Экономика информатизации Показатели эффективности информатизации
Важным условием эффективного участия информационного менеджера в процессе управления капиталовложениями в сфере информатизации являются понимание им микроэкономических факторов, действующих на предприятии, и преломление их влияния на область информатизации.
ИС предприятия, как правило, поглощают весьма значительные капиталовложения, в особенности ИС, построенные на основе наиболее передовых и дорогостоящих средств. Они являются неотъемлемой частью технологического оснащения, входят в состав основных фондов или базового оборудования и могут существенно повлиять на затраты предприятия по выпуску продукции, т.е. на цену продукции или услуг. Это означает, что средства информатизации необходимо рассматривать аналогично всем другим основным средствам фирмы и оценивать их использование по тем же критериям, в частности, в отношении эффективности капиталовложений.
Решения по эффективности использования СИ в реальных условиях требуют определения их доли в складывающейся цене продукции. Задача эта – определение доли того или иного ресурса в общих показателях – вообще очень непростая, а в отношении информационных ресурсов – тем более, что обусловлено прежде всего недостаточным опытом производственного использования этих ресурсов в сфере материального производства.
Тем не менее, хотя бы ориентировочную оценку вклада ИР в экономические показатели продукции получить нужно и можно. Это может иметь вид анализа показателей, характеризующих производственную ситуацию, или испытаний на моделирующих средствах либо в специальных контрольных ситуациях. В любых случаях необходима детальная учетная информация определенного состава, однозначно характеризующая как участие данного вида ресурсов в процессе производства на этапах технологического процесса, так и состояние рассматриваемых средств информатизации в качестве элементов основных фондов производственного комплекса.
По первой части учетные данные должны формироваться системным журналом, или документами внутреннего учета работы ИС, т.е. в конце концов, системным администратором. Следует подчеркнуть, что при разработке системного журнала и обязанностей системного администратора эти вопросы и обязанности редко согласуются с экономистами предприятия, которые, в свою очередь, тоже редко ставят перед системными администраторами такие учетные задачи. В связи с необходимостью учета состояния СИ необходимы данные об износе.
Определить эффективность использования информационных ресурсов не проще, чем любых других. К тому же корректных критериев и методик определения информационной емкости продукции (по аналогии с материалоемкостью, энергоемкостью и удельными затратами финансовых ресурсов – себестоимостью или издержками) пока создано явно недостаточно. В то же время затраты информационных ресурсов на многие виды продукции и услуг становятся вполне ощутимыми. По этой причине предприятиям, которые захотят предметно управлять затратами информационных ресурсов на выпускаемую ими продукцию или оказываемые услуги, придется определить для себя такие критерии эффективности и найти подходящие для их специфики методики определения соответствующих количественных показателей.
При этом могут использоваться обобщенные показатели деятельности сферы обработки информации на предприятии, аналогичные показателям эффективности других основных фондов (ОФ):
фондоотдача = годовой объем / среднегодовая стоимость ОФ
фондоемкость = среднегодовая стоимость ОФ /годовой объем
фондовооруженность = среднесписочная численность /
/среднегодовая стоимость ОФ
производительность труда = годовой объем / среднесписочная
численность
эластичность = приращение производительности труда /
/приращение фондовооруженности
и другие аналогичные оценки. Здесь обозначено: годовой объем – объем работ, выполненных на предприятии в течение года по ОИ в денежном или натуральном выражении; среднегодовая стоимость ОФ – данные учета стоимости ОФ сферы ОИ с учетом их движения (убытия, списания, приобретения и т. д.); среднесписочная численность – численность работников в сфере ОИ, усредненная по году, – стандартный показатель учета кадров.
Каждый из показателей может быть нужным образом детализирован за счет представления исходных данных. Например, среднесписочную численность можно привести к некоторой условной (базовой) квалификации работника, определяемой, например, средней зарплатой в сфере ОИ. Это позволит учесть квалификацию персонала и мероприятия по повышению квалификации. Тогда производительность труда может быть выражена не «в натуральном выражении», т.е. в виде доли годового объема, отнесенного на одного работника в среднем по году, а в стоимостном исчислении – в виде доли годового объема, приходящегося на 1 «среднюю зарплату», т.е. в форме отношения годового объема к фонду оплаты труда работников сферы ОИ.
Такой показатель позволит определить, сколько и каких работников иметь в сфере ОИ: сколько низкооплачиваемых, сколько высокооплачиваемых, где именно и какой они должны приносить доход. Так, позиционная стоимость рабочего места в средней электронной фирме Omicron для типовых должностей получена в следующих размерах (долл.): инженер – 27 000; руководитель проекта – 33 000; начальник отдела – 40 000.
В связи с этим возникает также проблема использования ресурсов, в частности, оценки затрат на непродуктивную деятельность работника. Отсутствие отработанной методики определения непродуктивного времени, которое пользователи проводят за компьютерами впустую, затрудняет определение общей стоимости владения и, как следствие, – оценку эффективности ИС.
