logo
Лекция Инновационный менеджмент 1

4. Управление процессом инновации

Управление процессом инновации - это сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных вопросов

Оно охватывает все стороны деятельности предприятия производство, НИОКР, сбыт, финансы, коммуникации.

Управление процессом инновации включает решение следующих задач:

1. Исследование рынка нового продукта: потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, дополняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т. д.

Выбирают целевые сегменты рынка для продукта и его модификации, стратегию продвижения продукта к потребителям (методы ознакомления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с клиентами).

2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. Принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д.

3 Определение способов продажи нового продукта выбор по­средников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптовые торговые предприятия.

  1. Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (материалов, комп­ лектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и продажи продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.

  2. Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования.

6 Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.

7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж продукта.

8 Оценка эффективности и планирование инновации как инвести­ционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.

9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.

10. Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта - планирование, финансирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур.

11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудничество и прочее.

Если новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управленческого процесса), управление инновационным процессом сводится к решению аналогичных задач. Разница заключается в том, что определяющим является не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта.