31. Как выбрать систему автоматизации кадрового учёта (саку)
Одни системы для автоматизации служб персонала за минимальные деньги позволяют решить неотложные проблемы организации кадрового учета. Другие автоматизируют весь спектр работы с персоналом и могут даже привнести новые технологии в работу кадровой службы. Подобные программные продукты могут быть полностью самостоятельными или являться частью более мощной системы — бухгалтерской или предназначенной для автоматизации всех аспектов деятельности предприятия.
С помощью автоматизации службы управления персоналом (АСУП) кадровики хотят
* проводить аттестацию персонала,
* отслеживать уровень профподготовки,
* планировать обучение сотрудников,
* автоматизировать рутинную работу, связанную с поиском нового персонала,
+ в идеале пакет программного обеспечения должен позволять разрабатывать нестандартную систему мотивации персонала.
I. Начинать АСУП необходимо с кадрового учета. Причины:
- львиная доля рабочего времени специалистов-кадровиков приходится именно на него,
- при неправильном ведении кадрового учета неизбежны штрафные санкции контролирующих органов.
Модули кадрового учета, как правило, есть в составе любой бухгалтерской программы. Зачастую они обладают минимальной необходимой функциональностью, однако их объема хватает для выполнения базовых функций.
-
Самой распространенной на сегодня является конфигурация «Зарплата и управление персоналом» на основе «1С: Предприятие 8.0». Это и руководство предприятия, и кадровая служба, и рядовые сотрудники.
-
«Психодиагностика» является дополнительным модулем к программам «1С: Управление персоналом 8.0» и «1С: Управление производственным предприятием 8.0». Он дает возможность менеджеру по персоналу оценить фундаментальные характеристики человека, составить психологический профиль личности. Это поможет принять решение в пользу того или иного кандидата на должность — с учетом характера человека, его склонностей, мотиваций, т.е. тех моментов, которые невозможно выявить, основываясь на анкетах или собеседовании. Результаты тестов заносятся и хранятся в единой базе данных, обеспечивая взвешенность решений о приеме на работу, грамотное проведение аттестаций, целесообразность кадровых назначений и перемещений.
При выборе АСУП, и в том числе САКУ, важно:
- насколько удобной окажется подключаемая программа,
- готова ли организация-разработчик изменять ее в соответствии с ожиданиями заказчика и осуществлять техническую поддержку.
На рынке сегодня присутствуют самые разнообразные по цене решения.
-
Для некрупных организаций: лицензия на «Менеджер по персоналу Mini» стоит чуть более 5 тыс. руб., «АиТ: Управление персоналом» — 12 тыс. руб. (включая годовую техническую поддержку). Подобные версии обладают всей необходимой функциональностью для организации кадрового делопроизводства и рассчитаны на 1—5 рабочих мест. «Радость кадровика» от компании «Легпромсофт», рассчитанная на одно рабочее место, обойдется примерно в 6 тыс. руб. с годовым обслуживанием — до 15 тыс. руб.
-
Если число сотрудников организации достигает 200—300 чел. или предприятие объединяет несколько независимых или территориально разделенных подразделений, необходимо приобретать продукт с сетевой версией, позволяющий распределить обязанности по кадровому учету между разными сотрудниками: «Информ Контакт» (Alfa-HRM, входящий в состав комплекса по управлению предприятием Система Alfa), «Электронные офисные системы» («Кадры-Предприятие») и СКБ «Контур» («Контур- Персонал»).
Различия в функциональности программ, как правило, незначительны, но могут обратить на себя внимание заинтересованных предприятий. Например,
-
«ОАЗИС: Менеджер по персоналу» содержит функцию «Мастер кадровых операций», которая предлагает начинающему кадровику пошаговую инструкцию для выполнения таких операций, как увольнение, прием на работу, оформление отпуска и т.д. При этом каждая операция снабжена ссылкой на соответствующий законодательный акт и документы, которые необходимо оформить.
-
В компании «АиТ Софт» одно из преимуществ системы - возможность хранить любое количество информации о сотруднике.
-
Кроме стандартной «Кадровой карточки», куда записываются все необходимые данные для кадрового учета и создания разнообразных отчетов по кадровому составу предприятия, здесь предусмотрены и другие средства хранения.
-
Некоторые записи можно занести в «Блокнот» или создать дополнительные таблицы для архива нестандартной информации.
-
«Личное дело» позволяет сохранять имеющие отношение к данному сотруднику файлы из других программ.
-
При расчете среднесписочной численности персонала в «АиТ: Управление персоналом» учитываются все возможные случаи частичной занятости сотрудников, а также сведения об арендованном персонале.
-
«Радость кадровика» организации «Легпромсофт», напротив, поддерживает жесткую технологию работы с кадрами: все записи ведутся в соответствии со штатным расписанием, изменение в любом из документов приведет к необходимому изменению данных во всех связанных документах. В системе есть функция «Генератор произвольных отчетов» (позволяет кадровику пользоваться не только стандартными формами отчетов, заложенными в программу, но и самостоятельно, без помощи программистов или сотрудников техподдержки сформировать любой отчет в зависимости от стоящей перед ним задачи).
-
Система «Компас: Управление персоналом» поддерживает иерархическую информационную модель структуры предприятия из нескольких подразделений, каждое из которых состоит, в свою очередь, еще из нескольких, и позволяет быстро описывать новые подразделения, их ликвидацию и переподчинение. Автоматически можно изменить штатное расписание предприятия и перерассчитать оклады.
-
Для холдингов актуальна возможность анализа затрат на персонал. Система Alfa объединяет данные из разных модулей, где учитываются затраты. Например, в рамках производственного предприятия можно составить отчет, где зарплата одного сотрудника будет разбита по видам продукции, подразделениям, затратным статьям (виды начислений: оплата обучения, премии, бонусы и т.п.), и т.п.
-
Для предприятия с территориально распределенной структурой в целях сокращения бюрократической процедуры согласования управленческих вопросов необходимы системы, включающие
-
ведение электронного документооборота,
-
включение кадрового делопроизводства в общую систему предприятия,
-
организация электронного визирования приказов,
-
рассылка по электронной почте,
-
настройка действий по приказу,
-
автоматически изменяющих данные по сотруднику после прохождения визирования.
-
Система «Контур-Персонал» может хранить историю состояния штатного расписания и расстановки сотрудников на любую дату. Кроме того, при формировании и утверждении приказа автоматически изменяются все данные с учетом тех изменений, которые оговариваются в приказе.
-
В программе «ЭОС» преимущество - то, что она не является надстройкой над АСУП, а создана как полнофункциональная система с детально проработанными функциями кадрового делопроизводства, которые учитывают все нормативные требования.
Кроме этого кадровая программа «ЭОС» и одна из функций системы Alfa включают систему учета рабочего времени. Аналогичный модуль (табель) компании «АиТ Софт» можно стыковать с системами электронных проходных.
II. Кадровый учет — одно из основных направлений автоматизации службы по персоналу. Однако по данным исследования компании «БОСС. Кадровые системы» на первое место предприятия ставят подбор персонала, на второе — обучение и развитие сотрудников, и только на третье — проблемы формирования системы компенсаций, мотивации и кадрового делопроизводства. Именно поэтому сегодня все специализированные программные продукты расширяют свою функциональность за счет дополнительных модулей.
-
Система управления персоналом «БОСС-Кадровик» — один из самых известных на российском рынке продуктов для HR-менеджмента — наиболее всеобъемлющая. Помимо стандартных модулей кадрового делопроизводства и расчета зарплаты он включает модули подбора и планирования персонала, аттестации и обучения, материальной и нематериальной мотивации, а также позволяет вести учет кадрового резерва и мобильного персонала. Главным образом система «БОСС-Кадровик» предназначена для управления персоналом на крупных предприятиях, имеющих холдинговую структуру или филиальную сеть.
-
Примерно в одной ценовой нише с «БОСС-Кадровик» находятся программные продукты «Company Media — Управление персоналом» от «Интер Траст» и «Компас: Управление персоналом» от петербургской компании «Компас».
- Рынок трудовых ресурсов
- Рынок трудовых ресурсов в переходной экономике России
- Труд как экономическая категория
- 4.Трудовой потенциал человека
- 5.Понятие, элементы и задачи научной организации труда
- 28. Методика расчета равномерности загрузки персонала управления
- 29. Оптимизация загрузки управленческого персонала с применением эвм
- 30. С чего начинать руководителю
- 31. Как выбрать систему автоматизации кадрового учёта (саку)
- 32. Аис «Кадры»
- 33. Арм кадровика
- 34. Технология самоменеджмента
- 35. Как эффективно использовать своё время
- 36. Рекомендации по форме одежды
- 37. Делегирование полномочий
- 38. Экономическая эффективность труда
- 39. Социальная эффективность труда
- 40. Оценка по конечным результатам
- 41. Управление производительностью труда