6.7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом
Автоматизированные информационные технологии управления персоналом — это совокупность методов и программно-техниче- ских средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспе- чивающую сбор, обработку, хранение и транспортировку инфор- мации по кадрам с целью снижения трудоемкости процессов ис- пользования информационного ресурса, а также повышения их эффективности, надежности и оперативности.
Важнейшими стадиями автоматизированных информацион- ных технологий управления персоналом являются:
• сбор данных о персонале и первичная информация; • обработка данных о персонале и получение результатив-
ной информации; • передача результатов информации о персонале для приня-
тия управленческих решений.
Приведем классификацию автоматизированных информационных технологий управления персоналом по следующим признакам:
• по способу реализации в информационных системах: тради- ционные технологии (бумага); новая технология (основанная на применении персонального компьютера, средств связи);
•• по степени охвата технологий и задач управления: элект- ронная обработка данных; технологии поддержки приня- тия решений;
• по классам реализуемых технологических операций (по виду обрабатываемых данных). Например: вид информации; текст; данные (табличный редактор); графики; знания; объекты реального мира;
• по типу пользовательского интерфейса: пакетная автома- тизированная информационная технология (исключает воз- можность влияния на программу); диалоговая автоматизи- рованная информационная технология (неограниченные возможности действия с информационными ресурсами); сетевая автоматизированная информационная технология (представляет средства удаленного теледоступа).
Целью применения автоматизированной информационной тех- нологии управления персоналом является удовлетворение инфор- мационных потребностей всех без исключения сотрудников орга- низации, имеющих дело с принятием решений.
Возможность решения этих задач требует наличия определен- ных знаний, которые могут быть сгруппированы в три направ- ления:
• знание современных технических средств обработки инфор- мации;
• знание современных программных продуктов по управле- нию персоналом;
• знание возможностей современных коммуникационных систем.
В современных информационных технологиях организации вы- деляют автоматизированное рабочее место специалиста кадро- вой службы. Автоматизированное рабочее место (АРМ) работни- ка кадровой службы — совокупность организационно-программных технических ресурсов, обеспечивающих специалисту по персона- лу сбор персональных данных, их автоматизацию и автоматиза- цию управленческих функций в области управления персоналом. АРМ оснащено программными, техническими, методическими разработками.
На практике реализация в информационной системе органи- зации функций управления персоналом требует наличия следу- ющих составляющих программного обеспечения:
• Модуль кадрового учета — для поддержки непосредствен- ной работы менеджера кадровой службы.
• Модуль управления штатным расписанием — для планиро- вания численности работников и фонда заработной платы.
• Модуль расчета заработной платы—для распределения и рас- чета заработной платы.
• Системауправлениядокументами(СУД)—длядокументаль- ного обеспечения управления персоналом.
• Юридическая справочная система — для соблюдения всех правовых норм и выполнения инструкций.
• Экспертные системы — для проведения аналитических иссле- дований.
Для подбора персонала сотрудники кадровой службы могут обратиться в базы данных служб занятости или профсоюзных организаций через глобальную сеть. Кроме этого, организация может разместить объявления о вакансии на соответствующем сайте в Интернете.
Экспертные системы — разновидность прикладной программы, которая решает проблемы и делает выводы, объяс- няя их. Результат их работы заранее неизвестен, поскольку ход алгоритма рассуждений строится в зависимости от постоянно дей- ствующего при решении диалога с пользователем, а следовательно, определяется его ответами.