Вопрос 19. Основные подходы к установлению цены на новые товары: ассортиментные, географические, стимулирующие факторы ценообразования. Ценовая конкуренция
Установив исходную цену, фирма корректирует ее в зависимости от различных факторов, действующих на рынке. При этом она применяет следующие виды цен и методы их установления:
· установление цен на новый товар;
· ценообразование в рамках товарной номенклатуры;
· установление цен по географическому принципу;
· установление цен со скидками и зачетами;
· установление цен для стимулирования сбыта;
· установление дискриминационных цен.
Ценообразование в рамках товарной номенклатуры. Подход к ценообразованию принципиально иной, если товар является частью товарной номенклатуры. В этом случае фирма разрабатывает систему цен, которая может обеспечить получение максимальной прибыли по товарной номенклатуре в целом. Определение цен осложняется тем, что разные товары взаимосвязаны друг с другом с точки зрения спроса и издержек и сталкиваются с разной степенью конкурентного противодействия. Рассмотрим четыре типичные ситуации.
Установление цены в рамках товарного ассортимента. Фирма обычно производит не отдельный товар, а целый товарный ассортимент. В этом случае возникает необходимость установления ступенчатых цен на разные товары. При определении ценовой ступеньки следует учитывать различия в издержках на разные товары, различие в оценках их свойств потребителями, а также цены конкурентов. Задача продавца состоит в том, чтобы определить ощущаемые покупателем качественные различия изделий, обосновывающие разницу в ценах.
Установление цен на дополняющие товары. Многие фирмы вместе с основным товаром предлагают и некоторые дополняющие и вспомогательные изделия. Сложность здесь состоит в определении того, что следует включить в цену в качестве стандартного комплекта, а что предложить как дополняющие изделия. Если укомплектовать товар большим числом дополняющих изделий, цена может возрасти до такого размера, что потребители откажутся от покупки. В случае же продажи товаров без дополняющих изделий потребители могут отказаться от их покупки из-за необходимости дополнительной платы за интересующие их дополняющие изделия.
Установление цен на обязательные принадлежности. В ряде отраслей промышленности к выпускаемым товарам производят так называемые обязательные принадлежности, которые используются вместе с основным товаром. Изготовители основных товаров часто устанавливают на них относительно низкие, а на обязательные принадлежности – высокие цены. В результате им удается получить высокую прибыль за счет продажи этих принадлежностей. Другим же производителям, которые не предлагают собственных обязательных принадлежностей, для получения валового дохода в том же размере приходится устанавливать на основной товар более высокую цену.
Установление цен на побочные продукты производства. Некоторые отрасли и производства часто связаны с получением побочных продуктов (например металлургическое производство). Если побочные продукты не значимы по своей ценности, а избавление от них обходится не дешево, уровень цены основного изделия снижается. Как правило, производитель стремится реализовать эти побочные продукты и зачастую готов продать их за любую цену, если она возмещает расходы по их хранению и доставке. Это позволяет ему снизить цену на основной товар и сделать его более конкурентоспособным.
Установление цен по географическому принципу
Географический подход к ценообразованию предполагает принятие решения об установлении фирмой разных цен для потребителей в разных частях страны (исходя из расходов по доставке). Пять основных вариантов установления цены по географическому принципу:
1. Установление цен ФОБ (free on board) в месте происхождения товара
Этот метод означает, что товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке, страховке и др. расходы от места нахождения фирмы к месту назначения.
Преимущества — каждый платит за себя.
2. Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке
Этот метод является полной противоположностью метода "ФОБ в месте происхождения товара". В данном случае фирма взимает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов независимо от удаленности клиента. Плата за перевозку равна средней сумме транспортных расходов.
Выгоды метода — относительная простота применения и возможность для фирмы рекламировать единую цену в общенациональном масштабе.
3. Установление зональных цен
Метод представляет собой нечто среднее между методами цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке.
Фирма выделяет две и более зоны. Все заказчики, находящиеся в границах отдельной зоны, платят одну и ту же суммарную цену, которая становится выше по мере удаленности зоны.
4. Установление цен применительно к базисному пункту
Метод позволяет продавцу выбирать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка.
Преимущество использования базисного пункта вне района расположения фирмы состоит в том, что одновременно с повышением размеров суммарной цены для заказчиков, находящихся неподалеку от фирмы, для отдаленных заказчиков эта цена снижается.
5. Установление цен с принятием на себя расходов по доставке.
В этом случае, чтобы обеспечить поступление заказов, фирма частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товара, в надежде расширить объемы продаж и снизить издержки, что с лихвой покроет дополнительные транспортные расходы.
Этим методом пользуются для проникновения на новые рынки, а также для удержания своего положения на рынках с обостряющейся конкуренцией.
