Эвристика доступности (availability heuristic)
Под эвристикой я буду понимать направленную процедуру сокращения возможных альтернатив для упрощения принятия решения (данное определение основано на определении эвристики в словаре Ребера (2000)).
Как пишет Р. Солсо, Тверски, Канеман и Миллер изучали, почему люди приходят иногда к неверному выводу, когда основывают свои решения на прошлом опыте. Большинство людей, когда их спрашивали, каких слов в английском языке больше: начинающихся с буквы К или тех, где она третья, отвечали, что больше тех, где буква К стоит на первом месте. А это не соответствует действительности. Почему люди неверно оценили данное событие? Согласно Тверски и Канеману, при ответе на этот вопрос люди сначала пытались вспомнить слова, где К стоит на первом месте, а затем ¾ где на третьем. Для первого случая им удалось припомнить больше слов, чем для второго. Дело в том, что слова, начинающиеся с К, более доступны, т.е. их легче вспомнить, и поэтому кажется, что таких слов в языке больше. Ошибка основана на обобщении, сделанном на очень ограниченном наборе слов, доступных во время вспоминания при принятии решения.
Исследователи Словик, Фишхоф и Лихтенштейн (1977) использовали гипотезу о доступности для объяснения ошибок, сделанных людьми при оценке относительной вероятности 48 причин смерти. Более вероятными причинами смерти люди признавали причины, часто упоминаемые в публикациях. Например, несчастные случаи, рак, бутулизм, стихийные бедствия (см. Солсо, 1996). Поскольку мы лучше помним событие, если оно случилось недавно, имело на нас сильное эмоциональное воздействие, часто освещается в прессе, то оцениваем его как более вероятное, хотя часто для этого у нас нет реальных оснований.
Существует также близкий к эвристике доступности эффект, связанный с восприятием и оценкой вероятности ¾ Эффект наглядности (vividness) (см. Современная психология, 1999).
«Исследования показывают, что на наши оценки и суждения оказывает влияние яркость и живость информации (Nisbett, Ross, 1980)»(Современная психология, 1999, стр. 365). Дело в том, что при прочих равных условиях яркая наглядная информация легче вспоминается, поэтому события, связанные с ней, оцениваются как более вероятные.
- Как формировалась психологическая теория принятия решений
- Как надо принимать решения
- Модели принятия решений
- Как люди на самом деле принимают решения
- Распространенные ошибки, совершаемые людьми в процессе принятия решений
- Эвристика доступности (availability heuristic)
- Избирательное восприятие
- Эффект ореола, или гало-эффект (halo effect)
- Эффект обрамления (Framing effect)
- Эффект вклада (endowment effect)
- Эвристика репрезентативности (representativeness heuristic)
- О-р-о-р-р-о р-р-р-о-о-о
- Чрезмерная уверенность
- Тенденция принимать желаемое за действительное
- Правило взаимного обмена
- Эффект предшествующего знакомства
- Заблуждения
- Предвзятость. Тенденция к подтверждению
- Оценка задним числом
- Дилемма заключенного
- 5. Как улучшить принятие решений
- Принятие решений в деловой сфере
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений Поведенческие модели принятия решений
- Модель ограниченной рациональности г. Саймона
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- 3. Что необходимо учитывать при принятии решений Что влияет на принятие решений?
- Ошибочные суждения, которые влияют на принятие решений
- 4. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Метод номинальной группы
- Групповое принятие решений и риск
- Оптимизация принятия решений
- Вопрос 1. В чем заключается проблема?
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Часть 2. Стимулы, мотивы и чувства работников
- Глава 5. Социальная психология занятости и безработицы
- Введение
- Почему мы работаем?
- Что служащий может приобрести благодаря работе
- Что работники реально приобретают благодаря работе?
- Методы исследования удовлетворения работой
- Методы повышения степени удовлетворения работой
- Удовлетворение работой и производительность труда
- Психологическое воздействие безработицы
- Безработица и психологическое здоровье индивида: факты
- Межгрупповые исследования
- Лонгитюдные исследования
- Качественные исследования
- Агрегированные исследования
- Почему безработица нарушает психологическое равновесие?
- «Витамины» окружающей среды и скрытые функции
- Персональное содействие
- Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion)
- Психологическое здоровье людей, находящихся на иждивении у безработных
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Дополнительное чтение
- Глава 6. Мотивы работника и их стимулирование
- Стимулирование производительности труда по ф. Тейлору
- Психотехнический подход к стимулированию
- Оценка и аттестация сотрудников
- Функции аттестации
- Обоснованное изменение в оплате труда
- Объединение формальной и неформальной структур организации
- Мотивирующие функции
- Гипотезы исследования
- Разработка методики
- Этапы использования метода субъективного оценивания
- Оценки менеджерами и сотрудниками степени важности профессиональных качеств должности «сотрудник по работе с клиентами»
- Обсуждение результатов
- Стимулирование без мотивации
- Модификации поведения
- Пример схемы оплаты, подкрепляющей разные качества и формы поведения
- Развитие поведения работников с помощью обучения
- Управление мотивацией, основанное на психологических концепциях
- Потребности и самоактуализация по а. Маслоу