24. 1.2 Swot-анализ как инструмент стратегического менеджмента
Стратегический подход к управлению деловыми организациями начал использоваться во всем мире еще в 20-30 г.г. ХХ столетия. Но особенно интенсивно процесс перехода к управлению на основе развития начался в 60-е, когда обострилась конкуренция европейского и американского бизнеса с Японией и компании вынуждены были перестраивать свою деятельность с учетом новых реалий. Вот тогда-то и потребовался подход, который бы обеспечил возможность компаниям своевременно адаптироваться к внешним как благоприятным, так и неблагоприятным условиям, прогнозировать альтернативные варианты развития компании и управлять этим развитием, используя новые методологии предвидения и моделирования тенденций изменений макро и микро окружения. Так в лексикон менеджмента вошло понятие стратегического менеджмента (или стратегического управления). Еще одним важным аспектом стратегического управления стало внимание к тенденциям изменения внутренней среды компании и, прежде всего, к интересам и устремлениям ее персонала.
По мнению большинства специалистов, современный стратегический менеджмент - "это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей предприятия с интересами "всех заинтересованных в его деятельности сторон". Он предполагает не только определение генерального курса развития предприятия и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.... Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций".
Очевидно, что как и любая современная методология управления стратегический менеджмент должен опираться на соответствующую информационную систему, только с помощью которой можно проанализировать и оценить тенденции - настоящие, прошлые и будущие, т.к. только имея четкое представление о том, на какой стадии развития находится компания и ее окружение, можно решить, куда двигаться дальше. Иными словами, необходима технология проведение постоянной диагностики как внутренних ресурсов и возможностей компании, так и внешней среды.
В бизнес-инжиниринге, новейшей технологии управления организационным развитием, под стратегическим управлением понимается выработка стратегий деятельности компании с помощью формализованных процедур, которые расписаны по этапам и применяемым техникам анализа и моделирования. Эти процедуры направлены на построение моделей будущего состояния компании, а также программ перехода к этому состоянию ("стратегических планов"), где все мероприятия также расписаны по определенным трафаретам и с соответствующей степенью детализации.
Даже для упрощенных вариантов данного контура, необходима постановка следующего управленческого цикла:
мониторинг и анализ факторов внешней и внутренней среды,
выработка решения и моделирование будущего состояния компании,
разработка стратегического плана,
контроль реализации и выработка регулирующих воздействий при отклонении от намеченных показателей
Таким образом, упрощенно можно представить следующий алгоритм процесса стратегического управления:
SWOT-анализ проводят в четыре этапа.
Первый этап - сбор аналитической информации. Отметим, что информация, необходимая для проведения анализа, должна присутствовать на предприятии всегда. Ведь управленец должен иметь ежедневные сведения о тенденциях рынка, движениях товара, работе конкурентов, поставщиков и т.д. Это необходимо для эффективного управления бизнесом. Но недостаточно только располагать информацией, необходимо грамотно и эффективно ее использовать. Именно такое использование информации и проявляется при проведении анализа (посредством четкого определения дальнейшей стратегии).
Второй этап - анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон предприятия. SWOT-анализ необходимо проводить отдельно для каждого продукта, рынка, конкурента. На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности в борьбе с угрозами и использовании возможностей.
В идеале SWOT-анализ должен проводиться в комплексе следующих составляющих:
1) SWOT-анализ предприятия как единого целого по сравнению со всеми конкурентами;
2) SWOT-анализ предприятия как единого целого по сравнению с каждым важным конкурентом;
3) SWOT-анализ предприятия по сравнению с основным конкурентом в данном виде бизнеса;
4) SWOT-анализ продуктов предприятия по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов или товаров-заменителей.
Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностям и угрозам рынка.
Третий этап - сопоставление сильных и слабых сторон предприятия и факторов внешней среды. Этот этап предполагает построение матрицы на основе стандартной методики.
Большинство аналитиков предлагают сосредоточиться на качественном анализе, перечисляя в соответствующих квадрантах матрицы:
1) силы, позволяющие с наибольшей выгодой использовать возможности;
2) силы, позволяющие эффективно противостоять угрозам;
3) слабости, ограничивающие возможности фирмы во внешней среде;
4) слабости, увеличивающие опасность ситуации для предприятия.
Четвертый этап - определение основных действий, актуальных для того или иного сочетания сил, возможностей, угроз и слабостей. Выбранные мероприятия необходимо расставить по времени их осуществления, а также определить ответственного за его осуществление и срок реализации.
