Системная модель внутренних переменных
Каждая из школ управления внесла заметный вклад в понимание различных внутренних переменных, тем не менее именно развитие теории систем помогло создать концепцию организации как целостности, состоящей из взаимозависимых частей. Рис. 3.8. представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. (В последующих главах мы расширим эту модель и включим в нее группы, лидерство и другие факторы рабочей среды.)
Рис. 3.8. Взаимосвязанность внутренних переменных.
СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ. Вы, конечно, помните, что организации — это открытые системы. Рис. 3.8. нельзя рассматривать как адекватную, полную модель переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Внешние переменные, как написано в следующей главе, тоже сильно влияют на организацию. Рис. 3.8. правильнее было бы рассматривать как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).
Следующий пример взят из основополагающего исследования о британской угледобывающей промышленности. Оно помогло возникновению концепции социотехнических подсистем. Здесь этот пример приводится исключительно для иллюстрации того, что руководство должно рассматривать взаимоотношения между критическими факторами, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
После национализации британской угледобывающей промышленности, последовавшей после окончания второй мировой войны, в работу этой организации были внедрены новшества, способствовавшие повышению производительности и улучшению условий труда. Технология массового производства, преобладавшая в период внедрения этих нововведений, называлась методом длинного забоя. У рабочих она не вызывала положительной реакции. Работа была тяжелой, в высшей степени специализированной и очень строго определенной по последовательности операций, т.е. полностью структурированной.
Прежде чем была введена технология массового производства в угольной промышленности, уголь добывался почти вручную: бригада из двух шахтеров с помощью подсобного рабочего, который закреплял на месте пустые вагонетки, выполняла все операции, необходимые при проходке и работала при этом отдельно от остальных. Именно благодаря специфике этого метода, напарника для работы обычно подбирали надолго, отношения перерастали в дружбу, каждая маленькая группка имела в забое полную автономию. Между группами была конкуренция за большую производительность, но в тяжелые времена было и сотрудничество, и взаимовыручка, как это традиционно бывает у шахтеров.
Исследование перехода на новый метод угледобычи показало, что возникли новые проблемы. Введение этого метода повлекло за собой изменение структуры работ Отдельная маленькая бригада больше не выполняла все необходимые операции. Работа была поделена на специализированные задания, как на заводе. Рабочие были включены в большие циклические бригады, по 40—50 человек каждая, бригаду делили на три смены в соответствии с задачами, которые предстояло выполнять. Каждая смена выполняла различную серию заданий. Такой метод организации работы позволял вести работы по всему забою одновременно.
Работа каждой смены зависела от работы предыдущей. Если одна смена недостаточно вскрывала пласт, следующая за ней смена не могла достичь планового объема добычи угля, который теперь убирался из забоя с помощью конвейера. Таким образом, работа не могла делиться поровну. Менялись условия работы и трудность заданий была разной. Оплата труда за выполнение различных заданий была неадекватной. В поведении рабочих, которое характеризовалось защитным индивидуализмом, наблюдалось раздражение, имело место недоверие к коллегам по смене и вообще к товарищам по работе, процветало взяточничество, взаимные обвинения, прогулы. Против ожиданий и планов, производительность не повысилась. Рабочая структура, разработанная с учетом внедряемой технологии, вызвала разрушение сильной социальной структуры, характерной для ручного труда.
Национализация британской угольной промышленности дала возможность внедрить нововведения в организацию рабочих групп. Попытки рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической структурой возымели, как оказалось, положительный эффект: было уделено больше внимания подготовке каждого шахтера, обучению его выполнению различных операций и заданий, все это благотворно сказалось на производительности и условиях труда.
Исследования в угледобывающей промышленности пролили свет на концепцию организации как социотехнической системы, т.е. системы, состоящей из взаимосвязанных социальной и технической систем. Как мы только что видели, когда руководство занималось только технологией, оно не могло добиться поставленных целей. Когда оно пересмотрело содержание работы, стало учитывать индивидуальное и групповое поведение, негативные влияния нового метода уменьшились и организация, в конечном итоге, достигла своей цели.
