logo
краткий конспект лекций по СМ

3.2.1. Определение стратегического видения и миссии.

Видение – идеальная картина будущего состояния организации, наиболее общий ориентир развития. Далеко не всегда становится реальностью (только при самом благоприятном стечении обстоятельств). Служит базой для разработки миссии и стратегических целей (рис…).

видение

миссия

стратегические цели

стратегии

Рис….Взаимосвязь основных элементов разработки стратегии

Например, видение компании Дисней звучит следующим образом: «Делать людей счастливыми». Видение фирмы «Эпл», производителя персональных компьютеров: «обеспечивать вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество».Носителем видения является, как правило, генеральный менеджер организации: это его личное представление о будущем организации и ее положении в окружающей среде. Известны случаи, когда смена лидера приводила к полному перепрофилированию деятельности компании и выходу из первоначального бизнеса. Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. Она характеризует предназначение фирмы, смысл существования. Устанавливая миссию, менеджер определяет сферу деятельности компании, отрасль, виды продукции и услуг, группу потребителей и др.

Формирование миссии является одним из наиболее значимых решений при разработке стратегии организации. Формирование миссии требует хорошего знания отрасли, которой действует компания или в которую она собирается войти, понимания происходящих макроэкономических процессов, знания и учета особенностей внутренней среды организации. Миссия может быть формирована в виде одного предложения (или даже отдельного слогана), но нередко миссия представляет собой многостраничный программный документ.

Соответственно в современной методологии стратегического управления существует несколько подходов к созданию миссии:

Таким образом, миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и определяющий бизнес или основную деятельность предприятия.

В качестве примера приведем формулировки миссий некоторых российских и иностранных компаний.

Табл.

Примеры формулировок миссии

Российские компании

Зарубежные компании

Концерн (АВПК) «Сухой»:

Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, позволяющие удовлетворять современные потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа»

Коммерческий банк «Европейский»:

Банк содействует развитию крупных и средних компаний, солидных частных клиентов, предоставляет им самые качественные в России банковские услуги по доступным ценам, обеспечивает акционерам и сотрудникам банка оптимальные прибыли»

Рекламное агентство «Прайм»:

«Мы создаем и реализуем идеи в области разработки и продвижения товаров и услуг для удовлетворения клиентов»

Компания Ford:

«Предоставление людям надежного и дешевого транспорта»

DeltaAirlines:

«Мы хотим стать избранной всемирной авиалинией»

AppleComputer:

«Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей»

IBM:

«Мы стремимся лидировать в создании, разработке и производстве наиболее передовых информационных технологий

Xerox:

«Распространение знаний с помощью документов»