Планирование. Планы в менеджменте
Планирование — это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.
Цель планирования — обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов.
Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.
Первый этап — прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).
Второй этап — выяснение и выбор вариантов развития. В практике управления весьма редкими являются ситуации, требующие единственно верного подхода. Поэтому менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, сравнить их с точки зрения доходности, а также с позиции требуемых ресурсов и выбрать наиболее подходящий вариант.
Третий этап — формулирование целей. На всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где это необходимо, где они облегчают процесс принятия решений).
Четвертый этап — разработка программы действий и составление графика работ.
Пятый этап — формирование бюджета (бюджетирование). Это очень важный этап, так как он включает стоимостную оценку программы и распределение всех ресурсов, в первую очередь, финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента предприятия.
Общие правила эффективного планирования:
1. Эффективное планирование обязательно должно начинаться сверху. Все планы должны быть скоординированы и согласованы на уровне высшего руководства. Но успех будет невозможным без привлечения управленческого персонала более низких уровней.
2. В планировании нельзя полагаться на случай. Ценность планирования заключается в наличии систематического подхода к решению проблем, в предупреждении трудностей завтрашнего дня, а также в выявлении и использовании долговременных возможностей.
3. Для эффективного планирования нужна надежная информация. Часто качество плана прямо предопределено качеством аналитических предпосылок. Планирование и сбор информации тесно связаны между собой. Сравнение фактических результатов с планами прошлых лет служит основой для разработки планов на следующий год, так как без учета таких результатов любые планы будут бесполезны. Выполнение планов требует постоянного контроля, по необходимости — пересмотра и корректировки.
4. Для эффективного планирования существенными являются психологические факторы. Очень важными и значимыми являются контакты между управляющими различного уровня, между руководством и работниками предприятия. Нужно стремиться к общению и взаимопониманию между людьми как залогу успешного планирования.
- Планирование. Планы в менеджменте
- Методы проектирования структур управления
- Методы управления
- Контроль в менеджменте
- Иерархия потребностей по а.Маслоу
- Делегирование полномочий в менеджменте.
- Типы сотрудников и типы характеров сотрудников.
- Факторы мотивации и их влияние на персонал.
- Стратегическое планирование на предприятии: понятие, этапы и их содержание.
- Управленческое решение (понятие). Виды. Стадии принятия управленческого решения.
- Методы принятия решений.
- 3. Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления (психологические методы).
- Виды рисков в менеджменте.
- Классификации видов рисков
- 1. Виды рисков по роду опасности:
- 2. Виды рисков по сферам проявления:
- 3. Виды рисков по возможности предвидения:
- 4. Виды рисков по источникам возникновения:
- 5. Виды рисков по размеру возможного ущерба:
- 6. Виды рисков по комплексности исследования:
- 7. Виды рисков по финансовым последствиям:
- 8. Виды рисков по характеру проявления во времени:
- 9. Виды рисков по возможности страхования:
- 10. Виды рисков по частоте реализации:
- Деловое общение.
- Правила ведения деловой беседы.
- Правила проведения совещания.
- Этапы делового общения. 35. Фазы делового общения.
- Власть (понятие). Источники и виды власти.
- Партнерство (понятие). Способы влияния на людей.
- Имидж (понятие). Общие рекомендации по созданию благоприятного климата в коллективе.
- Стресс. Причины. Виды реакции. Способы борьбы со стрессом.