Этапы переговорного процесса.
Определение цели
Подготовка к переговорам Стартовые позиции Обсуждение Аргументация и контраргументация Достижение соглашения
Переговоры имеют свою типологию в зависимости от преследуемых целей:
Для достижения нового соглашения
Пепераспределительного соглашения
Для продления достигнутых ранее договорённостей
С целью нормализации отноешний
При любых переговорах необходимо помнить о своих целях, конкретные цели диалога на различных этапах переговорного процесса могут меняться. В зависимости от цели важно сформулировать критерии эффективности переговоров.
Выделяют следующие основные переговорные функции:
* информативная — с целью получения новых данных, это «деловая разведка» или «промышленный шпионаж». Такие переговоры носят предварительный характер, они необходимы для выработки позиций к последующим предложениям и переговорам;
* коммуникационная — с целью установления новых контактов, налаживания отношений, для знакомства с потенциальным партнером, обмена мнениями;
* информационно-коммуникационная — как синтез двух предыдущих, которые фактически неотделимы;
* контрольная, регулирующая, координирующая, планирующая, мотивирующая — это блок функций управления сотрудничеством, когда инструментом управления выступают переговоры. Участники переговоров становятся общим субъектом управления. Переговоры выполняют роль «самонастройки», «мотора» деловых отношений партнеров, которые уже достигли ранее принципиальных решений, а сейчас уточняются прежние договоренности. Можно сказать, что в данном случае речь идет о менеджменте сотрудничества;
* рекламная — чтобы заинтересовать третьих лиц, произвести «шум», здесь важна реакция на переговоры их участников, причем реакция партнера интересует в меньшей степени;
* отвлекающая — чтобы увести в сторону от сложившегося развития событий партнера, это «виляние хвостом» или отвлекающий маневр.
Выделяют прямые переговоры сторон, имеющих непосредственное отношение к проблеме, и консалтинг, когда стороны испытывают нехватку релевантной информации или психологический дискомфорт либо хотят привлечь авторитетного посредника для объективизации своих отношений.
Существенный недостаток прямых переговоров состоит в превращении их в обыкновенный торг, когда идет обмен уступками, а усиление позиции одной стороны приводит к ослаблению позиции другой.
Переговоры с участием посредника имеют специальное название — медиация. Профессиональная медиация позволяет наладить обсуждение проблемы исходя из глубинных, а не формальных продекларированных интересов сторон.
Существует пять типичных техник, технологий или стратегий переговорного процесса. Рассмотрим эти варианты поведения в переговорной ситуации.
Избегание или уклонение. В основе данной технологии находится такая реакция на конфликт, которая выражается в отрицании наличия самого конфликта по формуле «поживем — увидим». Основные положительные моменты применения тактики избегания можно объяснить следующими положениями:
* нет проблемы, а если и есть, то она мелочная;
* для нас это не является проблемой, это не наша проблема;
* нет полномочий для принятия каких-либо решений или нет ресурсов: денег, времени, персонала, технологий, сырья, энергии, материалов;
* велика вероятность поражения;
* конфликт неприятен и разрушителен.
Приспособление и адаптация. Этот вариант предполагает выигрыш одной стороны при проигрыше другой. Кто выбирает тактику приспособления, тот жертвует на переговорах своими интересами в обмен, может быть, на улучшение отношений к себе. Стиль приспособления может рассматриваться как временное перемирие. Это далеко не худший вариант, когда:
* правота на другой стороне;
* можно наверстать отставание в будущем;
* нет опасности для приоритетных интересов;
* сохранение хороших отношений с переговаривающейся стороной важнее, чем отстаивание своего пути решения данной проблемы.
Конкуренция или соревнование. В этом случае выигрыш одной стороны достигается поражением другой. Если конкуренция связана с финансированием или финансовым насилием, она нежелательна. Вместе с тем конкуренция:
* развивает креативное инновационное мышление;
* активизирует интеллектуальный и кадровый потенциал;
* не дает останавливаться на достигнутом, содействует организационному развитию.
Компромисс или уступки. Частичный выигрыш возможен при частичном проигрыше. При компромиссе стороны обмениваются областями неоптимальных решений. Переговоры далеко не всегда есть искусство достижения компромиссов. При компромиссе остается некоторая неудовлетворенность обеих сторон. Но компромисс эффективен, когда переговоры заходят в тупик, а ведь плохое решение лучше, чем отсутствие решения.