В качестве опорных могут использоваться обобщенные оценки, основанные на модели структуры машинного времени (см. раздел 6), в частности:
коэффициент готовности
КГ = ТИ / (ТИ + ТПВ); (8.1)
коэффициент простоя
КП = ТПВ / (ТИ + ТПВ); (8.2)
КП + КГ = 1, (8.3)
где ТИ - время использования средств в любой их трактовке;
ТПВ - время вынужденных простоев, не зависящих от работника в явной форме.
В этих выражениях можно учитывать не календарное, а так называемое приведенное или взвешенное время, т.е. учесть ценность машинного времени того или иного устройства или программного средства более конкретно.
В самом деле, в составе основных фондов могут быть средства, используемые редко и мало, и могут быть базовые средства, всецело определяющие основные процессы обработки информации, которые должны использоваться максимально эффективно, что учитывалось при их приобретении. Простои этих групп средств могут и должны оцениваться по-разному.
При оценке эксплуатационных расходов, связанных с непродуктивным использованием информационных технологий, мнения руководителей информационных служб, консультантов и аналитиков расходятся. Одни предлагают учитывать всю непродуктивную деятельность пользователей – отвлеченные занятия, непрямые дела и т.д. Другие отделяют от личных пристрастий пользователей то, что пусть косвенно, но связано с работой. Так, считается, что чтение Web-страниц конкурентов имеет больше отношения к работе, чем просмотр биржевых сводок теми работниками, которым это не вменено в их обязанности.
Модель оценки стоимости владения компьютером, разработанная аналитиками компании Gartner Group, относит к категории непродуктивных затрат все случаи использования информационных технологий в личных интересах. Это компьютерные игры в рабочее время, составление расписания занятий ребенка или даже чрезмерное увлечение видом панели рабочего стола Windows. По этой модели снижают эффективность использования рабочего времени также помощь коллегам, простой компьютеров, самостоятельное обучение и управление личной информацией, не относящейся непосредственно к работе. Согласно модели Gartner Group каждый пользователь проводит в среднем один час в неделю за подобными занятиями.
Более суровые специалисты компании American Airlines считают, что непроизводительные затраты информационных ресурсов включают как просто отвлеченные занятия работника, так и его занятия по изучению системы в рабочее время. По их мнению, эти затраты составляют не менее 25% всей стоимости владения ПК.
Как видно, отличить полезную деятельность от непродуктивной бывает сложно. Поэтому потребуется провести в организации объемную работу по описанию и оценке различных дел, которые может выполнять работник за компьютером, и доведению этих перечней до уровня стандарта предприятия или другого подобного нормативного документа, на основании которого можно будет применять в отношении работника те или иные меры. В разных организациях такие перечни могут выглядеть весьма по-разному.
Оценки эффективности информационных ресурсов в разных компаниях тоже могут существенно различаться, однако при наличии хотя бы укрупненных оценок уже можно строить систему критериев эффективности и стратегии ее повышения, причем вначале это могут быть просто объемные показатели продуктивных затрат ресурсов в течение рабочего периода (смены, месяца, квартала, года).
- Информационный менеджмент (конспект лекций)
- Понятие информационного менеджмента.
- Задачи информационного менеджмента
- Жизненный цикл информационных систем
- Организация как система
- Факторы влияния на информационный менеджмент
- Организация обработки информации на предприятии
- Тенденции развития организации обработки информации на предприятии
- Планирование в среде информационной системы
- Сущность планирования информационных систем
- Необходимость стратегического планирования
- Системный подход к планированию информационных систем
- Фазы стратегического планирования информационных систем Анализ окружения системы
- Анализ внутренней ситуации
- Разработка стратегий
- Организация стратегического планирования
- Инновационный менеджмент
- Затраты на исследования и развитие некоторых известных фирм
- Особенности выполнения инновационных программ
- В сфере информатизации
- Общая характеристика инновационной политики
- В сфере информатизации
- Принципы формирования проекта и внедрение информационных систем
- Фазы процесса создания системы
- Управление проектами информатизации
- Перспективы инновационной деятельности
- Использование и эксплуатация информационных систем
- Создание и обслуживание информационных систем
- Использование и поддержка информационных систем
- Внутренние проблемы информационных систем
- Пути развития информационных систем Трансформация автоматизированных систем управления
- Особенности задач выбора платформ
- Особенности использования ресурсов информационных систем Проблема эффективности ресурсов информационных систем
- Структура машинного времени
- Эксплуатация информационных систем
- Эксплуатация систем «человек-машина» Системы «человек-машина»
- Надежность систем «человек-машина»
- Выполнение работы к сроку
- Проблемы персонала информационных систем
- Организационное поведение Поведение в организации
- Групповая динамика
- Менеджмент изменений в прикладных областях при их информатизации Характеристика условий введения изменений
- Прием, обучение и повышение квалификации персонала
- Экономика информатизации Показатели эффективности информатизации
- Анализ затрат в сфере информатизации
- Учет основных средств