logo
АвтоматизацияИнфОбесп / Раздел 7 Тема 1

Экспертная оценка знаний и персональных достижений сотрудников предприятия

Оценка персонала - это процесс определения характеристик сотрудников, позволяющий получить о них информацию, необходимую для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности труда оцениваемых.

Оценка персонала может проводиться по трем направлениям:

Оценка результатов работы - оценивается качество выполнения должностных   обязанностей: выполнение планов работ (сроки, качество), достижение поставленных   целей.

Оценка квалификации - определяется уровень квалификации работника (знания,   навыки, опыт), а затем он может быть сопоставлен с эталоном. Эталоном могут быть   как требования должности, занимаемой сотрудником в настоящий момент, так и   требования должности, на которую сотрудник претендует.

Оценка личностных качеств - определяются базовые качества сотрудника как   личности, а затем, как и предыдущем случае, полученный психологический портрет   сопоставляется с эталоном (набором профессионально-важных качеств). Кроме того,   определяется мотивационная сфера сотрудника. Полученная информация позволяет   определить, насколько оцениваемый сотрудник соответствует корпоративной   культуре компании (социально-психологическому климату).

Проведение оценки предполагает определенную последовательность действий:

  1. Определение цели оценки. На этапе выработки цели определяются:

2. Определение предмета оценки. При выборе предмета оценки следует понимать, насколько компания способна определить стандарты (эталоны). Например, при отсутствии четко определенных должностных обязанностей, оценить выполнение должностных обязанностей конкретным сотрудником можно лишь приблизительно, при этом не исключено, что результат будет поверхностным и субъективным.

3. Определение субъекта оценки. К оценке персонала могут привлекаться как непосредственные руководители оцениваемых, так и другие руководители, коллеги, подчиненные, специалисты кадровых служб, внешние консультанты и, наконец, сам оцениваемый (самооценка). Таким образом, минимальное знакомство с методами оценки персонала всех работников - гарантия того, что применяемые методы дадут ожидаемый эффект.

4. Определение критериев оценки. Критерии оценки могут быть как количественными, так и качественными, при этом, и те, и другие должны соответствовать следующим условиям:

  1. Выбор метода оценки. При выборе метода следует учитывать два основных показателя: насколько полно он позволяет собрать информацию об оцениваемых сотрудниках для работы с критериями оценки (соответствие целям оценки), и насколько данный метод возможен в данных условия (определение затрат и требуемых ресурсов).

  2. Организация процесса. Когда окончательное решение о проведении оценки выбранными методами принято, необходимо:

  1. Проведение оценки. На данном этапе выполняются все мероприятия в соответствии с разработанными документами и планами.

  2. Анализ результатов оценки. Анализ полученной информации может проводиться для выявления:

  1. Принятие управленческих решений. Принятие решений, связанных с изменением условий работы работников, например, изменение компенсационного пакета:

Принятие решений, связанных с изменением организации работы:

Принятие решений, связанных с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации):

Подбор персонала - установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации.

Набор кадров - прием на работу работников, ранее на предприятии не работавших.

Выдвижение кадров - процедура перемещения работника, уже работающего в трудовом коллективе, на более высокую должность в случае соответствия его квалификации, уровня знаний, практических навыков и деловых качеств требованиям, предъявляемым к кандидатам на вакантную должность.

Ротация кадров - (горизонтальные) перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации.