1.6.3. Автоматизация и философия управления
Современная АСУ с адресным хранением не только абсолютно меняет технические средства, но и философию управленческой системы. Все привыкли к тому, что в склад из офиса предприятия обычно поступал листок с заказом, после чего товароведы и грузчики совершали на складе какие-то действия и, наконец, на рампе отгрузки показывался укомплектованный заказ. Их действия зависели от знания местоположения продукции. Если заказ подбирался неправильно, об этом можно было узнать только после получения претензии от покупателя. То есть она представляет собой практически «обратную связь» для данного заказа. Но такая «обратная связь» не позволяет своевременно исправить ошибку и найти человека, который за нее отвечает. Продолжительность и качество выполнения заданий обуславливалось опытом и квалификацией товароведа.
При применении современных адресных АСУ функции управления складом оказываются в руках нескольких менеджеров системы, которые находятся за экранами мониторов. Они формируют задания для операторов и контролируют процесс их осуществления.
В этом случае менеджеры имеют полное представление о технологическом процессе на складе точностью до каждой операции. Все зависит от их квалификации и знания технологий склада и хозяйственной деятельности предприятия. Они руководят системой. Обычно складу требуется не больше 5–7 менеджеров такого уровня.
К их квалификации предъявляются высокие требования, поэтому их труд высоко оплачивается. Но при такой работе операторам и грузчикам не нужно помнить расположение запасов на складе и принимать самостоятельных решений во время выполнения операций. При этом, они, последовательно выполняя команды на экране портативного компьютерного терминала, которым они оснащены, не могут ошибиться. Если персонал неправильно проводит текущую операцию задания, то система не выдаст следующую команду, пока предшествующая не будет правильно выполнена.
Это правильно в том случае, если менеджеры намерены добросовестно выполнять свои обязанности. Если же они хотят намеренно нанести вред производству, следует подключать другие схемы контроля. У такой системы имеются подобные схемы. Это обусловлено тем, что любое действие подтверждается считыванием определенного штрихового кода при помощи мобильного терминала. При этом в головном компьютере запоминается каждый акт работы каждого пользователя. Благодаря этому можно восстановить картину происшедшего даже длительное время спустя.
Эти данные используются и для нормирования рабочего времени и установления разрядов и коэффициентов трудового участия персонала. Это обусловлено тем, что система запоминает время выполнения каждой операции. Поэтому легко получить среднее время по каждой операции в целом и в частности по каждому работнику, статистически обработав эти показатели.
После того, как организация выберет систему, соответствующим ее потребностям и возможностям, ее следует поставить на складе и запустить. Такая система должна отличаться надежностью, поэтому к процессу следует отнестись ответственно и со всей серьезностью. Не стоит стараться перекладывать всю работу по внедрению на поставщика системы, так как работать на ней придется сотрудникам предприятия, а не поставщику. Он должен только обучить персонал правильному обращению с ней.
Рассмотрим алгоритм действий по внедрению, который должен обязательно выполняться на предприятии.
Обязательно нужно задействовать системного администратора, потому что именно он в дальнейшем будет определять надежную работу техники системы и локальной компьютерной сети склада. В команду должен входить логистик предприятия, в ведении которого находится технология склада. Во внедрении обязательно должен участвовать специалист, работающий с информацией о продукции.
Следующим шагом станет построение здания новой системы. Теперь, в первую очередь, следует исследовать технологии склада и разработать ТЗ на внедрение выбранной системы. Любая АСУ обладает некоторыми технологическими ограничениями. Поэтому понадобится адаптировать к ним технологию склада или доработать приобретенную АСУ. Первый вариант предпочтительнее, потому что при втором – сроки внедрения сильно затягиваются. К тому же потребуются дополнительные финансовые вложения.
На основании технического задания уже можно готовить спецификации на необходимый набор модулей программного обеспечения и на нужное оснащение для эксплуатации АСУ. После чего можно заказывать это оборудование.
На подготовленной базе можно начинать непосредственно процесс внедрения АСУ. При этом нужно придерживаться некоторых несложных правил.
Если позволяет финансовое положение, не нужно экономит на стоимости оборудования и системы. В этом случае существенно снизятся эксплуатационные расходы.
Внедрение системы адресного хранения – это подъем технических решений склада и предприятия на новый уровень. Поэтому этот процесс не следует проводить по частям.
Не нужно проводить доработку приобретаемого АСУ без достаточных на то оснований. Лучше подстроить технологию и документооборот предприятия под те функции, которые уже включены в АСУ.
Внедрять АСУ должны творческие специалисты, стремящиеся к развитию. Поэтому следует внимательно присмотреться к своим сотрудникам и направить на обучение самых перспективных из них. Если на вашем предприятии таких работников нет, лучше пригласить новых менеджеров со стороны. Ни для кого не секрет, что успех любого предприятия зависит от людей.
Таким образом, одной из основных составляющих складского оснащения является автоматизированная информационная система. В последнее время в этой сфере все чаще применяются беспроводные технологии. Неверно считать, что термин “беспроводные” предполагает исключительно возможность применения радиокоммуникаций для передачи информации.
Но современные складские решения, известные под этим термином, не исчерпываются только дистанционной передачей данных. Наиболее верно их характеризует термин «онлайн-технологии», так как они подразумевают решения в реальном времени.
Прежде всего, это организация управления складом, запасами, финансовыми и людскими ресурсами. Такая технология основывается на возможности одновременной обработки данных. Посредством такой системы можно увидеть место, где находится человек, какое задание он выполняет в данный момент, как изменяется товарный запас и как функционируют складские ресурсы. Такая система делает возможной алгоритмизацию задачи, после того как появляется подтверждение о выполнении предыдущего задания.
В настоящее время за границей почти все новые складские комплексы работают в режиме реального времени. Объем мирового рынка подобных складских систем 2005 г. достиг около 13 млрд. долларов (по данным компании BSE). В России внедрение таких складских технологий сдерживается соотношением заработной платы работников и стоимости технологического решения. Но постепенно сильные стороны беспроводных технологий берут верх над издержками.
Сильные стороны онлайновых технологий:
Результативность.Она обусловлена тем, что достоверность и объективность картины происходящего в любую секунду способствует принятию правильного решения.
Производительность.Она объясняется тем, что можно осуществлять несколько производственных процессов на складе. Например, подсчитывать материальные запасы на складе, одновременно отгружая и принимая продукцию.
Скорость.Изменение данных в программно-аппаратном комплексе осуществляется одновременно с изменениями продукции, поэтому не нужно дожидаться возвращения работника с отчетом о проделанной работе
Минимизация рисков, обусловленных человеческим фактором.Предприятие больше не зависит от ошибок конкретных работников, которые не знают местонахождение продукции.
Надежность беспроводной системы.Она обусловлена ее работой на центральном компьютере (если мобильный терминал выйдет из строя, информация о предыдущих работах все равно сохранится).
Легкость обучения и уменьшение риска смены сотрудников.Это объясняется сокращением времени обучения и снижению требований к знанию персоналом характеристик товара. Для эффективной работы достаточно научить новичка выполнять азбучные команды, выдаваемые программой.
- 1.1. Современный склад: виды и функции
- 1.1.1. Логистика в складском деле
- 1.1.2. Характеристика складского бизнеса
- 1.2. Складские операции: модель технологического процесса
- 1.2.1. Технологический процесс на складе
- 1.2.2. География и топография склада
- 1.3. Выгоды от работы склада
- 1.3.1. Экономические выгоды
- 1.3.2. Сервисные выгоды
- 1.4. Необходимое оборудование и техника
- 1.4.1. Подходы к обработке и хранению запасов
- 1.4.2. Погрузочно-разгрузочное оборудование
- 1.4.3. Ячейки
- 1.4.4. Элементарная схема склада
- 1.4.5. Выбор герметизатора
- 1.5. Трудовые ресурсы в складском хозяйстве
- 1.5.1. Определение процесса труда
- 1.5.2. Введение в управление складским персоналом
- 1.5.3. Регулирование деятельности складского персонала
- 1.6. Складская логистика и информационные технологии. Современные программы автоматизации склада
- 1.6.1. Автоматизации систем управления складским хозяйством
- 1.6.2. Компьютерные технологии в складском хозяйстве
- 1.6.3. Автоматизация и философия управления