logo
Особенности управленческой деятельности руководителя

1.2 Модель современного руководителя

Для того чтобы успешно реализовать свои профессиональные функции, руководитель должен:

1. обладать определенными знаниями и умениями;

2. иметь соответствующие личные качества;

3. руководствоваться этическими нормами;

4. иметь навыки и способности эффективно и управлять;

5. преодолевать ограничения саморазвития.

Это составляющие модели руководителя. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Знания и умения руководителя. Во всем мире современный руководитель воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного руководителя, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации./5/

Руководитель должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.

Личные качества руководителя:

1. широкий кругозор;

2. профессионализм и творческий подход к работе;

3. инициативности, изобретательность;

4. уверенность в себе, целеустремленность;

5. коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;

6. самообладание, стрессоустойчивость;

7. психологическая способность влиять на людей;

8. ответственность, моральная надежность;

9. внутренняя потребность к саморазвитию./5/

Этические нормы руководителя. Слово этика в переводе с греческого означает привычку, обычай, правила поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы руководителя оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, законодательство), и факторы, связанные с обществом (традиции страны, материальная и духовная культура общества, общественное мнение, чисто человеческие этические нормы).

Руководитель в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:

1. следовать методами честной конкуренции;

2. не использовать грязные деньги;

3. выполнять данные обещания и следовать сказанному слову;

4. не манипулировать людьми;

5. быть требовательным, но не оскорблять достоинство;

6. проявлять воспитанность и хорошие манеры./5/

Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:

1. способность управлять собой;

2. упор на постоянный личный рост;

3. способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения;

4. навыки и упорство в решение проблемы;

5. способность влиять на окружающих;

6. способность обучать и развивать навыки подчиненных.

Ограничения саморазвития руководителя. Среди таких недостатков отметим следующие:

1. неумение управлять собой;

2. нечеткие личные цели и ценности;

3. недостаточность навыков в решении проблемы;

4. недостаток творческого потенциала;

5. неумение влиять на людей, обучать их;

6. недопонимание особенностей и процессов управления.

Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, вымыванием традиционных ценностей. Поэтому требования к современному руководителю растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, проявлять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становится изобретательными и результативными в работе.