Установление цен со скидками и зачетами. В качестве вознаграждения покупателей за определенные действия многие фирмы изменяют исходные цены на свои товары. Существует несколько видов скидок, применяемых для вознаграждения покупателей.
Скидки за оплату наличными предоставляются тем покупателям, которые расплачиваются наличными деньгами. Такие скидки помогают улучшить финансовое положение и состояние ликвидности продавца, сократить расходы в связи с взысканием безнадежных долгов. В нашей стране имеет место дефицит наличности. Типичным примером является условие "2/10, нетто 30". Это означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель может вычесть из суммы платежа 2 %, если расплатится в течение 10 дней.
Скидка за количество покупаемого товара означает понижение цены для потребителей, покупающих большие партии товара. Эти скидки предлагаются всем покупателям и не превышают суммы экономии издержек продавца в связи с реализацией больших партий товара. Экономия складывается за счет снижения издержек по продаже, хранению запасов и транспортировке товара. Названные скидки стимулируют потребителя делать закупки у одного продавца.
Функциональные скидки (скидки в сфере торговли) фирмы предоставляют службам товародвижения, выполняющим определенные функции по реализации товара, его хранению, ведению учета и т.д. Фирма может предлагать различные торговые скидки разным торговым каналам, так как они оказывают ей разные по характеру услуги. Но она обязана предоставлять единую скидку всем службам, входящим в состав каждого отдельного канала.
Сезонные скидки есть снижение цены для покупателей, осуществляющих внесезонные закупки товаров или услуг. Они позволяют фирме обеспечивать стабильный уровень производства в течение всего года (покупка лыж летом).
Зачеты – это особые виды скидок с прейскурантной цены. Например, товарообменный зачет – понижение цены нового товара при сдаче старого (например, автомобили) или выплаты, или скидки с цены в качестве вознаграждения дилеров за участие в рекламе и поддержание сбыта товаров.
Зачеты на стимулирование сбыта — выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта.
Установление цен для стимулирования сбыта. При определенных условиях фирмы временно устанавливают на свои товары цены ниже рыночных, а иногда даже ниже издержек. Существуют различные формы таких цен.
1. На некоторые товары фирмы могут устанавливать цены как на «убыточных лидеров» – для привлечения покупателей в надежде на то, что они заодно купят и другие товары по обычной цене.
2. Чтобы привлечь большее число клиентов в определенные периоды времени, продавцы используют цены для таких случаев как, например, зимние распродажи.
3. Скидка потребителям, приобретающим товар у дилеров в определенный отрезок времени. Это гибкое средство уменьшения товарных запасов в периоды, когда затруднен сбыт без понижения прейскурантных цен.
4. Скидки с цен для привлечения большего количества покупателей.
Реакции потребителей на изменение цен. Увеличение или снижение цены, конечно, затронет клиентов, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, а также может заинтересовать государственные органы.
Потребители не всегда адекватно понимают изменение цен. Понижение цен они могут истолковать следующим образом:
· модель товара устарела;
· товар имеет определенные изъяны;
· фирма испытывает финансовые затруднения;
· в скором времени цена снова снизится, поэтому с покупкой следует подождать;
· качество товара снизилось.
В противовес этому увеличение цены может быть воспринято покупателями и как положительное явление:
· товар стал пользоваться спросом и следует побыстрее купить его, пока он не стал дефицитным;
· товар имеет особую ценностную значимость;
· продавец, пользуясь этим, будет стремиться получить цену, какую только сможет выдержать рынок.
Реакция конкурентов на изменение цен.
Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная — издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции.
Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой.
Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования.
По существу фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложений конкурентов.
Фирма, которая предполагает изменить цену, всегда должна принимать во внимание реакцию на это не только потребителей, но и конкурентов. Обычно конкуренты реагируют на изменение цен тогда, когда количество продавцов невелико, их товары имеют незначительные отличия, а покупатели хорошо информированы. Подобная ситуация складывается на рынке при олигополистической конкуренции.
Фирма должна прогнозировать наиболее вероятные реакции конкурентов. Если у фирмы есть только один конкурент, который реагирует на изменение цен всегда одним и тем же методом, его ответный ход можно предугадать. Однако не исключена возможность того, что конкурент воспримет изменение цен как вызов себе и отреагирует на него исходя из своих сиюминутных интересов. Чтобы знать, что можно ожидать от конкурента, фирме следует выяснить его интересы. К ним могут относиться увеличение объема продаж или стимулирование спроса. Если у фирмы несколько конкурентов, ей необходимо прогнозировать наиболее вероятное поведение каждого из них. Все конкуренты могут вести себя или одинаково, или по-разному, поскольку они могут резко отличаться друг от друга по финансовому положению, занимаемой доле рынка или другим показателям. Если некоторые из конкурентов отреагируют на изменение цены одинаково, можно утверждать, что так же поступят и другие конкуренты.
