2.1.3. Формы дополнительной подготовки персонала
Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющейся у них профессии, а также лицами, выражающими желание ее сменить с учетом потребности производства.
Процесс переподготовки предполагает:
Преодоление неправильных способов труда и устаревших навыков (что наиболее трудно). У рабочих это занимает 2-3 дня.
Обучение и закрепление новых трудовых приемов.
Приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.
Лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают новые навыки, чем остальные работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск и прием на работу нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным, либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.
Повышение квалификации - это обучение после получения основного образования, направленное на последовательное под держание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление, повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям
Для этого организуются производственно-экономические курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда и пр.
Потребность организации в повышении квалификации ее сотрудников обусловлена:
Во-первых, изменениями во внешней и внутренней среде.
Во-вторых, усложнением процесса управления.
В-третьих, освоением новых видов и сфер деятельности.
Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным но отдельным категориям работников, индивидуализированным, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии.
Например, при организации переобучения и повышения квалификации необходимо учитывать особенности лиц среднего и старшего возрастов:
стремление к использованию практического опыта;
повышенная критичность;
самостоятельность мышления, активность;
ответственность, добросовестность, старательность, повышенная внимательность;
субъективизм, консерватизм, авторитарность;
снижение отдельных способностей, быстрая утомляемость.
Выделяют следующие формы повышения квалификации:
1. Внутреннюю (в рамках организации, как на рабочем месте, так и на курсах) и внешнюю (в учебных заведениях, специальных центрах).
Внутренние курсы предоставляют информацию в малых дозах, лучше учитывают потребности организации, ее дух, дают возможность целенаправленного обучения, сочетают его с практикой, легко организовываются, при большом числе обучаемых сравнительно дешевы, легче контролируются.
2.Организованную и неорганизованную (самообразование).
В последнем случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди объединяются для совместного анализа проблем личного развития, взаимной поддержки.
3. Профессиональную или проблемно ориентированную в соответствии с потребностями организации.
Например, так называемое развивающее обучение нацелено на приобретение не конкретных навыков, а более глубокого понимания окружения, способности оценивать себя, планировать, социальную ответственность. В результате изменяется отношение человека к организации, в целом повышается эффективность его работы.
Основанную на стандартных или специальных (общих и конкретных) программах.
Предназначенную для целевых групп (руководителей и специалистов) или для всего персонала.
Конкретными направлениями повышения квалификации являются:
- подготовка к выполнению новых комплексных задач;
- повышение гибкости мышления и способности к инновациям
подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда;
получение более высокого разряда или адаптация к новой технике;
изучение новых форм организации и стимулирования труда.
Современные программы повышения квалификации дают знания, выходящие за пределы должности, и побуждают желание учиться дальше, имеют цель научить работников: самостоятельно мыслить (в том числе и экономически), осуществлять предпринимательский подход к делу, работать в команде. Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего «потолка».
Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в целевой направленности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.
Повышение квалификации является важным объектом внутриорганизационного планирования. Его этапами являются:
Определение текущих и перспективных требований к исполнителям, их обсуждение как с ними самими, так и коллегами и построение профиля необходимой квалификации.
Анализ существующих навыков, знаний и установок.
Построение профиля имеющейся квалификации.
Сравнение профилей, определение расхождений, и потребностей в обучении и приоритетов.
Считается целесообразным вести статистику повышения квалификации персонала по группам и формам обучения:
Для рабочих производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, курсы бригадиров.
Для руководителей: институты и факультеты повышения квалификации при вузах, различные курсы, другие формы обучения.
Иногда бывает целесообразно исчислять коэффициент повышения квалификации (К кв.)
Число работников, + Число работников, повысивших разряд освоивших вторую специальность
к. кв.. = --------------------------------------------------------------------------------------------- (1)
Среднесписочная численность работников.
Фактическая продолжительность повышения квалификации
к. кв.. = ------------------------------------------------------------------------------ (2)
Нормативная продолжительность (0,5 мес. в год).
- Тема лекции: Развитие персонала
- I. Теоретические аспекты развития персонала организации
- 1. Развитие персонала: содержание, цели, результаты
- 2. Формы и методы развития персонала организации
- 2.1. Формы развития персонала
- 2.1.1. Профессиональное обучение и повышение квалификации
- 2.1.2. Характеристика внутрифирменного обучения персонала
- 2.1.3. Формы дополнительной подготовки персонала
- 2.2. Методы развития персонала