Стиль, удовлетворение и производительность Дебаты о стиле руководства
С того самого момента, когда впервые было определено различие между автократичным стилем и стилем, сосредоточенным на человеке, начались дебаты: что же лучше. Сторонники каждого из этих стилей действовали так, как будто вопрос ставился однозначно: правильным должен быть или один, или другой стиль. Сторонники подхода с позиций человеческих отношений считали автократов реакционерами, использующими стиль, не соответствующий новой социальной и технической системе. Приверженцы традиционных методов утверждали, что новая школа исходит из необоснованных предположений относительно человеческой природы и создает тревогу, навязывая решения людям, которые не имеют ни способности, ни опыта выполнять их. Аргументы обоих лагерей множественны и разнообразны, но мы можем свести их к нескольким существенным различиям в подходе к определению оптимального способа достижения эффективности организации.
АВТОКРАТИЧНЫЙ ПОДХОД. В дополнение к предположениям в рамках теории «Х», сторонники автократичного и ориентированного на работу метода утверждают, что:
1. Автократичный стиль руководства, особенно благосклонная автократичность, более эффективны, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации.
2. Сосредоточение на работе дает максимальную производительность, потому что руководитель может многое сделать для повышения эффективности труда, в то время как изменить человеческую натуру он бессилен.
Авторитарный руководитель считает, что приведенное ниже соотношение между стилем руководства и производительностью верно для всех случаев.
Рис. 17.5. Управленческая решетка.
Источник: The Managerial Grid III: The Key to Leadership Excellence, by Robert R. Blake and Jane Srygley Mouton. Houston: Gulf Publishing Company, Copyright с 1985, p. 12. Reproduced by permission.
Увеличение власти руководителя | Минимизирует ошибки руководства | Увеличивает эффективность | Повышает качество работы организации |
ПОДХОД С ПОЗИЦИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. В дополнение к предположениям в рамках теории «У», сторонники демократичного, ориентированного на человека стиля руководства считают, что:
1. Если не принять вовремя меры, то власть исполнителя может увеличиться до такой степени, что подорвет влияние руководителя и создаст в организации дополнительные проблемы. (Власть, которую имеют подчиненные над руководителем, обсуждалась в предыдущей главе).
2. Ориентированный на человека подход обеспечивает максимальную производительность потому, что люди, непосредственно выполняющие работу, более всех способны перестроить ее таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности. Эффективность, искусственно навязанная экспертами сверху, часто встречает такое сопротивление, что сводятся на нет ее выгоды. Кроме того, ориентированный на человека стиль руководства увеличивает удовлетворенность сотрудников.
Те, кто считает, что демократичный или ориентированный на человека стиль всегда предпочтительней, чем авторитарный, исходят из того, что между удовлетворенностью и производительностью существуют причинные отношения. Они рассуждают так:
Стиль руководства => Влияет на удовлетворенность => Влияет на качество работы организация
Существо их утверждения состоит в том, что демократичный стиль, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности, а большая удовлетворенность всегда ведет к более высокой производительности труда.
Обзор исследований по лидерству, удовлетворенности и производительности
Можно понять, почему и автократичный подход, и подход с позиций человеческих отношений завоевали много сторонников. Но сейчас уже ясно, что и те, и другие сторонники грешили преувеличениями, делая выводы, не вполне подтверждавшиеся фактами. Например, первые приверженцы демократичного стиля руководства утверждали, что этот стиль всегда более эффективен, чем авторитарный, потому что он апеллирует к исполнителю на уровне его более высоких потребностей. Однако имеется множество хорошо документированных ситуаций, где благосклонно — автократичный стиль зарекомендовал себя как весьма эффективный. Томас Уотсон-младший слыл руководителем-тираном, однако именно он сделал «Ай Би Эм» ведущей мировой корпорацией по производству высокотехнологичной продукции. Это опровергает гипотезу о том, что чисто автократичный стиль не имеет успеха у зрелых, высокообразованных подчиненных. Другим убедительным примером служит футбольный тренер Вэнс Ломбарди. Нельзя категорически утверждать, что автократичный стиль всегда во всех ситуациях будет неэффективным.
