logo
роль PR спиц-та

2.1 Альтернативные методы. Конфликтный pr

Понятие «альтернативные методы разрешения конфликтов (споров)» в российском и зарубежном научном сообществе PR однозначно не определено, и общепризнанной классификации альтернативных методов в научной литературе нет. Но, несмотря на разногласия и даже противоположные мнения, обществоведы сходятся в том, что альтернативные методы представляются собой не юридические (внесудебные) способы разрешения конфликтов. Впрочем, большая часть правоведов досудебные согласительные процедуры также включают в альтернативные методы. Под «альтернативными методами», то есть не юридическими, следует понимать всевозможные посреднические способы урегулирования конфликтов через переговоры. Ядром же всех альтернативных методов выступает медиация (mediation), или посредничество.

Помимо медиации в PR-деятельности выделяют другие альтернативные методы, которые помимо прямого назначения могут воздействовать и на подсознание человека, на его внутреннюю конформность[3, с. 350]:

Тренинги (в качестве профилактики и во время самого конфликта для разрядки и создания атмосферы доверия).

Основная цель тренинга - обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения. Программа тренинга в основном базируется на идеях поведенческого коммуникативного тренинга, однако в нее входят и некоторые элементы работы с личностью участников групп, включающие в себя осознание индивидуальных качеств, мешающих разрешению противоречивых ситуаций и нарушающих внутриличностное равновесие. Прежде всего, это работа с эмоциями человека, которые являются неизменным спутником конфликтов. Поэтому наряду с традиционными для поведенческого тренинга методами работы (дискуссии и обсуждения, деловые игры, психогимнастики, послеигровая и ежедневная рефлексия опыта) дополнительно проводится работа с личностными проблемами участников групп, балинтовские сессии, тестирование (например, методика Томаса, диагностика уровня профессионального выгорания, многофакторная диагностика личности и др.). Основные подходы к разбору, анализу и интерпретации возникающих ситуаций, дискуссий и ролевых игр лежат в плоскости анализа, принятого в классических социально-психологических тренингах. Ключевая роль ведущего в поведенческих тренингах - помочь участникам группы в переводе импульсивного поведения, весьма характерного для конфликтных ситуаций, на уровень объективированного, осмысленного и конструктивного.

Программа тренинга является логическим продолжением освоения программы коммуникативного тренинга, так как конфликты усложненная непониманием и эмоциональными переживаниями коммуникация между людьми, группами, организациями. Спланированная нами программа тренинга разрешения конфликтов рассчитана на три дня восьмичасовой работы по традиционной схеме деления на «сессии» (интенсивная работа в течение полутора-двух часов) - логически выстроенные части, касающиеся освоения основных тем, после которых делаются перерывы для отдыха.[9, с. 88]

Заключительный круг тренинга дает всем участникам группы возможность высказаться, выразить собственные чувства и сформулировать личные задачи на фоне решения ситуаций конфликтного взаимодействия.

Мифы (слухи) – корректировка информационно-конфликтного поля.

Неоспоримым является и утверждение, что миф по своей природе архетипичен, целостен и подчиняется законам структурного единообразия. В деятельности организации, её функционировании архиважным моментом является становление корпоративной культуры, которая в свою очередь влияет на внешнюю и внутреннюю среду компании. Базовым основанием корпоративной культуры, началом начал является миф. Именно с него, как с бессознательно и одинаково воспринимаемого всеми сотрудниками, начинается позиционирование организации. Очень легко и незатратно контролировать кофликтогенную информацию и личностей с помощью создания и внедрения мифов PR-специалистом, например в курилках или на неформальных корпоративных вечеринках, где атмосфера и состояния людей наиболее благоприятные для внушения.

Манипуляции сознанием (применение техник НЛП на практике).

Этот метод наиболее сближен с предыдущим, но наиболее тонок и изящен в исполнении, для этого PR-специалисту необходимы не только стандартные навыки для предупреждения и урегулирования конфликта, но и существенные знания в психологии коммуникаций, необходимый опыт и «багаж». Данные техники являются априори не весьма честными по отношению к оппоненту, и поэтому их стоит использовать только в крайних случаях и с определёнными «но». В манипуляциях сознанием существуют и свои неоспоримые мифы, не те мифы, о которых говорилось выше, а именно о заблуждениях, связанных с пониманием манипуляций как таковых. Нужно их знать, чтобы не попадаться в «ловушки разума». Например:

Миф о нейтралитете. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Говоря иначе, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность их основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность.

Миф о плюрализме средств массовой информации. Информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах своей деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности — свою собственную. В категорию подобных средств информации попадает большинство национальных газет, журналов и фильмов, выпускаемых национальными или региональными информационными конгломератами. У большинства создаётся ощущение выбора, ощущение многогранности освещения проблемы, что все СМИ объективны и беспристрастны, но это далеко не так.

Миф об индивидуализме и личном выборе. Хотя индивидуальная свобода и личный выбор остаются наиболее мощной линией обороны, система частной собственности и производства создает дополнительные конструкции и разрабатывает методы их распространения. Понятия эти либо пытаются оправдать ее существование и сулят великое будущее, либо отвлекают внимание от ее бросающихся в глаза недостатков и скрывают существование иных отправных моментов социального развития. Личный выбор заканчивается там, где начинается конфликт, исход определяет компромисс, обоюдные жертвы.

Миф о неизменной природе человека. Человеческие устремления могут способствовать социальным изменениям. Когда ожидания невелики, преобладает пассивность. У каждого человека, безусловно, могут складываться собственные представления о политической, социальной, экономической действительности, однако общим знаменателем всех этих представлений служит взгляд людей на человеческую природу. В конце концов, взгляд на природу человека влияет на поведение людей, причем вовсе не потому, что они должны действовать подобным образом, а лишь потому, что они верят, что им следует поступать именно так. Но человек непредсказуем и в каждом конкретном случае может повести себя по-разному, не зависимо от природы и рефлексов.[8, с. 25]

Следующий метод: выпуск внутрикорпоративных газет, сайта, радио и т.д. - основан на полной информированности персонала, поднятии значимости корпоративной культуры, способ объединения, при котором повышается степень лояльности к руководству, освещаются основные вехи и «герои», что автоматически снижает степень конфликтности в рабочем коллективе.

Судебные иски – крайняя мера, обращение в суд, которая требует от PR-специалиста знания в области юриспруденции и применение их на практике, естественно более простым, но не более эффективным будет обращение к юрисконсульту, а также весьма затратным. Видение PR-специалиста проблемы изнутри позволяет более широко рассмотреть проблему: предугадать издержки, изучить моральную и материальную стороны конфликта и т.д.

Итак, для обобщения всего вышесказанного, все перечисленные методы и деятельность PR-специалиста можно обозначить одним термином – конфликтный PR.

Конфликтный PR – это комплексная программа по защите интересов предприятия, а также по профилактике, прогнозированию, предупреждению и разрешению конфликтов (кризисов) внутри и вне организации, с использованием как традиционных методов и техник PR-специалиста, так и альтернативных, рассчитанных на долговременный положительный результат. Конфликтный PR помимо всего прочего может быть подкреплен юридическим и силовым сопровождением. Любой конфликтный пиар должен начинаться со сбора информации, подготовки стратегии и выбора минимально затратных и максимально эффективных инструментов.[14]

В конфликтный PR, как и любой другой осуществляется поэтапно и целесообразно, после обязательно должна проводиться оценка эффективности. Шаги по преодолению конфликтной ситуации, рекомендуемые специалистам “Связи с общественностью”: