logo
краткий конспект лекций по СМ

3. Модель gap – анализа (анализ разрывов)

Основная цель – определить, существует ли разрыв (расхождение) между целями фирмы и ее возможностями, если да, установить, как заполнить его.

Рекомендуемая схема анализа разрыва (рис. )

  1. Определяется стратегическая цель предприятия (точка Д – 25 % доли рынка)

  2. Выявляются реальные возможности фирмы с точки зрения существующего потенциала и действующей стратегии (точка В на рис. – 10 % доли рынка)

  3. Устанавливается разрыв между стратегической целью (точка Д) и возможностями (точка В)

  4. Оцениваются возможности различных стратегий по преодолению этого разрыва: например заполнить операционный разрыв – разрыв (ВС) в 5% возможен за счет реализации стратегии низких издержек, а использование стратегии вертикальной интеграции позволяет сократить стратегический разрыв (СД) на 10 %.

Успешная реализация данных стратегий будет способствовать увеличению доли рынка на 15 % и достижению стратегической цели через 5 лет – доли рынка в 25 %.

  1. Матрицы портфельного анализа

Важнейшей задачей крупных предприятий является создание сбалансированного портфеля бизнесов. Это осуществляется путем использования матричного анализа хозяйственного портфеля, который позволяет на основе определенных критериев оценить стратегические позиции видов бизнеса, подразделений фирмы или отдельных видов продукции. На основе проведенного анализа принимаются решения об инвестировании и поддержке перспективных видов деятельности, добавлении новых, привлекательных, а также отсечение тех, которые не способствуют росту компании.

Портфельный анализ строится на предпосылке, что распределение ресурсов должно осуществляться в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности (с точки зрения максимального потенциального дохода предприятия в целом).

В основном оценка портфеля бизнесов используется на крупных диверсифицированных предприятиях. Для подобных структур главной проблемой является достижение сбалансированности результатов работы всех бизнес-единиц и видов деятельности. К преимуществам портфельного анализа относится наглядность, акцент на качественные выгоды, возможность представить как соотносятся отдельные части бизнеса в едином портфолио, простота обработки информации, возможность управлять портфелям видов бизнеса.