28) Стратегия и повышение качества принимаемых управленческих решений
В любой системе управления ее эффективность зависит от качества принимаемых руководителем решений: их адекватности сложившейся ситуации. При этом речь идет не только о руководителе предприятия, но и о руководителях, принимающих решения на самых разных уровнях иерархии. Можно отметить два момента: 1. Для максимальной адекватности принимаемого решения руководитель должен иметь исчерпывающий объем информации. 2. Для минимальных сроков принятия решения руководитель должен иметь только ту информацию, которая необходима для приема решения и в том объеме, который необходим для принятия решения.
Это два противоречивых условия, которые должна разрешить система поддержки принимаемых решений (в первую очередь, методологическая система). Она должна говорить о том, в какой ситуации, какую информацию, в каком виде и объеме предоставлять руководителю. Что бы она включала только требуемую информацию, и чтобы ее объем позволил обеспечить и адекватность, и быстрые сроки принятия решения. Если говорить о руководителе предприятия, то для него главная информация, это информация о том, как достигается поставленная перед предприятием цель, заданный экономический эффект. И не только текущий достигнутый эффект, но и прогнозируемый в ближней и дальней перспективах. А если обнаружены отклонения, система должна сама выставить сигнал опасности, и дать информацию о возникшей проблеме. Руководитель не должен копаться по различным отчетным таблицам и графикам, нужную информацию он должен получать «одним кликом». Особую роль занимают вопросы, связанные с задержкой и искажениями управленческой информации при прохождении ее через все иерархические уровни организационной структуры предприятия.
И необходимо особо отметить роль "человеческого фактора", который может даже привести к неприятию важных и актуальных управленческих решений.
В данном направлении наша компания разработала соответствующую методологию, основные положения которой опубликованы в журналах по менеджменту:
29) Основные теории лидерства
Подходы к изучению лидерства:
Подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено.
Поведенческий подход (1940-50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
Современные подходы (1990-е гг.) постулируют эффективность адаптивного руководства — руководства, ориентированного на реальность. Оно означает применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией. Это позволяет трактовать лидерство не только как науку, но и как искусство управления.
Подход с позиции личных качеств
Подход с позиции личных качеств объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности и знания. Особенно очевидно эти качества проявляются у известных выдающихся лидеров (теория великих людей).
Однако личные качества не гарантируют успех, а их относительная важность в значительной мере зависит от других факторов. Вместе с тем в рамках данного подхода был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов найма, отбора и продвижения персонала по личным качествам. Концепции личных характеристик находят отражение в различных программах оценки деловых качеств и развития работников.
Поведенческий подход к изучению теории лидерства
Поведенческий подход акцентирует внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления.
Стиль лидерства отражает:
степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным
используемый тип власти
методы работы с внешней средой
способы влияния на персонал
привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.
К числу основных поведенческих моделей лидерства относятся теория «X» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса и др.
Основные теории лидерства различают два возможных поведения лидера:
поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала);
поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных, недооценке необходимости развития персонала).
В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения. Задача организации представлялась не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.
Поведенческий подход заложил основы для классификации стилей руководства, направил усилия менеджеров на поиск оптимального стиля, однако уже в начале 1960-х гг. стал рассматриваться как ограниченный, так как не учитывал целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной ситуации.
Ситуационный подход в теории лидерства
Решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
Основными ситуационными теориями лидерства являются модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др.
В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.
См.также: Модель Фидлера
Большое значение имеет теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара. В ее основе лежит положение о том, что эффективный стиль лидерства зависит от «зрелости» исполнителей. Зрелость определяется квалификацией, способностями и опытом работников, готовностью нести ответственность, желанием достичь поставленной цели, т.е. является характеристикой конкретной ситуации.
Анализируя различные сочетания ориентации на рабочие задачи и человеческие взаимоотношения, П. Герси и К. Бланшар выделили следующие стили руководства: приказной, тренировочный, участия в управлении (поддерживающий) и делегирования, соответствующие уровням развития работников.
Теория устанавливает четыре стиля лидерства, соответствующих уровню зрелости персонала:
высокая ориентация на задачу и низкая на людей (давать указания);
одинаково высокая ориентация на задачу и людей (продавать);
низкая ориентация на задачу и высокая на людей (участвовать);
одинаково низкая ориентация на задачу и людей (делегировать).
Данная теория утверждает, что эффективный стиль руководства должен быть всегда разным в зависимости от зрелости исполнителей и характера управленческой ситуации.
Модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Она выделяет пять стилей лидерства, представляющих континуум, от автократического стиля принятия решений (AI и АИ), консультативного (CI и СИ) и до группового (стиля полного участия) (GII):
А1 — менеджер сам решает задачу и принимает решение, используя имеющуюся у него информацию;
А2 — менеджер сам решает задачу, но сбор и первичный анализ информации осуществляется подчиненными;
С1 — менеджер принимает решение путем индивидуальных консультаций с отдельными подчиненными;
С2 — аналогично стилю С1, но консультации проводятся в групповой форме;
G2 — решение принимает группа, в которой менеджер играет роль «председателя».
30) Управление неформальными группами
Управление группой имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношения людей к труду и к начальству.
В число проблем, связанных с неформальными организациями, входит снижение эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивления переменам. К потенциальным выгодам относятся большая преданность организации, высокий дух коллективизма. Более высокая производительность труда наблюдаются в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Хорошо зная групповую динамику, руководство сможет эффективно управлять формальными группами, производить эффективные собрания, разумно использовать в деятельности своего предприятия такие структуры, как комитеты.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю организации.
Основные правила управления неформальными группами:
- 1 Сущность,функции, цель и задачи финансового менеджмента
- Тема 4. Основные этапы стратегического управления
- 13 1. Понятие «внешняя среда организации»
- 2. Характеристика бюрократических организационных
- 1.1 Понятие, виды и методы управленческой мотивации
- 1.2 Анализ современных теорий мотивации
- 1. Коммуникации между организацией и ее средой
- 2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями
- 2. Технология делового общения
- 2.1. Общая характеристика переговоров, их основные стадии
- 2.2. Основные этапы переговоров, способы подачи позиции
- Первый этап принятия решений — подготовка.
- Второй этап принятия решений — это собственно момент принятия решения.
- И третий этап принятия решений — исполнение
- 28) Стратегия и повышение качества принимаемых управленческих решений
- 1. Признать существование неформальной организации.
- 33 Аттестация персонала
- 34) Деловая карьера и ее организация Понятие и цели деловой карьеры
- 2. Виды полномочий
- 3. Централизация и децентрализация полномочий
- [Править] Другие определения
- [Править] Виды корпоративных культур по Дж. Зонненфельду
- [Править] Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Менеджмент
- 6.3.2. Пути повышения эффективности менеджмента