Реакция фирмы на изменение цен конкурентами. Чтобы определить, как вести себя в ответ на изменение цен конкурентами, фирме нужно выяснить следующее:
1. С какой целью конкурент изменил цены – для завоевания рынка, для полной загрузки производственных мощностей, для возмещения изменившихся издержек или для изменения цен в отрасли в целом.
2. На какой период времени конкурент изменяет цены.
3. Что будет с долей рынка фирмы и ее доходами, если она не предпримет ответных мер; какие ответные меры собираются предпринимать другие фирмы.
4. Как может прореагировать конкурент и другие фирмы на каждую из возможных ответных реакций.
Кроме поиска ответов на перечисленные вопросы, фирме необходимо осуществлять и более детальный анализ. Ей нужно изучить все, связанное с этапом жизненного цикла своего товара, значимостью этого товара в своей товарной номенклатуре, узнать намерения и ресурсы, которыми располагает конкурент, предложенную цену, чувствительность спроса к изменению цены товара, изменение издержек в зависимости от объема выпуска и другие возможности, имеющиеся у фирмы.
Фирма не всегда может проанализировать варианты своих действий сразу, в момент изменения цен. Дело в том, что конкурент, вероятно, довольно долго готовился к этому шагу, а отреагировать на него надо быстро и точно. Единственный метод сократить срок обдумывания ответного хода – это предусмотреть заранее возможные ценовые маневры конкурента и наметить собственную линию поведения.
- Вопрос 4. Общие принципы и этапы принятия маркетинговых решений
- Вопрос 5. Система маркетинга фирмы. Контролируемые (инструменты) и неконтролируемые (внешняя среда) факторы маркетинга.
- Вопрос 7. Методы сбора и источники маркетинговой информации. Вторичные и первичные данные
- Вопрос 9. Рынок потребителей организаций и рынок конечных потребителей: особенности и различия.
- Вопрос 10. Стратегическое маркетинговое планирование: сущность и принципы
- Вопрос 11. Swot-анализ в стратегическом маркетинговом планировании
- 12 Вопрос не нашла!!!!!!!!!!!!!!
- Вопрос 13. Основные подходы к выбору целевого рынка. Массовый маркетинг и сегментационный подход
- Вопрос 14. Оценка рыночных возможностей фирмы. Позиционирование товара на рынке относительно потребительских предпочтений и относительно других марок
- Вопрос 15. Сегментация рынков: географический, демографический, психологический и поведенческий принципы
- Вопрос 16. Процесс разработки товара в маркетинге: качественные параметры, ассортимент, упаковка, торговая марка. Понимание товара в конкретном, расширенном и обобщенном смысле
- Вопрос 17. Концепция жизненного цикла товара в маркетинге: сущность, основные этапы и их особенности
- Вопрос 18. Ценообразование в маркетинге: принципы и задачи
- Основными принято считать следующие задачи ценообразования:
- Вопрос 19. Основные подходы к установлению цены на новые товары: ассортиментные, географические, стимулирующие факторы ценообразования. Ценовая конкуренция
- Вопрос 20. Организация и планирование системы распределения и сбыта: цели и задачи.
- Вопрос 21. Каналы распределения: структура, участники, функции
- Функции канала распределения
- Вопрос 22. Организация сбытовой сети: оптовая и розничная торговля. Особенности различных форм розничных торговых предприятий.
- Виды розничных торговых предприятий
- Оптовая торговля
- Вопрос 23. Продвижение товаров в маркетинге: сущность и основные формы.
- Вопрос 24. Информационные коммуникации в маркетинге. Прямые и обратные коммуникационные связи. Понятие целевых аудиторий.
- Вопрос 25. Сущность и цели информационного сообщения: воздействие, мотивы, желаемая реакция
- Вопрос 26. Реклама как средство прямых маркетинговых коммуникаций: сущность, принципы формирования, основные формы
- Вопрос 27. Пропаганда, личные контакты, выставочная деятельность, стимулирование сбыта как формы информационного воздействия. Формирование системы связей с общественностью («паблик рилэйшнз»)
- Вопрос 28. Планирование и организация маркетинговой деятельности. Стратегия и тактика. Виды организационных структур маркетинга. Содержание плана маркетинга в структуре бизнес-плана фирмы
- Вопрос 29. Маркетинг в международной сфере: основные отличительные особенности.
- Вопрос 30. Возможности маркетинга в некоммерческой сфере. Продвижение идей и формирование общественного мнения.
- Вопрос 31. Повышение социальной ответственности фирмы в современном обществе. Концепция социально-этичного маркетинга.