятая: обеспечение эффективности деятельности организации глава 19: управление трудовыми ресурсами Введение
- Формирование трудовых ресурсов Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Отбор кадров
- Определение заработной платы и льгот
- Развитие трудовых ресурсов
- Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- Подготовка кадров
- Оценка результатов деятельности
- Подготовка руководящих кадров
- Управление продвижением по службе.
- Повышение качества трудовой жизни Удовлетворение работника своим трудом
- Совершенствование организации труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление кадрами в условиях сокращения численности занятых
- Вопросы
- Литература
- Глава 20: управление производством:создание операционной системы Введение
- Системный подход к управлению операциями Операционная функция
- Операционная система
- Сущность управления операциями
- Классификация операционных систем
- Взаимосвязь с другими функциями организации
- Стратегия производства и фирма
- Конкурентоспособность
- Стратегические решения в области производства
- Стратегия производства в условиях международного рынка
- Вопросы этики в управлении производством
- Проектирование изделий и процессов в производстве
- Критерии и выбор проектов
- Жизненный цикл изделия и процесса
- Современный уровень развития производственных систем
- Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
- Характеристики сферы услуг
- Особенности проектирования услуг
- Совершенствование операций в сфере услуг
- Производственные мощности, месторасположение, проектные решения
- Количество и мощность предприятий
- Месторасположение предприятий
- Проектирование предприятия
- Проектирование работ и нормирование труда
- Социально-технический подход
- Нормирование труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегия операционного управления
- Вопросы
- Литература
- Глава 21: управление производством: функционирование операционной системы Введение
- Оперативное управление производством
- Планирование выпуска продукции Характеристики календарного планирования выпуска продукции
- Три основные стратегии
- Управление запасами Назначение запасов
- Решения в управлении запасами и издержки
- Виды спроса на предметы материально-технических запасов
- Системы управления запасами с независимым спросом
- Системы управления запасами с зависимым спросом
- Японский подход к управлению запасами
- Оперативное управление производством
- Управление проектами
- Методы управления проектами
- Планирование работ по методу критического пути
- Контроль за выполнением работ
- Тенденции в применении методов управления проектами
- Обеспечение качества
- Аспекты качества
- Организационное обеспечение качества
- Контроль качества
- Развитие программ обеспечения качества
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Серьезная ошибка
- Вопросы
- Литература
- Глава 22: управление производительностью:комплексный подход Введение
- Комплексный подход к вопросам производительности
- Системный взгляд на производительность
- Качество и производительность
- Ценность, качество и производительность
- Цикл «вход—выход»
- Производительность и внешняя среда
- Производительность и внутренняя среда
- Управление по критерию производительности
- Планирование и производительность
- Организация и производительность
- Мотивация и производительность
- Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности
- Организация связи и производительность
- Принятие решений и производительность
- Лидерство и производительность
- Производительность на всех уровнях организации
- Новое в управлении производительностью труда
- Ситуация для анализа: Управление производительностью в компании по производству потребительских товаров
- Вопросы
- Литература
- Часть 5 Ситуация для анализа 1 Повышение эффективности работы организаций «Блю Кросс — Блю Шилд»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Управление производством и распределением в масштабах страны
- Вопросы
- Глоссарий