logo search
краткий конспект лекций по СМ

3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.

Основное назначение анализа внешней среды – выяснить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем с тем, чтобы правильно определить стратегические направления его развития.

Для окружающей внешней среды характерно огромное количество переменных, создающих неопределенность и нестабильность в стратегическом плане.

Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут способствовать увеличению объемов продаж и прибыли. Такими возможностями, например, являются: ослабление позиций конкурентов, рост доходов населения, расширение рынков сбыта, благоприятная государственная политика и др.

Угрозы – это отрицательные тенденции и события, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия значительно ослабить его конкурентные позиции. К числу угроз можно отнести: ужесточение таможенного регулирования, появление товара-заменителя, усиление конкурентной борьбы, снижение покупательской способности и т.д.

По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:

Для анализа динамизма и сложности внешней деловой окружающей среда можно использовать различные инструменты и методы исследования.

Табл.

Этапы и задачи стратегического анализа внешней среды

Этапы анализа

Основные задачи

1. РЕСТ – анализ макросреды

Выявление и оценка влияния наиболее существенных факторов макросреды (политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических) на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.

2. Проведение отраслевого анализа (оценка основных экономических показателей отрасли)

Определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков, изучение структуры и динамики отрасли для разработки стратегии поведения компании на рынке (размер рынка, стадия жизненного цикла, масштаб конкуренции, темпы роста, степень продуктовой дифференциации и т.д.).

3. Анализ конкурентной среды (по модели пяти сил конкуренции)

Оценка напряженности конкурентной борьбы между продавцами, угрозы появления новых конкурентов, степени влияния поставщиков, степени влияния товаров заменителей.

4. Выявление движущих сил отрасли (тенденции изменения внешней среды)

Прогнозирование изменения ситуации в отрасли на основе изучения динамики развития движущих сил рынка (например: изменения в составе потребителей, обновление инновации, глобализация отраслей и т.д.

5. Оценка конкурентных позиций фирм в отрасли (по модели стратегических групп)

Позиционирование фирм на сегментах рынка, оценка позиций и причин.

6. Анализ стратегий конкурентов и типов конкурентного поведения.

Изучение действий конкурентов, их сильных и слабых сторон с целью предвидения будущего поведения.

7. Оценка перспектив развития отрасли, ее привлекательности.

Определение и анализ факторов, делающих отрасль привлекательной или непривлекательной.

8. SWOT-анализ

Комплексная итоговая оценка внутренних сильных и слабых сторон фирмы, внешних угроз и возможностей.

SWOT-анализ является одним из наиболее распространенных и доступных методов итоговой оценки среды фирмы.

Название метода SWOT- это аббревиатура английских слов:Strengts(сила),Weaknesses(слабость),Opportunities(возможности),Threats(угрозы). Сильные и слабые стороны характеризуют внутреннюю обстановку в компании, а возможности и угрозы – внешнюю среду.

Существуют различные формы представления результатов SWOT-анализа. Наиболее часто для установления связей между различными средами используется классический вариант матрицыSWOT(рис…)

Возможности

Угрозы

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Сильные стороны

поле: сила и возможности

поле: сила и угрозы

1.

2.

3.

Действие по использованию ильных сторон для получения отдачи от возможностей

Стратегические решения по использованию силы компании для устранения угроз

Слабые стороны

поле: слабость и возможности

поле: слабость и угрозы

1.

2.

3.

Стратегические действия по использованию возможностей для преодоления имеющихся слабостей

Выработка стратегических подходов, позволяющих как избавиться от слабости, так и предотвратить нависшую над компанией угрозу.

Рис. Матрица SWOT-анализа.

Разрабатывая стратегии с использованием результатов SWOT- матрицы, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.