3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.
Основное назначение анализа внешней среды – выяснить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем с тем, чтобы правильно определить стратегические направления его развития.
Для окружающей внешней среды характерно огромное количество переменных, создающих неопределенность и нестабильность в стратегическом плане.
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут способствовать увеличению объемов продаж и прибыли. Такими возможностями, например, являются: ослабление позиций конкурентов, рост доходов населения, расширение рынков сбыта, благоприятная государственная политика и др.
Угрозы – это отрицательные тенденции и события, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия значительно ослабить его конкурентные позиции. К числу угроз можно отнести: ужесточение таможенного регулирования, появление товара-заменителя, усиление конкурентной борьбы, снижение покупательской способности и т.д.
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:
факторы косвенного воздействия (макросреда)
факторы прямого воздействия (среда непосредственного окружения) (рис.)
Для анализа динамизма и сложности внешней деловой окружающей среда можно использовать различные инструменты и методы исследования.
Табл.
Этапы и задачи стратегического анализа внешней среды
Этапы анализа | Основные задачи |
1. РЕСТ – анализ макросреды | Выявление и оценка влияния наиболее существенных факторов макросреды (политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических) на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. |
2. Проведение отраслевого анализа (оценка основных экономических показателей отрасли) | Определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков, изучение структуры и динамики отрасли для разработки стратегии поведения компании на рынке (размер рынка, стадия жизненного цикла, масштаб конкуренции, темпы роста, степень продуктовой дифференциации и т.д.). |
3. Анализ конкурентной среды (по модели пяти сил конкуренции) | Оценка напряженности конкурентной борьбы между продавцами, угрозы появления новых конкурентов, степени влияния поставщиков, степени влияния товаров заменителей. |
4. Выявление движущих сил отрасли (тенденции изменения внешней среды) | Прогнозирование изменения ситуации в отрасли на основе изучения динамики развития движущих сил рынка (например: изменения в составе потребителей, обновление инновации, глобализация отраслей и т.д. |
5. Оценка конкурентных позиций фирм в отрасли (по модели стратегических групп) | Позиционирование фирм на сегментах рынка, оценка позиций и причин. |
6. Анализ стратегий конкурентов и типов конкурентного поведения. | Изучение действий конкурентов, их сильных и слабых сторон с целью предвидения будущего поведения. |
7. Оценка перспектив развития отрасли, ее привлекательности. | Определение и анализ факторов, делающих отрасль привлекательной или непривлекательной.
|
8. SWOT-анализ | Комплексная итоговая оценка внутренних сильных и слабых сторон фирмы, внешних угроз и возможностей. |
SWOT-анализ является одним из наиболее распространенных и доступных методов итоговой оценки среды фирмы.
Название метода SWOT- это аббревиатура английских слов:Strengts(сила),Weaknesses(слабость),Opportunities(возможности),Threats(угрозы). Сильные и слабые стороны характеризуют внутреннюю обстановку в компании, а возможности и угрозы – внешнюю среду.
Существуют различные формы представления результатов SWOT-анализа. Наиболее часто для установления связей между различными средами используется классический вариант матрицыSWOT(рис…)
| Возможности | Угрозы |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | |
Сильные стороны | поле: сила и возможности | поле: сила и угрозы |
1. 2. 3. | Действие по использованию ильных сторон для получения отдачи от возможностей | Стратегические решения по использованию силы компании для устранения угроз
|
Слабые стороны | поле: слабость и возможности | поле: слабость и угрозы |
1. 2. 3. | Стратегические действия по использованию возможностей для преодоления имеющихся слабостей | Выработка стратегических подходов, позволяющих как избавиться от слабости, так и предотвратить нависшую над компанией угрозу. |
Рис. Матрица SWOT-анализа.
Разрабатывая стратегии с использованием результатов SWOT- матрицы, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
- Фгоу впо «балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
- Конспект лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов очной, заочной и очно-заочной формы обучения специальности «Менеджмент»
- 1. Сущность см: основные понятия и категории
- 2. Многоуровневое стратегическое управление.
- 2.1. « Пирамида стратегий»
- 2.2. Классификация корпоративных (типовых) стратегий.
- 2.3. Конкурентные (деловые) стратегии.
- 2.4. Функциональные стратегии
- 3. Процесс стратегического управления.
- 3.1. Этапы разработки стратегии.
- 3.2. Этап стратегического анализа.
- 3.2.1. Определение стратегического видения и миссии.
- 3.2.2. Формирование системы целей.
- 3.2.3. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.
- 3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.
- Выбор стратегических альтернатив
- 3. Модель gap – анализа (анализ разрывов)
- 5.1 Матрица «Продукт – рынок» (Матрица Ансоффа)
- 5.2. Матрица Бостонской консультативной группы (bcg)
- 5.3. Матрица «Мак Кинси» (Mc Kincey)