25 Уровни стратегии. Три уровня разработки стратегии. В организации стратегам приходится иметь дело с тремя уровнями разработки стратегии. Считается, что на различных иерархических уровнях организации существуют разные управленческие обязанности, определяющие вклад в определение стратегии фирмы . Стратегия корпораций создает единый, цельный, всеобщий и интегрированный план, определяющий, каким образом корпорация собирается реализовать свою миссию и достичь своих целей, Стратегия фирмы призвана максимизировать ее конкурентные преимущества и в то же время минимизировать ее конкурентные недостатки. Типичная фирма, как правило, имеет три взаимосвязанных уровня стратегии, а именно корпоративную, стратегию бизнеса и функциональную. Первый из упомянутых уровней связан с построением корпоративной стратегии. В сущности его смысл сводится к решению, в каких видах бизнеса организации следует принимать участие и каким образом следует структурировать и управлять общим набором видов ее деятельности. Один из пионеров стратегического менеджмента Kenneth Andrews заметил как-то, что «корпоративная стратегия представляет собой модель основных задач, целей или намерений, а также существенно важной политики и планов для достижения этих целей, сформулированных таким образом, чтобы определять, в рамках какого бизнеса действует или должна действовать компания» (1971). Известны также утверждения, что корпоративная стратегия отражает общее направление движения компании, выраженное в ее общем отношении к развитию и управлению различными направлениями ее бизнеса и товарным ассортиментом продукции. Стратегия корпоративного уровня несет ответственность за определение общей миссии и целей организации, утверждает предложения, поступающие с уровня бизнеса и с функционального уровня, а также с учетом стратегических приоритетов распределяет ресурсы. Второй уровень стратегии — это уровень бизнеса. Стратегия бизнеса связана с созданием и поддержанием конкурентного преимущества в каждом отдельном стратегическом элементе бизнеса. Его можно достичь, используя какую-либо функцию или их комбинацию. Стратегия бизнеса обычно разрабатывается на уровне стратегического элемента бизнеса или на уровне отдельного продукта, она подчеркивает важность конкурентной позиции продукта или услуги корпорации в конкретном сегменте отрасли или рынка, обслуживаемом данным элементом бизнеса. Таким образом, стратегия бизнеса направлена на подкрепление конкурентной позиции стратегических элементов бизнеса. Третий, низший в иерархии — функциональный уровень. Функциональная стратегия связана с такими функциональными сферами фирмы, как производственные процессы, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, исследования и разработки. Это подход, используемый каждой функциональной сферой для достижения корпоративных целей и целей бизнеса отдельного подразделения стратегически, путем максимизации производительности ресурсов . Важно, что функциональные стратегии согласованно формируются и управляются таким образом, что они взаимосвязаны и в то же время в совокупности позволяют должным образом реализовывать конкурентные стратегии (Thompson, 1995). Успешные функциональные и конкурентные стратегии способствуют увеличению ценности, что крайне важно с точки зрения акционеров и особенно потребителей компании; это способствует созданию индивидуальности компании, позволяющей отличать ее от конкурентов. Внутренние взаимосвязи и взаимодействие функций могут добавлять стоимость. Сеть внешних контактов, создающая синергию за счет тесной связи компании с ее поставщиками, дистрибьюторами и потребителями, также служит источником добавленной ценности, но это уже сфера корпоративной стратегии. Бизнес-компании одновременно используют все три типа стратегий. Функциональные стратегии поддерживают бизнес-стратегии, которые в свою очередь служат опорой корпоративной стратегии.
26. Классификация стратегии по уровням иерархии управления.
В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях. С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:
· Корпоративную стратегию (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом).
· Деловую стратегию (для каждого отдельного вида деятельности компании).
· Функциональную стратегию (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
· Операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов)
Пирамида разработки стратегии для диверсифицированной и узкопрофильной компании:
Диверсифицированная компания:
| |
|
Корпо-
ративная
стратегия
Двустороннее влияние
Деловая стратегия
Двустороннее влияние
Функциональные стратегии
Двустороннее влияние
Операционные стратегии (регионы, заводы)
Узкопрофильная компания:
Деловая
стратегия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
|
|
Двустороннее влияние
Функциональные стратегии
(НИОКР, производство, маркетинг,
финансы, персонал и т. д.)
Двустороннее влияние
Операционные стратегии (регионы и районы,
заводы, отделы внутри
функциональных направлений
На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. В таблице №1 содержатся виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки стратегии.
Уровень стратегии | Ответственные лица | Мероприятия, характерные для каждого уровня. |
Корпоративная стратегия | Управляющие высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров) | · Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности не соответствующей управленческим планам). · Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество. · Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности. |
Деловая стратегия | Генеральные директора, руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров) | · Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ. · Формирование механизма реагирования на внешние изменения. · Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений. · Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании. |
Функциональная стратегия | Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделений) | · Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения. · Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах. |
Операционная стратегия | Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб) | · Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения. |
- Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:
- Цели организации
- Можно выделить шесть типов целей:
- Отличие стратегических целей от оперативных. Примеры..Doc
- Примеры формулировок стратегических целей
- 11.Пять «п» стратегии. Генри Минцберг.
- Этапы жизненного цикла
- Выбор целевого рынка
- Основные требования покупателей к товару
- 3.2. Характеристика внешней среды организации
- 3.2.1. Факторы прямого воздействия [4]
- 3.2.2. Факторы косвенного воздействия
- Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера
- Описание модели 5 конкурентных сил Майкла Портера
- Практическое использование модели
- Вы знакомы с теоретической частью и интересуетесь только практическим применением?
- Первая сила: Угроза вторжения новых игроков
- Экономия на масштабе
- Вторая сила: Рыночная власть покупателей
- Условия роста влияния покупателей
- Третья сила: Рыночная власть поставщиков
- Условия роста влияния поставщиков
- Четвертая сила: Появление товаров-заменителей
- Пятая сила: Внутриотраслевая конкуренция
- 1. Кфу, основанные на научно-техническом превосходстве:
- Основные виды деятельности[править | править вики-текст]
- 24. 1.2 Swot-анализ как инструмент стратегического менеджмента
- На формирование стратегии компании оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени.
- Стратегии в матрице Ансоффа
- 29. Бизнес-стратегия: что это такое
- Предпосылки применения стратегии дифференциации:
- Преимущества стратегии дифференциации:
- Риски стратегии дифференциации:
- Компетенции стратегического мышления
- Как развивать стратегическое мышление
- Необходимость стратегического управления, его роль в современных условиях для организаций России.