Резюме
1. К основным переменным внутренней среды организации относятся структура, цели, задачи, технология и люди.
2. Все организации, за исключением самых маленьких, разделены на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления. Структура организации является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации.
3. Сфера контроля, т.е. число людей, которые подчиняются непосредственно данному руководителю, является важным аспектом структуры. Если объем управления широк и при этом имеется несколько уровней управления, структуру называют плоской, многоуровневые структуры имеют несколько уровней управления и узкие сферы контроля.
4. Целями называются конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе. Формулирование и сообщение целей представляет собой важное средство координации работы, поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подразделений увязаны с целями организации в целом.
5. Задача — это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период. Задачи можно классифицировать как работу с предметами, людьми, информацией. Вследствие тесных связей между задачей и технологией, существует тенденция со времен промышленной революции делать все задачи как можно более специализированными.
6. Технология есть любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. Потенциальная производительность специализированного разделения труда значительно повысилась благодаря технологическим инновациям, стандартизации и введению сборочных конвейерных линий.
7. Согласно определению Вудворд, мелкосерийная или единичная технология — это производство, ориентированное на одного заказчика. В технологиях массового производства изготавливаются большие количества принципиально сходной продукции. Непрерывное производство использует автоматическое оборудование для изготовления больших количеств совершенно одинаковой продукции.
8. Согласно определению Томпсона, многозвенная технология характеризуется сериями взаимозависимых заданий, которые должны выполняться в определенной последовательности. Посредническая технология действует в рамках процесса, в ходе которого сближаются группы желающих вступить в отношения взаимозависимости людей. Интенсивная технология использует конкретные навыки, приемы или услуги для внесения конкретных изменений в конкретный продукт на входе.
9. Руководители занимаются вопросами поведения людей как отдельных личностей, как групп и как людей, выступающих в качестве лидеров. Аспектами индивидуального поведения, которые имеют наибольшее значение для руководителя, являются способности, одаренность, отношения, потребности, ценности, ожидания и восприятие. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.
10. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
- Менеджмента
- Москва • Издательство «дело» • 1997
- Уроки американского менеджмента
- Предисловие
- Часть первая: элементы организаций и процесса управления Глава 1: организации, менеджеры и успешное управление Введение
- Что обеспечивает успех организаций? Ситуация 1: Победа в компьютерной игре
- Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле
- Ситуация 3: Как получить оценку
- Ситуация 4: Разве это можно вычислить?
- Ситуация 5: Пища для размышлений
- Ситуация 6: Очевидные истины
- Организации
- Что такое организация?
- Общие характеристики организаций
- Кто такие менеджеры, и что они делают?
- Общие факторы в работе руководителей
- Друкер об управлении
- Уровни управления
- Менеджер в сравнении с предпринимателем
- Управление, направленное на успех
- Составляющие успеха организации
- Пример 1.3.
- Подход к управлению—направленность на успех
- Пример 1.6.
