1. Развитие персонала: содержание, цели, результаты
Развитие человеческих ресурсов Егоршин А.П. определяет как комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы.1
Шаталова И.И. определяет развитие персонала как совокупность мероприятий, направленных на повышение качества человеческих ресурсов организации. Общее развитие персонала – это процесс обогащения интеллектуального капитала работников, осознания окружающей действительности, принятия новых ценностей, расширения социальных связей и возможностей партнерства, способствующих полному раскрытию индивидуального трудового потенциала с целью личностного роста и увеличения вклада в дела организации2.
Веснин В.Р. пишет, что развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения и переподготовки персонала, планирования карьеры и профессионального роста, организации процесса адаптации3.
Методы управления развитием персонала – способы реализации управленческих воздействий на персонал в целях повышения профессиональной компетентности кадров4.
Развитие персонала бывает общим и профессиональным.
Приведенная схема показывает один из возможных взглядов на развитие человеческих ресурсов. Необязательно описывать или предписывать точные процедуры, которым должны будут следовать какие-либо конкретные организации. Эта схема сводит вместе различные элементы развития человеческих ресурсов (см.: Приложение 1).
В области развития человеческих ресурсов, если нет инициативы и поддержки «сверху донизу» и не все менеджеры осознают и поддерживают целостный подход, организованное обучение не состоится. Вместо этого будет иметь место развитие человеческих ресурсов отдельно в каждом подразделении без учета того, что происходит в других подразделениях, с возможным результатом «достижения эффективности» для группы или «части системы», но с потерями эффективной деятельности организации в достижении ее корпоративных целей и реализации стратегического плана.
По мере того, как управленческие роли и функции становятся более рассредоточенными по организациям, для всех менеджеров необходимо вырабатывать персональную ответственность за непрерывное развитие человеческих ресурсов. Желательно, чтобы капиталовложения должны быть сделаны на длительный период.
Рассмотрим цели и формы развития персонала.
По мнению Веснина В.Р., развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения и переподготовки персонала, планирования карьеры и профессионального роста, организации процесса адаптации1. Они направлены на раскрытие потенциала работников, их способности вносить вклад в организацию.
Формами развития персонала являются: профессиональная ориентация, обучение, повышение квалификации, самообразование, совершенствование личных качеств, изобретательство и рационализация и пр.
Турчинов А.И. в организацию профессионального развития включает:
– подготовку нормативных актов, регламентирующих кадровую деятельность в области профессионального развития;
– анализ качественных и количественных показателей кадрового обеспечения организации;
– профессионально-должностное становление и карьерное продвижение кадров в организации;
– дополнительное профессиональное образование;
– организацию стажировок, инструктажей, тренингов;
– проведение квалификационных экзаменов, аттестации, конкурсов на замещение вакантных должностей2.
Кибанов А.Я. в понятие развитие персонала включает управление деловой карьерой, кадровым резервом, обучение персонала3.
Похожая классификация у И.И.Шаталовой, где базисными элементами системы профессионального развития персонала в организации являются: 1) создание мотивации на обучение; 2) обучение персонала; 3) управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; 4) введение в должность и адаптация; 5) формирование кадрового резерва4.
Основными целями развития являются5:
–формирование общих ценностей;
–облегчение организационных изменений;
–предоставление всем работникам равных возможностей получения достойных заработков и служебного продвижения;
–улучшение морально-психологического климата;
–снижение потребности в кадрах и их текучести;
–облегчение делегирования полномочий;
–повышение производительности труда и качества работы;
–выработка профессиональных навыков;
–формирование определенного типа мышления и поведения; получение дополнительных знаний.
Предполагаемые результаты развития персонала представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты развития персонала для работника, организации и общества1
Результаты развития персонала | ||
для работника | для организации | для общества |
1. Гарантия сохранения рабочего места 2. Приобретение новых знаний, умений, навыков, раскрытие способностей 3. Увеличение собственной стоимости как работника на рынке труда 4. Расширение возможностей профессионального и карьерного роста 5. Расширение социальных связей и контактов 6. Повышение самооценки и уверенности в себе | 1. Повышение производительности и качества труда, а, следовательно, доходов организации 2. Увеличение вклада каждого сотрудника в достижение целей организации 3. Сокращение периода адаптации 4. Повышение мотивации труда сотрудников 5. Улучшение морально-психологического климата в коллективе 6. Совершенствование корпоративной культуры организации 7. Положительное влияние на трудовую дисциплину 8. Сокращение текучести кадров | 1. Развитие трудового потенциала общества 2. Повышение производительности общественного труда |
Сегодня развитие персонала играет решающую роль в обеспечении конкурентоспособности фирм, ибо современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой.
Международная практика показывает, что на развитие персонала нужно тратить 5–10% фонда заработной платы.
Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, техники и технологии, стратегии и структуры организации, освоить дополнительные виды деятельности.
Сегодня на первое место среди своих задач более 85% опрошенных японских менеджеров ставят развитие человеческих ресурсов, в то время как введение новых технологий - 45%, а продвижение на новые рынки - около 20%2. И это не случайно, ибо фирмы, осуществляющие развитие сотрудников, имеют в целом в два раза более высокие показатели, чем остальные.
Ответственность за развитие несет администрация, линейные руководители (их обязанности быть, с одной стороны, образцами для подчиненных в этой области, а, с другой - грамотно направлять их усилия), а также сами работники.
- Тема лекции: Развитие персонала
- I. Теоретические аспекты развития персонала организации
- 1. Развитие персонала: содержание, цели, результаты
- 2. Формы и методы развития персонала организации
- 2.1. Формы развития персонала
- 2.1.1. Профессиональное обучение и повышение квалификации
- 2.1.2. Характеристика внутрифирменного обучения персонала
- 2.1.3. Формы дополнительной подготовки персонала
- 2.2. Методы развития персонала