2.1.2. Характеристика внутрифирменного обучения персонала
В современных условиях, ориентируясь на потребности конкурентного рынка, учиться, подтверждать и повышать собственную квалификацию приходится непрерывно. Наиболее перспективным и приемлемым как для работников, так и для предприятий в данных обстоятельствах является внутрифирменное обучение. Дефицит квалифицированных кадров, вызванный кризисным состоянием системы профессионального образования, сложной социально-демографической ситуацией и рядом других факторов, заставляет современные российские предприятия самостоятельно заниматься подготовкой кадров и повышением их квалификации, т.е. осуш:ествлять обучение внутри фирмы. Именно данную систему обучения все чаще используют многие компании.
Само понятие «внутрифирменное обучение» еще недостаточно распространено в теории управления организацией и персоналом. За ним не сложилось еще четких определений, но оно имеет достаточно высокий научно-практический потенциал.
Наиболее полно данные вопросы рассмотрены Шаталовой И.И.2 Внутрифирменное обучение персонала — это особая система обучения персонала, ориентированная на персонал конкретного предприятия и строящаяся на решении специфических именно для данной организации проблем, проводимая как на территории предприятия, так и в корпоративных учебных центрах с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей. Под системой внутрифирменного обучения персонала понимается комплекс взаимосвязанных структур, процессов, учебных программ, форм и методов обучения, а также материально-технических средств, с помощью которого осуществляется процесс внутрифирменного обучения на предприятии. Структуры — это специалисты или подразделения (участки, группы, сектора, отделы, управления, департаменты), занимающиеся вопросами обучения, а процессы — это этапы организации и проведения внутрифирменного обучения.
Необходимость разработки в компании системы внутрифирменного обучения персонала определяется следующими факторами: 1) дефицитом на рынке труда специалистов необходимой квалификации; 2) несоответствием системы государственного и негосударственного профессионального образования требованиям компании. Кроме того, обучать своих сотрудников перспективнее, чем привлекать внешних. Собственные «выращенные» кадры более надежны, и риск потерять их меньше: они лояльны по отношению к фирме, так как являются ее частью.
Внутрифирменное обучение занимает особое место в системе обучения персонала, так как оно выступает не только как технология развития трудового потенциала организации, но и как элемент ее корпоративной культуры.
Внутреннее обучение становится особенно актуальным на двух стадиях развития организации: 1) когда компания активно растет — расширяется рынок, открываются новые представительства и как следствие — увеличивается число сотрудников. При этом в компании уже накопился успешный опыт в области управления, работы с клиентами, который обеспечил этот рост, и этот опыт необходимо транслировать. Внутрифирменное обучение персонала в данной ситуации позволит достичь стандартного уровня профессионализма, что обеспечит производство товаров и предоставление услуг равновысокого качества во всех филиалах компании; 2) когда компания находится в стабильном положении, существует потребность в создании активного информационного и познавательного пространства внутри компании, которое не только аккумулирует уже имеющиеся знания и навыки, но и позволит быстро овладевать необходимыми компетенциями и усваивать новый, передовой опыт, усиливая конкурентные преимущества компании.
Внутрифирменное обучение обладает как достоинствами, так и недостатками, которые представлены в Таблице 7. Система непрерывного внутрифирменного профессионального образования предполагает следующие основные виды обучения:
первичное обучение сотрудников, принятых на работу;
ежегодное обучение по актуальным вопросам профессиональной деятельности;
периодическое обучение (в соответствии с потребностями, но не реже установленной для каждой категории сотрудников периодичности) по специальным программам профессионального обучения для поддержания квалификации на уровне, достаточном для эффективного выполнения должностных обязанностей;
обучение специалистов, обязанных проходить подготовку или переподготовку в связи с требованиями нормативов, предъявляемыми государством (например, бухгалтеры, фармацевты, техники и т.д.);
обучение сотрудников, готовящихся к должностным перемещениям (назначение на более высокую должность, на должность иного профиля);
обучение работников с начальным или более высоким уровнем квалификации вторым (смежным) профессиям.
