logo search
краткий конспект лекций по СМ

3.2. Этап стратегического анализа.

В общем виде анализ окружающей среды фирмы – это процесс отслеживания организационного окружения. Организационное окружение представляет собой набор факторов внешней и внутренней ситуации, которые могут способствовать или препятствовать продвижению организации вперед для достижения ее целей.

Несмотря на различие процедур, цель стратегического анализа – выявить, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы управление могло своевременно реагировать на внешние и внутренние импульсы для увеличения своего успеха.

Организационное окружение (окружающая среда организации) – это все, что присутствует вне и внутри фирмы и может оказывать влияние на нее. Среда никогда не бывает стабильной, она всегда выступает как спектр некоторых ограничений. Например, желание расширить деятельность фирмы упирается в финансовое ограничение и ресурсные возможности. Потребительский спрос как часть внешней среды влияет на возможность фирмы по достижению поставленных плановых цифр прибыли и продаж. Среду организации можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на среду прямого воздействия (непосредственного окружения) и косвенного воздействия (макроокружения). Структура окружающей среды представлена на рис…

Среда косвенного воздействия (макросфера)

внутренняя

среда

производство

снабжение

сбыт

финансы

кадры

маркетинг

инновации

Среда прямого воздействия

покупателя

поставщики

контактные аудитории

социальная

технологическая

конкуренты

правовая

экономическая

Рис. Структура внешней и внутренней среды.

Фирма как производственно-экономическая система функционирует во внешней среде субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и прямо или косвенно влияющих на фирму. Среда прямого воздействия включает поставщиков, покупателей, конкурентов, контактные аудитории (финансовые круги, государственные учреждения, средства массовой информации, общественные организации и т.д.). Среда косвенного воздействия представляет собой не поддающиеся контролю фирмы факторы и включает экономическую, социальную, технологическую, правовую, технологическую, государственную и другие составляющие.

Внутренняя среда – это сама производственная система, ее элементы и функции. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать и выживать в определенном периоде. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации, если отсутствует эффективный механизм ее функционирования.