logo
АвтоматизацияИнфОбесп / Раздел 7 Тема 1

Определение и прогнозирование потребности в персонале

Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования. Планирование потребности в персонале базируется:

- на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах;

- на штатном расписании;

- на плане замещения вакантных должностей;

- на финансовом, инвестиционном и других разделах плана организации.

Процесс планирования потребности в персонале представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур, в ходе которого проводят:

Анализ потребности в персонале - исследование краткосрочных и долгосрочных перспектив организации, включающее:

Определение потребности в персонале организации - направление маркетинга персонала, позволяющее установить необходимый качественный и количественный состав персонала на заданный период времени.

Выделяют следующие источники покрытия потребности в персонале:

Различают активные и пассивные способы покрытия потребности в персонале.

Активные способы покрытия потребности в персонале - способы найма персонала, при которых организация:

Пассивные способы покрытия потребности в персонале - способы найма персонала, при которых организация:

Прогнозирование человеческих ресурсов - прогнозирование на 3-5 лет потребностей организации в человеческих ресурсах. Прогнозирование человеческих ресурсов базируется на изучении рынка и тенденций изменений внутри организации.

Под качественной потребностью понимается потребность в работниках по профессиям, специальностям, моральным качествам и т.д. Задача определения количественной потребности в персонале сводится как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный период времени.

При планировании персонала применяются следующие методы.

№п/п

Наименование метода

Сущность

Экстраполяция

Наиболее простой и часто применяемый метод, заключается в перенесении фактической ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность метода экстраполяции заключается в его общедоступности; ограниченность – в невозможности учесть изменения в развитии предприятия и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для предприятий со стабильной структурой, которые действуют в стабильной среде.

2  

Экспертные оценки 

Основывается на использовании линейных специалистов для определения нужд в человеческих ресурсах. Такими специалистами на предприятии являются, прежде всего, руководители подразделов. Отдел человеческих ресурсов занимается сбором и обработкой их оценок. Преимущества метода экспертных оценок заключаются в участии линейных руководителей; их знание и опыт предают плану дополнительной значимости в глазах высшего руководства. Недостатки метода связаны с трудоемкостью процесса сбора и обработки взглядов экспертов, а также с субъективностью их мыслей.

2.1

Метод Делфи  

Представляет собой письменный диалог между отделом человеческих ресурсов и группой экспертов. Отдел человеческих ресурсов разрабатывает опросник по поводу нужд в персонале и рассылает экспертам, потом обрабатывает ответы и возвращает обобщенные результаты экспертам вместе с вопросами. Эта процедура выполняется до тех пор, пока эксперты не придут к соглашению относительно потребности в рабочей силе.

3  

Компьютерные модели

Представляют собой наборы математических формул, которые позволяют одновременно использовать методы экстраполяции, экспертных оценок, а также информацию о динамике факторов, которые влияют на потребность предприятия в рабочей силе. Модели позволяют добиться наиболее точных прогнозов численности персонала, однако довольно высокая цена и необходимость специальных навыков для их использования ограничивают применение этого метода даже большими предприятиями.

4   

Балансовые методы

Основываются на взаимной увязке ресурсов и нужд в них в рамках планового периода. Реализуется через систему балансов: вещественных, материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые во временном плане могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям создания – аналитическими и рабочими.

5     

Нормативный метод 

Заключается в том, что в основу плановых задач на определенный период (а соответственно, и в основу балансов) ложатся нормы затрат разных ресурсов (в нашем случае – рабочей силы) на единицу продукции (в данном случае – рабочего времени, затраты фонда заработной платы и т.п.).

5.1   

Отчетно-статистический

Фактические результаты сопоставляются с затратами времени, на основе чего определяются его удельные затраты.

5.2  

Опытно-производственный

Основывается на хронометраже операций, выполняемых наиболее опытными и подготовленными работниками, оценке и обобщении полученных данных.

5.3 

Аналитико-расчетный

Исходит из физиологических потенциалов человеческого организма, выявленных на основе специальных медико-биологических исследований.

6.   

Математико-статистические

Сводятся к оптимизации расчетов на основе разного рода моделей.

6.1  

Стохастические модели 

Базируются на анализе взаимозависимости между потребностью в персонале и другими переменными величинами. При этом в расчет принимаются данные за предыдущий период и предполагается, что потребность в будущем будет развиваться по аналогичной зависимости.

6.2  

Линейное программирование   

Позволяет путем решения системы уравнений и неравенств, которые связывают ряд сменных показателей, определять их оптимальные величины во взаимном соединении.

7     

Номенклатурный метод   

В номенклатуре должностей отражен уровень квалификации и профиль специалиста, который должен занимать соответствующую должность по штатному расписанию. Таким образом, штатное расписание отображает количественную сторону персонала, а номенклатура – качественную, что позволяет определять потребность в специалистах по их отдельным группами на плановый период. Но штатно-номенклатурный метод трудоемкий, а его точность зависит от правильности штатных расписаний и номенклатуры должностей, наличия основных нормативов нагрузки на специалиста, которые могут быть и устаревшими. Преимуществом этого метода является его использоване для долгосрочного планирования.

8   

На основе насыщенности 

Базируется на коэффициентах, которые показывают нормативное соотношение с общей численностью персонала, стоимостью основного капитала, объемом производства и т.д., которые устанавливается экспертами. Метод имеет те же недостатки, что и предыдущий, поскольку базируется на штатном расписании.

Приведенные методы используются для планирования численности персонала рабочих профессий. Однако наиболее трудоемким является определение потребности в управленческом персонале, для которого тяжело рассчитать трудоемкость операции и нормировать его действия, так как деятельность руководителей имеет довольно стихийный и непредусмотренный характер. Для определения потребности в этой категории персонала используется метод Розенкранца по формуле:

,

где Ч – численность управленческого персонала определенной профессии, специальности, подразделения;

n – количество видов управленческих работ, которые нуждаются в загрузке данной категории специалистов;

mі – среднее количество определенных действий (расчетов, обработки заказов, переговоров и т.п.) в рамках i-того управленческого вида работ за установленный промежуток времени (за год);

tі – время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i-того управленческого вида работ;

Т – рабочее время специалиста соответственно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах;

Кнрч – коэффициент необходимого распределения времени;

Кфрч – коэффициент фактического распределения времени;

tр – время на выполнение разных работ, которые невозможно учесть в предыдущих плановых расчетах.

Как видим, формула Розенкранца представляет собой совокупность коэффициентов, которые на практике довольно тяжело рассчитать, а иногда и невозможно. Поэтому определение потребности в управленческом персонале проводится на основе норм управляемости – количества сотрудников, которые находятся в подчинении у одного руководителя.