Факторный анализ прибыли и рентабельности продукции
Факторный анализ прибыли от продаж (прибыли от реализации продукции).
На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По существу, это - все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.
Преал = В - С - КР - УР,
где Преал - прибыль от реализации; В - выручка от реализации; С - себестоимость реализованной продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы.
Анализ влияния факторов на прибыль
1. Расчет влияния фактора "Выручка от продажи"
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.
Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
В' = ,
где В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах; В1 - выручка о продажи продукции в отчетном периоде (2010 г.); Iц - индекс цен на продукцию предприятия (в среднем) в 2010 году по сравнениюс 2009 г. В курсовой работе принять средний индекс цен по исходным данным индексов цен.
Влияние на выручку изменения цен рассчитывается по формуле:
.
1.1. Расчет влияния фактора "Цена".
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
.
1.2. Расчет влияния фактора "Количество проданной продукции (товаров)"
Влияние изменения количества проданной продукции на сумму прибыли от продажи ( ) можно рассчитать следующим образом:
где - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;
В1 и В0 - соответственно выручка от продажи в отчетном (1 - 2010 г.) и базисном (0 - 2009 г.) периодах;
- показатель изменения выручки от продажи под влиянием цены;
- рентабельность продаж в базисном периоде, в %.
2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
где УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в отчетном (2010 г.) и базисном (2009 г.) периодах, в % от выручки.
3. Расчет влияния фактора "Коммерческие расходы".
Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
где УКР1 и УКР0 - соответственно уровни коммерческих расчетов в отчетном и базисном периодах, в % от выручки.
4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»
где УУР1 и УУР0 - соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах, в % от выручки.
Совокупное влияние всех 5 факторов в сумме должно соответствовать:
П1 - П0 = + + + + .
Расчеты свести в форме таблицы 17.
Таблица 17
Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Общее изменение прибыли от реализации продукции, млн. руб. |
| |
Влияние на изменение прибыли от реализации факторов: | млн. руб. | в % |
1. изменения цен |
|
|
2. количества реализованной продукции |
|
|
3. себестоимости реализованной продукции |
|
|
4. коммерческих расходов |
|
|
5. управленческих расходов |
|
|
Всего: |
| 100 |
Факторный анализ рентабельности организации
По данным "Отчета о прибылях и убытках" (форма №2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а также влияние факторов на изменение этого показателя.
Рентабельность продаж (Rп) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
1. Влияние изменения выручки от продажи на Rп:
,
где В1 и В0 - отчетная и базисная выручка (2010 и 2009 гг.),
С1 и С0 - отчетная и базисная себестоимость (2010 и 2009 гг.);
КР1 и КР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
2. Влияние изменения себестоимости продажи на Rп:
.
3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж Rп:
.
4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж Rп:
.
Совокупное влияние факторов составляет:
= + + + .
Расчеты свести в форме таблицы 18.
Таблица 18
Факторный анализ рентабельности продаж
Общее изменение рентабельности продаж, % |
| |
Влияние на изменение рентабельности продаж: | проц. пунктов | в % |
1. выручки от реализации продукции |
|
|
2. изменения себестоимости реализованной продукции |
|
|
3. изменения коммерческих расходов |
|
|
4. изменения управленческих расходов |
|
|
Сделать вывод по проведенным расчетам. Какие факторы оказали влияние на изменение рентабельности предприятия с 2009 по 2010 гг. Какие резервы роста рентабельности, исходя из проведенных расчетов, вы можете особо подчеркнуть.
- Пояснения для защиты отчета по практике:
- Анализ общих финансово-экономических результатов деятельности предприятия
- Сравнительный анализ показателей развития предприятия и отрасли
- Swot-анализ предприятия
- Анализ динамики производства продукции в натуральном выражении
- Общая оценка структуры активов и их источников
- Анализ ликвидности бухгалтерского баланса и оценка платежеспособности предприятия
- Определение характера финансовой устойчивости предприятия
- Общая оценка деловой активности предприятия
- Анализ показателей рентабельности предприятия
- Факторный анализ прибыли и рентабельности продукции
- Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы
- Факторный анализ производительности труда