У демократичного стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и недостатки. Поскольку теплые, человеческие взаимоотношения и свобода действий приятнее, чем сухие инженерные расчеты и жесткое структурирование заданий, стиль руководства, ориентированный на человека, всегда будет привлекателен для многих. Безусловно, можно было бы решить многие организационные проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и более высокой производительности. К сожалению, этого не происходит. Ученые встречали ситуации, где трудящиеся участвовали в принятии решений, но, тем не менее, степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.
Например, мастер может разрешить рабочим участвовать в принятии решений относительно способа выполнения задания. Однако, если у них нет активной потребности в более сложном задании или в уважении, они могут не почувствовать в стиле руководства своего мастера возможности удовлетворения их потребности. Более того, они могут усмотреть в этом даже угрозу. В другой ситуации люди могут получать такое удовлетворение от дружеской атмосферы на работе, что много времени будут тратить на общение, а работать будут непроизводительно.
Совершенно очевидно, что соотношение между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью можно определить только с помощью длительных и широких эмпирических исследований. К счастью, за последнее время эта область знаний привлекает много внимания.
Ниже мы кратко излагаем полученные в исследованиях выводы о соотношении удовлетворенности, стиля руководства и производительности:
1. Во многих ситуациях демократичный и ориентированный на человека стиль не приводит к большей удовлетворенности.
2. В ситуациях, где исполнители действуют на уровне более низких потребностей, демократичный стиль может снизить степень удовлетворенности. Однако участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие. Отмечались также случаи, когда этот стиль был успешным и по отношению к малоквалифицированным рабочим.
3. Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Это же обычно, но не всегда, увеличивает производительность. Однако низкая текучесть кадров не обязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.
4. Более высокий моральный настрой и большая удовлетворенность, однако, не всегда повышают производительность.
Некоторые ученые считают, что к высокой производительности ведет не высокая степень удовлетворенности, а высокий уровень индивидуальной выработки, особенно, если он вознаграждается. Лоулер и Портер отмечают:
«Если мы исходим из того, — а это логично с точки зрения теории мотивации — что вознаграждение приносит удовлетворенность и что в некоторых случаях уровень выработки влечет за собой вознаграждение, тогда, возможно, зависимость между удовлетворенностью и уровнем выработки осуществляется через действие третьей переменной — вознаграждение. Короче говоря, хороший уровень выработки может привести к вознаграждению, что, в свою очередь, ведет к удовлетворенности; тогда эта формулировка означала бы, что не удовлетворенность обусловливает уровень выработки, как предполагалось выше, а сама она обусловливается этим уровнем».
Следовательно, согласно этой точке зрения, стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных только при соблюдении следующих двух условий:
1. Стиль поведения приводит к повышению производительности.
2. Более высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности.
В исследованиях поддерживается точка зрения, согласно которой высокий уровень выработки скорее является причиной удовлетворенности, а не ее следствием. Другими словами, люди испытывают удовлетворенность благодаря более высокому уровню выработки.
В исследованиях, которые мы здесь приводим, постоянная зависимость между стилем руководства и эффективностью не была выявлена . Это означает, что ни один стиль руководства не может считаться лучше других во всех случаях. В руководстве, как и в выполнении управленческих функции, эффективный руководитель анализирует ситуацию, чтобы определить соответствующий курс действий.
- Менеджмента
- Москва • Издательство «дело» • 1997
- Уроки американского менеджмента
- Предисловие
- Часть первая: элементы организаций и процесса управления Глава 1: организации, менеджеры и успешное управление Введение
- Что обеспечивает успех организаций? Ситуация 1: Победа в компьютерной игре
- Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле
- Ситуация 3: Как получить оценку
- Ситуация 4: Разве это можно вычислить?
- Ситуация 5: Пища для размышлений
- Ситуация 6: Очевидные истины
- Организации
- Что такое организация?
- Общие характеристики организаций
- Кто такие менеджеры, и что они делают?
- Общие факторы в работе руководителей
- Друкер об управлении
- Уровни управления
- Менеджер в сравнении с предпринимателем
- Управление, направленное на успех
- Составляющие успеха организации
- Пример 1.3.
- Подход к управлению—направленность на успех
- Пример 1.6.
- Литература
- Глава 2: эволюция управленческой мысли Введение
- Древняя практика - новая наука
- Управление и организации до 1900 года
- Систематизированный взгляд на управление
- Подходы на основе выделения различных школ
- Научное управление (1885 —1920)
- Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
- Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
- Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)
- Процессный подход
- Функции процесса управления
- Связующие процессы
- Системный подход
- Системные концепции
- Переменные и системный подход
- Ситуационный подход
- Ситуационный подход и процесс управления
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы
- Литература:
- Глава 3: внутренняя среда организации Введение
- Внутренние переменные
- Структура
- Технология
- Взаимосвязанность внутренних переменных
- Системная модель внутренних переменных
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы
- Вопросы
- Литература
- Глава 4: внешняя среда в бизнесе Введение
- Организация и ее среда
- Значение внешней среды
- Определение внешней среды
- Характеристики внешней среды
- Взаимосвязанноситъ факторов внешней среды
- Сложность внешней среды
- Подвижность среды
- Неопределенность внешней среды
- Среда прямого воздействия
- Поставщики
- Законы и государственные органы
- Потребители
- Конкуренты
- Среда косвенного воздействия
- Технология
- Состояние экономики
- Социокультурные факторы
- Политические факторы
- Отношения с местным населением
- Международное окружение
- Развитие управления международным бизнесом
- Разновидности международного бизнеса
- Факторы международной среды
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний
- Вопросы
- Литература
- Глава 5: социальная ответственность и этика Введение
- Роль бизнеса в обществе Эволюция перспектив
- Прибыль и эффективность
- Прямое социальное действие
- Ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной
- Аргументы за и против социальной ответственности
- Аргументы в пользу социальной ответственности
- Аргументы против социальной ответственности
- Социальная ответственность на практике
- Заключительные замечания
- Этика и современное управление
- Результаты исследований
- Повышение показателей этичности поведения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Современная этика: дело э. Ф. Хаттона
- Вопросы
- Литература
- Часть 1 Ситуация для анализа 1 Генри Форд в сравнении с Альфредом п. Слоуном, мл
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Корпорация «Ньютри Уэй Хелс Фудз»
- Вопросы
- Часть вторая: связующие процессы Глава 6: коммуникации Введение
- Процесс коммуникаций и эффективность управления
- Коммуникации между организацией и ее средой
- Коммуникации между уровнями и подразделениями
- Коммуникационный процесс
- Элементы и этапы процесса коммуникаций
- Обратная связь и помехи
- Межличностные коммуникации
- Преграды на пути межличностных коммуникаций
- Совершенствование искусства общения
- Организационные коммуникации
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 7: принятие решений Введение
- Природа процесса принятия решений
- Организационные решения
- Подходы к принятию решений
- Рациональное решение проблем
- Этапы рационального решения проблем
- Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Личностные оценки руководителя
- Среда принятия решения
- Информационные ограничения
- Поведенческие ограничения
- Негативные последствия
- Взаимозависимость решений
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Три спорных решения
- Вопросы
- Литература
- Глава 8: модели и методы принятия решений Введение
- Наука управления Происхождением центральный объект науки управления
- Отличительные особенности науки управления
- Моделирование Что такое модель
- Необходимость моделирования
- Типы моделей
- Процесс построения модели
- Общие проблемы моделирования
- Обзор моделей науки управления
- Методы принятия решений
- Платежная матрица
- Дерево решений
- Методы прогнозирования
- Неформальные методы
- Количественные методы протезирования
- Качественные методы прогнозирования
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Прогнозирование посещений стадиона
- Вопросы
- Литература
- Часть вторая Ситуация для анализа 1 Дэвенпортский университет
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы «Ханиуэлл»
- Вопросы.
- Глава 9: стратегическое планирование Введение
- Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
- Сущность стратегии
- Планирование и успех организаций
- Цели организации
- Миссия организации
- Ценности и цели высшего руководства
- Характеристики целей
- Оценка и анализ внешней среды
- Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
- Изучение стратегических альтернатив
- Стратегические альтернативы
- Выбор стратегии
- Планирование международной деятельности
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 10: планирование реализации стратегии Введение
- Реализация стратегического плана
- Тактика
- Политика
- Процедуры
- Правила
- Проблемы, связанные с правилами и процедурами
- Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
- Бюджеты
- Управление по целям
- Эффективность программ мво
- Оценка стратегического плана
- Оценка стратегии
- Проверка соответствия стратегии и структуры
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз'р'Ас»
- Вопросы
- Литература
- Глава 11: организация взаимодействия и полномочия Введение
- Делегирование, ответственность и полномочия
- Делегирование
- Ответственность в контексте делегирования
- Организационные полномочия
- Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- Линейные полномочия
- Типы административного аппарата
- Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
- Эффективная организация распределения полномочий
- Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями
- Линейные полномочия и координация
- Препятствия к эффективному делегированию
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 12: построение организаций Введение
- Выбор структуры
- Проектирование организационной структуры
- Бюрократия
- Департаментализация
- Функциональная организационная структура
- Дивизиональная структура
- Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
- Адаптивные структуры
- Адаптивные и механистические организационные структуры
- Проектная организация
- Матричные структуры организации
- Организация конгломератного типа
- Централизованные и децентрализованные организации
- Степень централизации
- Факторы, определяющие степень децентрализации
- Интеграция структуры
- Влияние интеграции на достижение целей организации
- Методы достижения эффективной интеграции
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ввс сша
- Вопросы
- Глава 13: мотивация Введение
- Смысл и эволюция понятия мотивация
- Первоначальные концепции
- Современные теории мотивации
- Первичные и вторичные потребности
- Вознаграждения
- Содержательные теории мотивации
- Иерархия потребностей по Маслоу
- Теория потребностей МакКлелланда
- Двухфакторная теория Герцберга
- Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий
- Теория справедливости
- Применимость теории справедливости в практике управления
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и компенсация
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: клуб 100
- Литература
- Глава 14: контроль Введение
- Сущность и смысл контроля
- Почему необходим контроль?
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Заключительный контроль
- Процесс контроля
- Установление стандартов
- Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
- Действия
- Поведенческие аспекты контроля
- Возможные негативные последствия
- Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
- Характеристики эффективного контроля
- Стратегическая направленность контроля
- Ориентация на результаты
- Соответствие делу
- Своевременность контроля
- Гибкость контроля
- Простота контроля
- Экономичность контроля
- Контроль на международном уровне
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
- Необходимость в формальной информационной системе
- Компьютерная революция и иус
- Проектирование иус
- Повышение эффективности иус
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит»
- Вопросы
- Литература
- Часть 3 Ситуация для анализа 1 Страна Сафари
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Западный Банк
- Вопросы
- Часть четвертая: групповая динамика и руководство глава 15: групповая динамика Введение
- Группы и их значимость
- Формальные и неформальные группы
- Хоторнские эксперименты
- Развитие неформальных организаций и их характеристики Как возникают неформальные организации
- Почему люди вступают в группы и неформальные организации
- Характеристики неформальных организаций
- Управление неформальной организацией Модель Хоманса
- Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями
- Как повысить эффективность групп
- Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Рекомендации по проведению эффективных собраний
- Полномочия и комитеты
- Когда использовать комитеты
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении
- Вопросы
- Литература
- Глава 16: руководство: власть и личное влияние Введение
- Власть, влияние, лидер
- Руководство в организации
- Влияние и власть
- Баланс власти
- Формы власти и влияния
- Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
- Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление.
- Законная власть. Влияние через традиции.
