4. Управление процессом инновации
Управление процессом инновации - это сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных вопросов
Оно охватывает все стороны деятельности предприятия производство, НИОКР, сбыт, финансы, коммуникации.
Управление процессом инновации включает решение следующих задач:
1. Исследование рынка нового продукта: потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, дополняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т. д.
Выбирают целевые сегменты рынка для продукта и его модификации, стратегию продвижения продукта к потребителям (методы ознакомления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с клиентами).
2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. Принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д.
3 Определение способов продажи нового продукта выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптовые торговые предприятия.
Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (материалов, комп лектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и продажи продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.
Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования.
6 Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.
7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж продукта.
8 Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.
9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.
10. Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта - планирование, финансирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур.
11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудничество и прочее.
Если новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управленческого процесса), управление инновационным процессом сводится к решению аналогичных задач. Разница заключается в том, что определяющим является не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта.
- Лекция Инновационный менеджмент
- 2. Этапы процесса инновации
- 1. Систематизация имеющихся идей:
- 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта, определение возможностей практической их реализации:
- 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, раз работка программы маркетинга:
- 4. Создание нового продукта:
- 5. Тестирование на рынке:
- 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
- 3. Инновационная политика
- 4. Управление процессом инновации
- Тема 11. Инновационный менеджмент
- Продуктовые
- Процессные
- Институциональные
- Наступательная Оборонительная