Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.
Это любой процесс общения с кем - либо, при котором вы пытаетесь получить от своего собеседника одобрение, согласие или добиться от него конкретных действий
М.К. и М. Дональдсон
Это метод, который предполагает получение выгод там, где это только можно, а там, где интересы не совпадают, помогает искать решение, основанное на объективных нормах, не зависящих от мнения сторон
Р. Фишер, У. Юри
Переговоры занимают серединное местоположение между борьбой и сотрудничеством. Более того, переговоры – это самостоятельное, особое по сути социальное умение, которое не идет ни в какое сравнение ни с сотрудничеством, ни с борьбой.
У. Мастенбрук
Переговоры – взаимодействие социальных объектов или их представителей в форме прямого или опосредованного диалога для согласования интересов или регулирования конфликта. Переговоры в деловой сфере направлены на заключение договоров, сделок, контрактов.
А. Чумиков, профессор МГУ
В любых переговорах можно выделить три главных составляющих:
Желание переговорщиков что-то получить для себя (через укрепление взаимоотношений), удовлетворить свои интересы;
Стратегия и тактика ведения переговоров, набор умений, которыми обладают переговорщики;
Элементарные навыки общения, способность вызывать симпатию и доверие.
Ведение переговоров относится сразу к нескольким сферам прикладных исследований менеджмента:
• управленческим технологиям;
• практике коммуникаций;
• конфликтологии социальных отношений.
В условиях рыночных отношений переговоры между людьми становятся особой сферой их повседневной деятельности. Цель переговоров – достичь разумного соглашения, отвечающего интересам переговаривающихся сторон. Переговоры предлагают принципиально иной подход: они позволяют сторонам обмениваться уступками и приходить к приемлемому компромиссу.
Переговоры включают два аспекта:
Тематический – о чём идёт речь;
Процессуальный – как они проходят.
Наряду с содержательной стороной переговоров важно правильно организовать её внешнюю, протокольную сторону.
Управление переговорами содержит целый ряд инструментов и особенностей. В основе любых переговоров лежит конфликт. Переговоры - это процесс преодоления локальных конфликтов с помощью соглашений. Таким образом, сам процесс переговоров является путем преодоления конфликтов. По мнению ряда специалистов в области процедурной конфликтологии, ключевым понятием переговоров служит «набор обещаний» (от контрактов, соглашений, договоров до формул типа «честное слово» и рукопожатий).
Управление переговорами – возможность учитывать сильные и слабые стороны своей фирмы и оппонента, прогнозировать результат, учитывать интересы и позиции. Основные принципы:
1) стороны должны иметь добрую волю в достижении согласия;
2) каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах.
3) стороны должны иметь подготовку и навыки ведения переговоров.
4) стороны должны иметь ресурс для выполнения договорённостей и совместных решений.
Позволяет нейтрализовать следующие типичные ошибки переговорщиков:
* путают переговоры с выигрыванием очков;
* абсолютно не обращают внимание на психологическую, моральную атмосферу («давайте займемся делом»);
* игнорируют тот факт, что отношения с окружающими их людьми ничто иное, как переговорные отношения;
* абсолютно уверены в том, что переговоры провалены из-за того, что зашли в тупик;
* путают настойчивость в переговорах с упрямством;
* абсолютно не представляют себе свой переговорный стиль и его воздействие на окружающих;
* не способны распознать как свои уловки (ходы), так и уловки партнера;
* рассматривают перерывы в переговорах как проявление слабости;
* имеют слабое представление о том, как они смотрятся со стороны со всеми их жестами и мимикой (невербальным поведением);
* рассматривают совместный поиск решения проблемы как попытку сдаться и уступить.
- В№1. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации.
- 1.Вертикальные и горизонтальные.
- 2.Линенйные и функциональные.
- 3.Формальные и неформальные.
- Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.
- Этапы переговорного процесса.
- Обсуждение и аргументация в переговорном процессе.
- Содержание и значение деловой культуры. Понятие и значение деловой культуры. Деловая этика как основа деловой культуры.
- 15. Определение и характер лидерства. Теория лидерства.