- Власть примера. Влияние с помощью харизмы
- Власть эксперта. Влияние через разумную веру
- Убеждение и участие
- Влияние путем убеждения
- Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- Практическое использование влияния
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры
- Вопросы
- Литература
- Глава 17: лидерство: стиль, ситуация и эффективность Введение
- Обзор теорий лидерства
- Подход с позиции личных качеств
- Поведенческий подход
- Ситуационный подход
- Поведенческий подход к лидерству
- Автократичное и демократичное руководство
- Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
- Четыре системы Лайкерта
- Двумерная трактовка стилей лидерства
- Стиль, удовлетворение и производительность Дебаты о стиле руководства
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству
- Ситуационная модель руководства Фидлера
- Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
- Теория жизненного цикла
- Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
- Адаптивное руководство. Заключительные замечания
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 18: управление конфликтами, изменениями и стрессами Введение
- Природа конфликта в организации Что такое конфликт
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Модель процесса конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Межличностные стили разрешения конфликтов
- Природа организационных измерений
- Управление изменениями
- Меры успешного проведения изменений в организации
- Использование участия работников в управлении для осуществления перемен
- Преодоление сопротивления переменам
- Организационное развитие
- Что такое организационное развитие
- Предпосылки и ценности ор
- Участие в ор
- Природа стресса
- Что такое стресс
- Причины стресса
- Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Перемены в «Бэнк оф Америка»
- Вопросы
- Литература
- Часть 4 Ситуация для анализа 1 «Мид-Caym Эрлайнз»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Джек Уэлч и «Дженерал Электрик»
- Вопросы
- Часть пятая: обеспечение эффективности деятельности организации глава 19: управление трудовыми ресурсами Введение
- Формирование трудовых ресурсов Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Отбор кадров
- Определение заработной платы и льгот
- Развитие трудовых ресурсов
- Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- Подготовка кадров
- Оценка результатов деятельности
- Подготовка руководящих кадров
- Управление продвижением по службе.
- Повышение качества трудовой жизни Удовлетворение работника своим трудом
- Совершенствование организации труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление кадрами в условиях сокращения численности занятых
- Вопросы
- Литература
- Глава 20: управление производством:создание операционной системы Введение
- Системный подход к управлению операциями Операционная функция
- Операционная система
- Сущность управления операциями
- Классификация операционных систем
- Взаимосвязь с другими функциями организации
- Стратегия производства и фирма
- Конкурентоспособность
- Стратегические решения в области производства
- Стратегия производства в условиях международного рынка
- Вопросы этики в управлении производством
- Проектирование изделий и процессов в производстве
- Критерии и выбор проектов
- Жизненный цикл изделия и процесса
- Современный уровень развития производственных систем
- Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
- Характеристики сферы услуг
- Особенности проектирования услуг
- Совершенствование операций в сфере услуг
- Производственные мощности, месторасположение, проектные решения
- Количество и мощность предприятий
- Месторасположение предприятий
- Проектирование предприятия
- Проектирование работ и нормирование труда
- Социально-технический подход
- Нормирование труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегия операционного управления
- Вопросы
- Литература
- Глава 21: управление производством: функционирование операционной системы Введение
- Оперативное управление производством
- Планирование выпуска продукции Характеристики календарного планирования выпуска продукции
- Три основные стратегии
- Управление запасами Назначение запасов
- Решения в управлении запасами и издержки
- Виды спроса на предметы материально-технических запасов
- Системы управления запасами с независимым спросом
- Системы управления запасами с зависимым спросом
- Японский подход к управлению запасами
- Оперативное управление производством
- Управление проектами
- Методы управления проектами
- Планирование работ по методу критического пути
- Контроль за выполнением работ
- Тенденции в применении методов управления проектами
- Обеспечение качества
- Аспекты качества
- Организационное обеспечение качества
- Контроль качества
- Развитие программ обеспечения качества
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Серьезная ошибка
- Вопросы
- Литература
- Глава 22: управление производительностью:комплексный подход Введение
- Комплексный подход к вопросам производительности
- Системный взгляд на производительность
- Качество и производительность
- Ценность, качество и производительность
- Цикл «вход—выход»
- Производительность и внешняя среда
- Производительность и внутренняя среда
- Управление по критерию производительности
- Планирование и производительность
- Организация и производительность
- Мотивация и производительность
- Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности
- Организация связи и производительность
- Принятие решений и производительность
- Лидерство и производительность
- Производительность на всех уровнях организации
- Новое в управлении производительностью труда
- Ситуация для анализа: Управление производительностью в компании по производству потребительских товаров
- Вопросы
- Литература
- Часть 5 Ситуация для анализа 1 Повышение эффективности работы организаций «Блю Кросс — Блю Шилд»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Управление производством и распределением в масштабах страны
- Вопросы
- Глоссарий