logo
Развитие персонала

1. Развитие персонала: содержание, цели, результаты

Развитие человеческих ресурсов Егоршин А.П. определяет как комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работни­ков организации с целью повышения эффективности их работы.1

Шаталова И.И. определяет развитие персонала как совокупность мероприятий, направ­ленных на повышение качества человеческих ресурсов организации. Общее развитие персонала – это процесс обогащения интеллектуального капи­тала работников, осознания окружающей действительности, принятия новых ценностей, расширения социальных связей и возможностей партнерства, способствующих полному раскрытию индивидуального трудового потенциала с целью личностного роста и увеличения вкла­да в дела организации2.

Веснин В.Р. пишет, что развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения и переподготовки персонала, планирования карьеры и профессионального роста, организации процесса адаптации3.

Методы управления развитием персонала – способы реализации управленческих воздействий на персонал в целях повышения профессиональной компетентности кадров4.

Развитие персонала бывает общим и профессиональным.

Приведенная схема показывает один из возможных взглядов на развитие человеческих ресурсов. Необязательно опи­сывать или предписывать точные процедуры, которым должны будут следовать какие-либо конкретные организации. Эта схема сводит вместе различные элементы развития человеческих ресур­сов (см.: Приложение 1).

В области развития человеческих ресурсов, если нет инициа­тивы и поддержки «сверху донизу» и не все менеджеры осознают и поддерживают целостный подход, организованное обучение не состоится. Вместо этого будет иметь место развитие человеческих ресурсов отдельно в каждом подразделении без учета того, что про­исходит в других подразделениях, с возможным результатом «до­стижения эффективности» для группы или «части системы», но с потерями эффективной деятельности организации в достижении ее корпоративных целей и реализации стратегического плана.

По мере того, как управленческие роли и функции становятся более рассредоточенными по организациям, для всех менеджеров необходимо вырабатывать персональную ответственность за непрерывное развитие человеческих ресурсов. Желательно, чтобы капиталовложения должны быть сделаны на длительный период.

Рассмотрим цели и формы развития персонала.

По мнению Веснина В.Р.,  развитие персонала представляет собой совокупность орга­низационно-экономических мероприятий в области обучения и переподготовки персонала, планирования карьеры и профессио­нального роста, организации процесса адаптации1. Они направ­лены на раскрытие потенциала работников, их способности вно­сить вклад в организацию.

Формами развития персонала являются: профессиональная ориентация, обучение, повышение квалификации, самообразова­ние, совершенствование личных качеств, изобретательство и рационализация и пр.

Турчинов А.И. в организацию профессионального развития включает:

– подготовку нормативных актов, регламентирующих кадровую деятельность в области профессионального развития;

– анализ качественных и количественных показателей кадрового обеспечения организации;

– профессионально-должностное становление и карьерное продвижение кадров в организации;

– дополнительное профессиональное образование;

– организацию стажировок, инструктажей, тренингов;

– проведение квалификационных экзаменов, аттестации, конкурсов на замещение вакантных должностей2.

Кибанов А.Я. в понятие развитие персонала включает управление деловой карьерой, кадровым резервом, обучение персонала3.

Похожая классификация у И.И.Шаталовой, где базисными элементами системы профессионального развития персонала в организации являются: 1) создание мотивации на обучение; 2) обучение персонала; 3) управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; 4) введение в долж­ность и адаптация; 5) формирование кадрового резерва4.

Основными целями развития являются5:

–формирование общих ценностей;

–облегчение организационных изменений;

–предоставление всем работникам равных возможностей по­лучения достойных заработков и служебного продвижения;

–улучшение морально-психологического климата;

–снижение потребности в кадрах и их текучести;

–облегчение делегирования полномочий;

–повышение производительности труда и качества работы;

–выработка профессиональных навыков;

–формирование определенного типа мышления и поведе­ния; получение дополнительных знаний.

Предполагаемые результаты развития персонала представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты развития персонала для работника, организации и общества1

Результаты развития персонала

для работника

для организации

для общества

1. Гарантия сохранения рабочего места

2. Приобретение новых знаний, умений, навыков, раскрытие способностей

3. Увеличение собственной

стоимости как работника на рынке труда

4. Расширение возможностей профессионального и карьерного роста

5. Расширение социальных связей и контактов

6. Повышение самооценки и уверенности в себе

1. Повышение производительности и качества труда, а, следовательно, доходов организации

2. Увеличение вклада каждого сотрудника в достижение целей

организации

3. Сокращение периода адаптации

4. Повышение мотивации труда сотрудников

5. Улучшение морально-психологического климата в коллективе

6. Совершенствование корпоративной культуры организации

7. Положительное влияние на трудовую дисциплину

8. Сокращение текучести кадров

1. Развитие трудового потенциала

общества

2. Повышение производительности общественного труда

Сегодня развитие персонала играет решающую роль в обес­печении конкурентоспособности фирм, ибо современный работ­ник должен обладать стратегическим мышлением, предприим­чивостью, широкой эрудицией, высокой культурой.

Международная практика показывает, что на развитие пер­сонала нужно тратить 5–10% фонда заработной платы.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, техники и технологии, стратегии и структуры организации, ос­воить дополнительные виды деятельности.

Сегодня на первое место среди своих задач более 85% опрошенных япон­ских менеджеров ставят развитие человеческих ресурсов, в то время как введе­ние новых технологий - 45%, а продвижение на новые рынки - около 20%2. И это не случайно, ибо фирмы, осуществляющие развитие сотрудников, имеют в целом в два раза более высокие показатели, чем остальные.

Ответственность за развитие несет администрация, линей­ные руководители (их обязанности быть, с одной стороны, об­разцами для подчиненных в этой области, а, с другой - грамотно направлять их усилия), а также сами работники.