logo
Рекомендации_к_защите_отчетов_по_практике_Эмо-5

Факторный анализ прибыли и рентабельности продукции

Факторный анализ прибыли от продаж (прибыли от реализации продукции).

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По существу, это - все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.

Преал = В - С - КР - УР,

где Преал - прибыль от реализации; В - выручка от реализации; С - себестоимость реализованной продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы.

Анализ влияния факторов на прибыль

1. Расчет влияния фактора "Выручка от продажи"

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

В' = ,

где В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах; В1 - выручка о продажи продукции в отчетном периоде (2010 г.); Iц - индекс цен на продукцию предприятия (в среднем) в 2010 году по сравнениюс 2009 г. В курсовой работе принять средний индекс цен по исходным данным индексов цен.

Влияние на выручку изменения цен рассчитывается по формуле:

.

1.1. Расчет влияния фактора "Цена".

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

.

1.2. Расчет влияния фактора "Количество проданной продукции (товаров)"

Влияние изменения количества проданной продукции на сумму прибыли от продажи ( ) можно рассчитать следующим образом:

где - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;

В1 и В0 - соответственно выручка от продажи в отчетном (1 - 2010 г.) и базисном (0 - 2009 г.) периодах;

- показатель изменения выручки от продажи под влиянием цены;

- рентабельность продаж в базисном периоде, в %.

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:

где УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в отчетном (2010 г.) и базисном (2009 г.) периодах, в % от выручки.

3. Расчет влияния фактора "Коммерческие расходы".

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

где УКР1 и УКР0 - соответственно уровни коммерческих расчетов в отчетном и базисном периодах, в % от выручки.

4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»

где УУР1 и УУР0 - соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах, в % от выручки.

Совокупное влияние всех 5 факторов в сумме должно соответствовать:

П1 - П0 = + + + + .

Расчеты свести в форме таблицы 17.

Таблица 17

Факторный анализ прибыли от реализации продукции

Общее изменение прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Влияние на изменение прибыли от реализации факторов:

млн. руб.

в %

1. изменения цен

2. количества реализованной продукции

3. себестоимости реализованной продукции

4. коммерческих расходов

5. управленческих расходов

Всего:

100

Факторный анализ рентабельности организации

По данным "Отчета о прибылях и убытках" (форма №2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а также влияние факторов на изменение этого показателя.

Рентабельность продаж (Rп) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

1. Влияние изменения выручки от продажи на Rп:

,

где В1 и В0 - отчетная и базисная выручка (2010 и 2009 гг.),

С1 и С0 - отчетная и базисная себестоимость (2010 и 2009 гг.);

КР1 и КР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

2. Влияние изменения себестоимости продажи на Rп:

.

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж Rп:

.

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж Rп:

.

Совокупное влияние факторов составляет:

= + + + .

Расчеты свести в форме таблицы 18.

Таблица 18

Факторный анализ рентабельности продаж

Общее изменение рентабельности продаж, %

Влияние на изменение рентабельности продаж:

проц. пунктов

в %

1. выручки от реализации продукции

2. изменения себестоимости реализованной продукции

3. изменения коммерческих расходов

4. изменения управленческих расходов

Сделать вывод по проведенным расчетам. Какие факторы оказали влияние на изменение рентабельности предприятия с 2009 по 2010 гг. Какие резервы роста рентабельности, исходя из проведенных расчетов, вы можете особо подчеркнуть.