Таблица 7
Достоинства и недостатки внутрифирменного обучения1
Достоинства | Недостатки |
|
и информацией с работниками других предприятий.
Отвлечение от обучения для выполнения текущих дел |
Для того, чтобы стать эффективной, система внутрифирменного обучения должна обладать следующими характеристиками: 1) непрерывность — ритмичность и системность в организации и проведении обучающих мероприятий; 2) адаптивность — способность быстро реагировать на изменение требований, предъявляемых к качеству рабочей силы; 3) гибкость — учет интересов как организации, так и работников; 4) коммуникативность ~ постоянное взаимодействие руководителей, работников и педагогов; 5) кумулятивность — накопление и преумножение банка профессиональных компетенций и опыта компании; 6) интегрированность — тесная связь с важнейшими направлениями системы управления персоналом (системой адаптации, управлением деловой карьерой и профессионально-служебным продвижением, работой с резервом, системой мотивации, оценкой результатов деятельности персонала и т.д.). Организация обучения на предприятии находится, как правило, в ведении службы управления персоналом {на небольших предприятиях ~ менеджера по персоналу) совместно с руководителями подразделений, чьи подчиненные должны пройти обучение. В крупных организациях вопросами обучения занимается специальное структурное подразделение, например департамент развития человеческих ресурсов или отдел подготовки и повышения квалификации персонала. Системное обучение, в отличие от разовых мероприятий, предусматривает несколько этапов: планирование, организацию, реализацию и контроль.
К независимым экспертам или в консалтинговую фирму за консультациями по вопросам обучения персонала целесообразно обращаться в следующих случаях.
Во-первых, если в организации необходимо создать «с нуля* эффективную систему обучения персонала. Руководство в таких компаниях рассматривает расходы на развитие и обучение сотрудников организации не как досадные затраты, а как приоритетные и необходимые инвестиции, позволяющие компаниям выжить и успешно существовать на рынке. Такому типу компаний необходим опережающий рост и постоянное развитие сотрудников.
Консультанты совместно с представителями организации проанализируют потребность в обучении с учетом стратегических целей и планов компании, составят график учебных мероприятий, разработают при необходимости программы обучения для различных категорий персонала, организуют и проведут учебные мероприятия, оценят эффективность данного обучения и предоставят руководителю организации отчеты о результатах проведенной работы. В зависимости от запроса заказчика консалтинговое агентство может разработать проект по созданию специального структурного подразделения, занимающегося вопросами развития и обучения персонала, а также подготовить необходимую нормативно-правовую базу и документацию по планированию и мониторингу обучения.
Во-вторых, если в организации уже проводится обучение, но оно носит бессистемный характер и не приносит ожидаемых результатов. Консультанты в данном случае сначала проведут диагностику существующей практики обучения персонала, выявят недостатки и предложат пути их устранения.
В-третьих, многие современные консалтинговые компании, кроме консультационных услуг, могут предложить организацию и проведение различных учебных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) по авторским программам.
В-четвертых, необходима оценка качества обучения и эффективности обучающих мероприятий, что является одним из самых сложных и спорных вопросов, требующих зачастую консультаций со специалистами. В качестве одного из вариантов оценки такой эффективности можно предложить систему анкет, состоящую из трех вопросников: 1) анкета обучающегося (заполняется сразу по окончании учебного мероприятия); 2) анкета преподавателя; 3) анкета непосредственного руководителя обучающегося.
- Тема лекции: Развитие персонала
- I. Теоретические аспекты развития персонала организации
- 1. Развитие персонала: содержание, цели, результаты
- 2. Формы и методы развития персонала организации
- 2.1. Формы развития персонала
- 2.1.1. Профессиональное обучение и повышение квалификации
- 2.1.2. Характеристика внутрифирменного обучения персонала
- 2.1.3. Формы дополнительной подготовки персонала
- 2.2. Методы развития персонала