- Литература
- Глава 2: эволюция управленческой мысли Введение
- Древняя практика - новая наука
- Управление и организации до 1900 года
- Систематизированный взгляд на управление
- Подходы на основе выделения различных школ
- Научное управление (1885 —1920)
- Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
- Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
- Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)
- Процессный подход
- Функции процесса управления
- Связующие процессы
- Системный подход
- Системные концепции
- Переменные и системный подход
- Ситуационный подход
- Ситуационный подход и процесс управления
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы
- Литература:
- Глава 3: внутренняя среда организации Введение
- Внутренние переменные
- Структура
- Технология
- Взаимосвязанность внутренних переменных
- Системная модель внутренних переменных
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы
- Вопросы
- Литература
- Глава 4: внешняя среда в бизнесе Введение
- Организация и ее среда
- Значение внешней среды
- Определение внешней среды
- Характеристики внешней среды
- Взаимосвязанноситъ факторов внешней среды
- Сложность внешней среды
- Подвижность среды
- Неопределенность внешней среды
- Среда прямого воздействия
- Поставщики
- Законы и государственные органы
- Потребители
- Конкуренты
- Среда косвенного воздействия
- Технология
- Состояние экономики
- Социокультурные факторы
- Политические факторы
- Отношения с местным населением
- Международное окружение
- Развитие управления международным бизнесом
- Разновидности международного бизнеса
- Факторы международной среды
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний
- Вопросы
- Литература
- Глава 5: социальная ответственность и этика Введение
- Роль бизнеса в обществе Эволюция перспектив
- Прибыль и эффективность
- Прямое социальное действие
- Ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной
- Аргументы за и против социальной ответственности
- Аргументы в пользу социальной ответственности
- Аргументы против социальной ответственности
- Социальная ответственность на практике
- Заключительные замечания
- Этика и современное управление
- Результаты исследований
- Повышение показателей этичности поведения
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Современная этика: дело э. Ф. Хаттона
- Вопросы
- Литература
- Часть 1 Ситуация для анализа 1 Генри Форд в сравнении с Альфредом п. Слоуном, мл
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Корпорация «Ньютри Уэй Хелс Фудз»
- Вопросы
- Часть вторая: связующие процессы Глава 6: коммуникации Введение
- Процесс коммуникаций и эффективность управления
- Коммуникации между организацией и ее средой
- Коммуникации между уровнями и подразделениями
- Коммуникационный процесс
- Элементы и этапы процесса коммуникаций
- Обратная связь и помехи
- Межличностные коммуникации
- Преграды на пути межличностных коммуникаций
- Совершенствование искусства общения
- Организационные коммуникации
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 7: принятие решений Введение
- Природа процесса принятия решений
- Организационные решения
- Подходы к принятию решений
- Рациональное решение проблем
- Этапы рационального решения проблем
- Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Личностные оценки руководителя
- Среда принятия решения
- Информационные ограничения
- Поведенческие ограничения
- Негативные последствия
- Взаимозависимость решений
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Три спорных решения
- Вопросы
- Литература
- Глава 8: модели и методы принятия решений Введение
- Наука управления Происхождением центральный объект науки управления
- Отличительные особенности науки управления
- Моделирование Что такое модель
- Необходимость моделирования
- Типы моделей
- Процесс построения модели
- Общие проблемы моделирования
- Обзор моделей науки управления
- Методы принятия решений
- Платежная матрица
- Дерево решений
- Методы прогнозирования
- Неформальные методы
- Количественные методы протезирования
- Качественные методы прогнозирования
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Прогнозирование посещений стадиона
- Вопросы
- Литература
- Часть вторая Ситуация для анализа 1 Дэвенпортский университет
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы «Ханиуэлл»
- Вопросы.
