Системный подход к планированию информационных систем
Планирование применительно к ИС в принципе не отличается от общего стратегического планирования на предприятии. Сфера ОИ, как и другие производственные функциональные подразделения, должна внести как можно больший вклад в достижение целей предприятия. СПИС в соответствии с этим следует понимать как интегрированную составную часть общего стратегического планирования предприятия
Рис. 3.1 Место стратегий в области ИС и ИТ в генеральной стратегии
организации.
СПИС в соответствии с этим следует понимать как интегрированную составную часть общего стратегического планирования предприятия. На этом основании стратегическое планирование в сфере обработки информации, естественно, должно осуществляться на базе последовательного применения системного подхода. При этом для процесса СПИС характерны следующие типичные фазы или этапы.
1. Постановка задач СПИС или предварительные соображения: для какой части предприятия должно проводиться СПИС, в каком именно виде и кем, а также что от этого должно получить предприятие и когда?
2. Всесторонний анализ условий. Для выявления пространства действий при составлении планов в сфере ОИ и ИС необходим анализ условий или положения дел в данной области.
С одной стороны, анализируется наиболее важная часть окружения предприятия (клиентура, рынки продукции, технология, конкуренция, народное хозяйство, политика и т.п.) и идентифицируются вытекающие из этого риск, шансы и требования. С другой стороны, изучаются внутренние условия предприятия (структура производства, процессы производства, обслуживаемые рынки, финансы, ресурсы, конкуренция, персонал и т.п.) и устанавливаются сильные и слабые стороны сферы ИС.
3. Постановка стратегических целей для ИС. Полученные в фазе анализа условий знания представляют собой основу для конкретного формулирования стратегических целей ИС.
На рис. 3.2 показана, в частности, центральная роль стратегических целей в рамках СПИС. Имеет смысл ставить только одну цель или небольшое их число в качестве базиса для иерархической системы целей. Цели должны быть операциональными, т.е. проверяемыми, и общепризнанными. Только условие, что цели будут «признаны» на всем предприятии в качестве основы стратегического плана, обеспечивает его (плана) успешную реализацию.
Рис.3.2 Формулирование стратегических целей для планирования
информационных систем
Принципы и направления, закладываемые в ИС, образуют как бы рамки для стратегии в области ИС, а также и для оптимального планирования мероприятий. Эти рамки всегда могут и должны использоваться при решении производственных вопросов, при распределении работ по работникам, персонала по проектам и т.д.
4. Разработка стратегий ИС. Она выполняется с учетом архитектуры применения ИТ, доступных или имеющихся ресурсов, структуры организации и управления. Стратегии ИС характеризуют пространство и потенциал, которые должны быть задействованы для достижения обозначенных целей.
5. Планирование конкретных мероприятий. Этот этап имеет уже оперативный характер и поэтому, строго говоря, не является собственно частью СПИС. В рамках долгосрочного планирования мероприятия описываются в общей форме, в виде некоторых акций в составе развитых стратегий, отдельные шаги которых фиксированы во времени. Краткосрочные планы в области ИС содержат, напротив, специфицированные в числовой форме мероприятия на весь планируемый год. Планирование мероприятий является предпосылкой для определения отдельных проектов развития ИС (рис. 3.3).
Рис.3.3 Фазы стратегического планирования информационных систем
С помощью упорядочения сверху вниз (или снизу вверх) описанных составляющих системы планирования на предприятии устанавливается иерархический порядок создания стратегических планов, который для практического воплощения требует также и временного структурирования СПИС.
Далее эти фазы рассматриваются более подробно применительно к условиям создания стратегических планов на предприятии.
- Информационный менеджмент (конспект лекций)
- Понятие информационного менеджмента.
- Задачи информационного менеджмента
- Жизненный цикл информационных систем
- Организация как система
- Факторы влияния на информационный менеджмент
- Организация обработки информации на предприятии
- Тенденции развития организации обработки информации на предприятии
- Планирование в среде информационной системы
- Сущность планирования информационных систем
- Необходимость стратегического планирования
- Системный подход к планированию информационных систем
- Фазы стратегического планирования информационных систем Анализ окружения системы
- Анализ внутренней ситуации
- Разработка стратегий
- Организация стратегического планирования
- Инновационный менеджмент
- Затраты на исследования и развитие некоторых известных фирм
- Особенности выполнения инновационных программ
- В сфере информатизации
- Общая характеристика инновационной политики
- В сфере информатизации
- Принципы формирования проекта и внедрение информационных систем
- Фазы процесса создания системы
- Управление проектами информатизации
- Перспективы инновационной деятельности
- Использование и эксплуатация информационных систем
- Создание и обслуживание информационных систем
- Использование и поддержка информационных систем
- Внутренние проблемы информационных систем
- Пути развития информационных систем Трансформация автоматизированных систем управления
- Особенности задач выбора платформ
- Особенности использования ресурсов информационных систем Проблема эффективности ресурсов информационных систем
- Структура машинного времени
- Эксплуатация информационных систем
- Эксплуатация систем «человек-машина» Системы «человек-машина»
- Надежность систем «человек-машина»
- Выполнение работы к сроку
- Проблемы персонала информационных систем
- Организационное поведение Поведение в организации
- Групповая динамика
- Менеджмент изменений в прикладных областях при их информатизации Характеристика условий введения изменений
- Прием, обучение и повышение квалификации персонала
- Экономика информатизации Показатели эффективности информатизации
- Анализ затрат в сфере информатизации
- Учет основных средств