Сотрудничество или соучастие. Выигрыш одной стороны достигается при выигрыше других сторон. Технология сотрудничества опирается на взаимные интересы и успехи. Данный способ поведения в переговорном процессе прогрессивен, актуален и эффективен.
Приспособление и конкуренция представляют стратегию дисбаланса сторон. В первом случае делается акцент на интересы противной стороны, а во втором весь акцент переносится на свои интересы.
Избегание — это пассивное поведение, когда свои интересы не отстаиваются и чужие не удовлетворяются.
При компромиссе достигается баланс интересов, но не полный, а усредненный, обе стороны действуют как бы в лайковых перчатках.
Сотрудничество олицетворяет идеальный случай поведения сторон, гармоничный вариант отношений. Это самый рациональный стиль переговоров, качественно иная форма переговорных отношений, которая предусматривает не механическое сложение преимуществ и недостатков решения, а интеграцию интересов сторон, принимающих это решение.
Существуют и другие классификации стратегий (технологий) поведения в процессе переговоров. Например, силовая, компромиссная и интегральная стратегии. Технологии ведения переговоров зависят от участников переговорного процесса: общение с китайскими партнерами, например, требует знаний их культуры (для каждого китайца время обеда начинается в 12.00 и продолжается до 14.00, свои особенности имеют правила китайских церемоний — сложного этикета еще со времен Конфуция). Мульти-культурный менеджмент накладывает свой отпечаток на стратегии переговоров. Имеют значение такие структурообразующие факторы переговоров, как их уровень, ценностные ориентации участников, межличностные барьеры, характер переговоров — экономические, хозяйственные, юридические и т.д.
Переговорная стратегия и техника должна быть увязана с назначением самих переговоров, с теми целями (функциями), для достижения которых они предназначены.
Успех переговоров зависит не только от первоначального выбора их техники и стратегии, но и от динамики переговоров, умения менять их стратегию и функции.
Чаще всего все методы ведения переговоров сравниваются по трём основным критериям:
достижение разумного соглашения (если такое вообще возможно);
улучшение, или, по крайней мере, сохранение отношений между сторонами;
эффективность (переговоры не должны занимать много времени).
Соглашение считается разумным, если оно:
максимально отвечает интересам обеих сторон;
справедливо регулирует сталкивающиеся интересы;
является долговременным;
принимает во внимание интересы общества.
С точки зрения этих критериев выделяют два основных метода ведения переговоров: позиционный торг и принципиальные переговоры.
Позиционный торг: каждая сторона занимает свою позицию, чтобы достичь компромисса обе стороны вынуждены идти на уступки, при этом согласие может быть достигнуто, а может и нет.
Основные недостатки позиционного торга:
Позиционный торг приводит к неразумным соглашениям: когда участники спорят по поводу позиций, они сами ограничивают себя этими позициями. Чем больше внимание уделяется позициям, тем меньше внимания уделяется основополагающим позициям обеих сторон.
Позиционный торг не эффективен, т.к. занимает много времени независимо от того достигнуто ли соглашение.
Позиционный торг угрожает дальнейшим отношениям.
Чем больше людей вовлечено в переговоры, тем больше проявляются недостатки позиционного торга.
Последовательность принципиальных переговоров включает следующие шаги:
1) выработка позиций— это то, чего мы хотим и требуем;
2) наши интересы — что стоит за нашими требованиями, чего мы действительно желаем;
3) альтернативные возможности удовлетворения интересов -дополнительные факторы влияния на достижение наших интересов;
4) корректировка первоначальной продукции.
Принципиальных переговоров в чистом виде не бывает. Они включают элементы торга в связи с наиболее выгодными приобретениями в зависимости от переговорных ситуаций (например, прием на работу, покупка, реализация проекта).
Метод ведения переговоров по существу сводится к четырём основным пунктам: люди, интересы, варианты и критерии.
Люди (восприятие, эмоции, общение) – сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров.
Интересы – сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.
Критерии – настаивайте на том, чтобы отношения строились на объективных критериях.
Коммуникации относятся к важнейшим потребностям человека, бизнеса и организации. Без коммуникаций нет связующих процессов в менеджменте. В коммуникациях проявляется уникально индивидуальное и типично коллективное. Они многоаспектны и объективно обусловлены необходимостью обмена информацией.