- Глава 9: стратегическое планирование Введение
- Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
- Сущность стратегии
- Планирование и успех организаций
- Цели организации
- Миссия организации
- Ценности и цели высшего руководства
- Характеристики целей
- Оценка и анализ внешней среды
- Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
- Изучение стратегических альтернатив
- Стратегические альтернативы
- Выбор стратегии
- Планирование международной деятельности
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 10: планирование реализации стратегии Введение
- Реализация стратегического плана
- Тактика
- Политика
- Процедуры
- Правила
- Проблемы, связанные с правилами и процедурами
- Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
- Бюджеты
- Управление по целям
- Эффективность программ мво
- Оценка стратегического плана
- Оценка стратегии
- Проверка соответствия стратегии и структуры
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз'р'Ас»
- Вопросы
- Литература
- Глава 11: организация взаимодействия и полномочия Введение
- Делегирование, ответственность и полномочия
- Делегирование
- Ответственность в контексте делегирования
- Организационные полномочия
- Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- Линейные полномочия
- Типы административного аппарата
- Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
- Эффективная организация распределения полномочий
- Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями
- Линейные полномочия и координация
- Препятствия к эффективному делегированию
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс»
- Вопросы
- Литература
- Глава 12: построение организаций Введение
- Выбор структуры
- Проектирование организационной структуры
- Бюрократия
- Департаментализация
- Функциональная организационная структура
- Дивизиональная структура
- Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
- Адаптивные структуры
- Адаптивные и механистические организационные структуры
- Проектная организация
- Матричные структуры организации
- Организация конгломератного типа
- Централизованные и децентрализованные организации
- Степень централизации
- Факторы, определяющие степень децентрализации
- Интеграция структуры
- Влияние интеграции на достижение целей организации
- Методы достижения эффективной интеграции
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ввс сша
- Вопросы
- Глава 13: мотивация Введение
- Смысл и эволюция понятия мотивация
- Первоначальные концепции
- Современные теории мотивации
- Первичные и вторичные потребности
- Вознаграждения
- Содержательные теории мотивации
- Иерархия потребностей по Маслоу
- Теория потребностей МакКлелланда
- Двухфакторная теория Герцберга
- Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий
- Теория справедливости
- Применимость теории справедливости в практике управления
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и компенсация
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: клуб 100
- Литература
- Глава 14: контроль Введение
- Сущность и смысл контроля
- Почему необходим контроль?
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Заключительный контроль
- Процесс контроля
- Установление стандартов
- Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
- Действия
- Поведенческие аспекты контроля
- Возможные негативные последствия
- Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
- Характеристики эффективного контроля
- Стратегическая направленность контроля
- Ориентация на результаты
- Соответствие делу
- Своевременность контроля
- Гибкость контроля
- Простота контроля
- Экономичность контроля
- Контроль на международном уровне
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
- Необходимость в формальной информационной системе
- Компьютерная революция и иус
- Проектирование иус
- Повышение эффективности иус
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит»
- Вопросы
- Литература
- Часть 3 Ситуация для анализа 1 Страна Сафари
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Западный Банк
- Вопросы
- Часть четвертая: групповая динамика и руководство глава 15: групповая динамика Введение
- Группы и их значимость
- Формальные и неформальные группы
- Хоторнские эксперименты
- Развитие неформальных организаций и их характеристики Как возникают неформальные организации
- Почему люди вступают в группы и неформальные организации
- Характеристики неформальных организаций
- Управление неформальной организацией Модель Хоманса
- Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями
- Как повысить эффективность групп
- Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Рекомендации по проведению эффективных собраний
- Полномочия и комитеты
- Когда использовать комитеты
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении
- Вопросы
- Литература
- Глава 16: руководство: власть и личное влияние Введение
- Власть, влияние, лидер
- Руководство в организации
- Влияние и власть
- Баланс власти
- Формы власти и влияния
- Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
- Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление.
- Законная власть. Влияние через традиции.
- Власть примера. Влияние с помощью харизмы
- Власть эксперта. Влияние через разумную веру
- Убеждение и участие
- Влияние путем убеждения
- Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- Практическое использование влияния
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры
- Вопросы
- Литература
- Глава 17: лидерство: стиль, ситуация и эффективность Введение
- Обзор теорий лидерства
- Подход с позиции личных качеств
- Поведенческий подход
- Ситуационный подход
- Поведенческий подход к лидерству
- Автократичное и демократичное руководство
- Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
- Четыре системы Лайкерта
- Двумерная трактовка стилей лидерства
- Стиль, удовлетворение и производительность Дебаты о стиле руководства
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству
- Ситуационная модель руководства Фидлера
- Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
- Теория жизненного цикла
- Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
- Адаптивное руководство. Заключительные замечания
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон»
- Вопросы
- Литература
- Глава 18: управление конфликтами, изменениями и стрессами Введение
- Природа конфликта в организации Что такое конфликт
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Модель процесса конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Межличностные стили разрешения конфликтов
- Природа организационных измерений
- Управление изменениями
- Меры успешного проведения изменений в организации
- Использование участия работников в управлении для осуществления перемен
- Преодоление сопротивления переменам
- Организационное развитие
- Что такое организационное развитие
- Предпосылки и ценности ор
- Участие в ор
- Природа стресса
- Что такое стресс
- Причины стресса
- Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Перемены в «Бэнк оф Америка»
- Вопросы
- Литература
- Часть 4 Ситуация для анализа 1 «Мид-Caym Эрлайнз»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Джек Уэлч и «Дженерал Электрик»
- Вопросы
- Часть пятая: обеспечение эффективности деятельности организации глава 19: управление трудовыми ресурсами Введение
- Формирование трудовых ресурсов Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Отбор кадров
- Определение заработной платы и льгот
- Развитие трудовых ресурсов
- Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- Подготовка кадров
- Оценка результатов деятельности
- Подготовка руководящих кадров
- Управление продвижением по службе.
- Повышение качества трудовой жизни Удовлетворение работника своим трудом
- Совершенствование организации труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Управление кадрами в условиях сокращения численности занятых
- Вопросы
- Литература
- Глава 20: управление производством:создание операционной системы Введение
- Системный подход к управлению операциями Операционная функция
- Операционная система
- Сущность управления операциями
- Классификация операционных систем
- Взаимосвязь с другими функциями организации
- Стратегия производства и фирма
- Конкурентоспособность
- Стратегические решения в области производства
- Стратегия производства в условиях международного рынка
- Вопросы этики в управлении производством
- Проектирование изделий и процессов в производстве
- Критерии и выбор проектов
- Жизненный цикл изделия и процесса
- Современный уровень развития производственных систем
- Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
- Характеристики сферы услуг
- Особенности проектирования услуг
- Совершенствование операций в сфере услуг
- Производственные мощности, месторасположение, проектные решения
- Количество и мощность предприятий
- Месторасположение предприятий
- Проектирование предприятия
- Проектирование работ и нормирование труда
- Социально-технический подход
- Нормирование труда
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегия операционного управления
- Вопросы
- Литература
- Глава 21: управление производством: функционирование операционной системы Введение
- Оперативное управление производством
- Планирование выпуска продукции Характеристики календарного планирования выпуска продукции
- Три основные стратегии
- Управление запасами Назначение запасов
- Решения в управлении запасами и издержки
- Виды спроса на предметы материально-технических запасов
- Системы управления запасами с независимым спросом
- Системы управления запасами с зависимым спросом
- Японский подход к управлению запасами
- Оперативное управление производством
- Управление проектами
- Методы управления проектами
- Планирование работ по методу критического пути
- Контроль за выполнением работ
- Тенденции в применении методов управления проектами
- Обеспечение качества
- Аспекты качества
- Организационное обеспечение качества
- Контроль качества
- Развитие программ обеспечения качества
- Вопросы для повторения
- Вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Серьезная ошибка
- Вопросы
- Литература
- Глава 22: управление производительностью:комплексный подход Введение
- Комплексный подход к вопросам производительности
- Системный взгляд на производительность
- Качество и производительность
- Ценность, качество и производительность
- Цикл «вход—выход»
- Производительность и внешняя среда
- Производительность и внутренняя среда
- Управление по критерию производительности
- Планирование и производительность
- Организация и производительность
- Мотивация и производительность
- Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности
- Организация связи и производительность
- Принятие решений и производительность
- Лидерство и производительность
- Производительность на всех уровнях организации
- Новое в управлении производительностью труда
- Ситуация для анализа: Управление производительностью в компании по производству потребительских товаров
- Вопросы
- Литература
- Часть 5 Ситуация для анализа 1 Повышение эффективности работы организаций «Блю Кросс — Блю Шилд»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Управление производством и распределением в масштабах страны
- Вопросы
- Глоссарий