Активные коммуникации предполагают обработку механизмов общения и преодоление коммуникационных барьеров, а также причин расхождения между направленной и полученной информацией. Эффективность коммуникаций остается той проблемой, которая, несмотря на свою актуальность, недостаточно исследована. Например, голос как фактор речевой коммуникации имеет малосознаваемую информацию о личности говорящего. Он также влияет на восприятие информации, особенно в начале сообщения от незнакомого, то есть к голосу нужно относиться как к важному средству установления контакта. Но иногда коммуникационные механизмы буксуют из-за того, что не хватает техники слушания.
Мастерство или техника активного слушания задает позитивный тон переговорному диалогу, опирается на ряд специальных приемов, которые почерпнуты из практики успешных переговоров. Остановимся на простейших из них.
1. Парафраза. Этот прием направлен на уточнение информации с помощью ее краткого повторения. Один участник переговоров обращается к другому:
- В этом месяце нельзя выполнить ваши условия из-за дефицита средств.
Тогда второй переговорщик уточняет:
- Если я вас правильно понял, нельзя выполнить наши условия, поскольку у вас нет денежных средств?
Ответы могут иметь разные варианты, которые уточнят ситуацию: денег, нет временно, через месяц они появятся или речь идет не о деньгах, а о других возможностях (технологических, кадровых, информационных и т.д.).
Наводящие вопросы уточняют сказанное; если их нет, непонимание углубляется, участники переговоров уходят от цели.
Кроме того, парафраза дополнительно к информационному эффекту дает психологический: мы не только уточняем содержание переговоров, но и демонстрируем внимание к партнеру, стремление его слышать и понимать. Поэтому интонация должна быть соответствующей.
2. Пояснение. Этот прием также уточняет информацию, но с помощью прямых вопросов, например:
- Вы согласны с предложением г-на А?
- Так, когда наступит время Ч?
- Какую роль в этом проекте играет фирма XYZ?
3. Прием Сократа. Древнегреческий философ Сократ добивался в своих спорах успеха с помощью вынуждения своих оппонентов давать утвердительные ответы. Сократический метод основан на простой формуле переговоров:
• чем больше ответов «нет» (особенно подряд) произносит партнер по беседе, тем труднее ему сказать «да»;
• чем больше ответов «да» (особенно подряд) произносит партнер по беседе (переговорам), тем труднее ему сказать «нет».
Сократический метод весьма эффективен и неполярен, он описан в книгах Д. Карнеги. Его применение требует навыков. Попробуйте проанализировать, как успешно вы его можете использовать.
3. Я - высказывание. Этот метод направлен на то, чтобы донести до собеседника ваши чувства и отношение без угрозы в его адрес и без оценки его поведения. Его чрезвычайная важность для переговоров подтверждается практикой.
Примеры активного слушания
Прием | Цепь | Примеры | |
Отражение чувств | Передавая словами чувства говорящего, продемонстрировать свое участие и понимание | Вы кажетесь очень взволнованным, когда рассказываете об этом... Я вижу, что вы искренне хотите помочь... | |
Признание ценности | Оценить значимость
| Я ценю ваше желание решить | |
| высказываний и | данную проблему... | |
| усилий партнера | Спасибо за серьезное отноше- | |
|
| ние к этому вопросу и готов- | |
|
| ность решать его... | |
Подведение итогов | Обратить внимание | Мне кажется, главное в нашем | |
| на достижения, | разговоре - это... | |
| собраться с мыслями и |
| |
| предложить позитивную |
| |
| логику дальнейшего |
| |
| разговора |
|
С помощью перечисленных приемов вы не получите мгновенного и непосредственного удовлетворения ваших открытых или подспудных интересов. Но вероятность того, что значительная часть пути к ним будет пройдена, весьма высока.
Правила убеждения:
- В№1. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации.
- 1.Вертикальные и горизонтальные.
- 2.Линенйные и функциональные.
- 3.Формальные и неформальные.
- Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.
- Этапы переговорного процесса.
- Обсуждение и аргументация в переговорном процессе.
- Содержание и значение деловой культуры. Понятие и значение деловой культуры. Деловая этика как основа деловой культуры.
- 15. Определение и характер лидерства. Теория лидерства.