logo search
Копия Upravlenie_kachestvom_-_khoroshie_lektsii

4.4. Опыт организации работы групп качества в России

В середине 80-х годов, под влиянием результатов успешной деятельности кружков качества в Японии, разрабатывается отечественное типовое Положение о группах качества. Как и любой документ, рожденный в недрах командно-административной системы, это положение настоятельно рекомендовало что, где и как симулировать, организовать и анализировать, игнорируя при этом саму суть, исходный принцип - психологическую сущность подхода к организации кружков. Фактически была предпринята попытка автоматического переноса японской модели на российскую почву директивными методами, что вызвало сомнения, сопротивление выполнению команд с верху, породило непринятие чуждых понятий. Было нарушено главное условие: группы качества могут работать только в условиях полной свободы деятельности и строго на добровольной основе.

Другая причина заключалась в том, что, бытовавшая в то время система побуждения к качественному производительному труду, на которую группы качества должны были опираться в своей работе, не учитывала ряд закономерностей "человеческого фактора". Для стимулирования работников применялись методы из арсенала давно устаревшей на Западе доктрины "экономического человека", опирающиеся, главным образом, на материальные стимулы, в то время как на Западе и в Азиатско-тихоокеанском регионе (Япония и страны "молодых тигров"), согласно положениям доктрины "социального человека", упор делался на моральное стимулирование.

Мировой опыт наглядно продемонстрировал, что группы качества могут проявить себя только в условиях коллективизма, на основе искренней взаимоподдержки и полного доверия работников друг к другу. Отсюда очевиден тот факт, что никакие мероприятия по совершенствованию групп качества не приведут к ожидаемым результатам, пока не будет изменена сама система мотивации трудовой активности работников и служащих. Однако на отечественных предприятиях и в организациях продолжает преобладать система материальной заинтересованности и индивидуальная сдельщина, поэтому организация эффективной работы групп качества по японскому образцу в наших условиях пока не вполне возможна.

В то же время применение денежной формы вознаграждения в качестве основного стимула повышения уровня трудовой активности работников зачастую вступает в противоречие с мотивационными тенденциями их поведения. Большинство работников стремится принадлежать к части коллектива или к определенной группе, реализовывать чувство собственного достоинства, найти возможность проявить свои личностные качества и возможности. Большинство людей разделяет и приветствует социальные ценности.

При этом в нашей стране время реальных сдвигов и ощутимых результатов в работе по повышению качества, деятельности групп качества может наступить только тогда, когда стимулы (форма вознаграждения) и побудительные мотивы (интерес, реализация творческого потенциала в решении коллективистских задач) приобретут всеобщую духовную и нравственную направленность, т.е. претерпят качественные изменения .

Однако даже в условиях бытующей в нашей стране системы побуждения группы качества - реальность. Они представляют собой действенную силу, могут породить у работников интерес, устремленность в борьбе за производство бездефектной продукции, тем самым, заложив основу подлинного движения за качество.

Что же необходимо сделать? Ведь повысить уровень качества продукции только путем применения системы денежного вознаграждения не возможно. Для решения этой задачи необходимо применение и развитие других поведенческих мотивов: интереса к делу, принципов коллективизма и взаимопонимания, альтруизма. Создание группы качества начинается с поисков работников с развитым чувством коллективизма, поборников нравственных начал в поведении, профессионалов, умельцев своего дела. Качество является нравственной категорией. Отсюда основным критерием участника группы качества становятся психологические свойства его личности, т.е. морально-этический портрет. Успешная работа группы качества зависит еще и от обеспечения психологической совместимости отдельных личностей.

Решение всех этих условий позволит создать дееспособное неформальное подразделение на всех участках производства, в основу формирования которого должен лечь принцип четырех "Х": хороший исполнитель, хороший руководитель, хорошие отношения по вертикали и хорошая рабочая обстановка.

Остановимся ниже более подробно на принципе четырех "Х". Их неукоснительное следование призвано обеспечить, в том числе и более эффективную деятельность групп качества, позволяет лучше понять специфику применения японского опыта в условиях России.

Хороший исполнитель . Важнейшие качества - общительность, чувство высокой ответственности, честолюбие, стремление к сотрудничеству, крепкое здоровье. Японские специалисты утверждают, что работник с такими чертами характера характеризуется целеустремленностью, чувством удовлетворения своей работой, пониманием своего положения в иерархической структуре и осознанием значения исполняемых функций и обязанностей. Он понимает, что для того, чтобы всегда быть в форме, необходимо постоянно работать над собой. Например, осваивать новые методики выявления дефектов, более совершенно уметь пользоваться статистическими методами, метрологическими инструментами и оборудованием. Деятельность такого работника в группе качества всегда будет инициативной, новаторской. К сожалению, отечественная культура производства сдерживает развитие инициативы, тяги к самостоятельному добровольному повышению уровня своей квалификации, развитию рационализаторских способностей. Однако в этом направлении уже накоплен определенный опыт, разработаны специальные методические пособия.

Хороший руководитель . Для высоко результативного управления персоналом японский руководитель помимо того, что должен иметь лидерские способности, быть профессионалом, обязан, верно, служить делу, которым занимается. Важнейшим критерием наличия управленческих способностей является его умение мыслить стратегически, уметь видеть отдаленное будущее, постоянно смотреть в перспективу. Теоретики японского менеджмента также отмечают следующие управленческие способности руководителя: умение обучать, умение слушать, умение ставить себя на место подчиненного. Главная черта характера руководителя - справедливость.

Нельзя не согласиться с тем, что такой же психологический портрет необходимо иметь и российскому руководителю. Что же касается групп качества, то их руководитель, помимо перечисленных качеств, должен обладать еще и чувством хорошо развитой интуиции, профессионального такта, иметь широкий кругозор, чтобы продуктивно руководить специфическим подразделением - автономным коллективом, формируемым на добровольной основе.

Хорошие отношения по вертикали . Их успешное функционирование возможно лишь при условии, если система "руководитель-подчиненный" будет выстроена таким образом, что станет максимально защищенной от конфликтов.

Ее реализация в Японии базируется на добродетелях конфуцианской этики: "безусловное уважительное подчинение старшему" при "отеческой заботе старшего о младшем". В среде отечественного менталитета, к сожалению, пока еще действуют социальные нормы, представляющие собой только первую часть приведенного примера добродетелей, далекие от норм конфуцианской этики. Залогом успешной, слаженной деятельности групп качества будет строгое соблюдение обоих этих принципов.

Хорошая рабочая обстановка . Установлено, что максимальной отдачи от работника в современных условиях можно добиться только в том случае, если человек комфортно чувствует себя на своем рабочем месте. В этом случае производственный процесс воспринимается им как увлекательная среда, место, где он может найти почву для удовлетворения своих актуальных потребностей. Одному работнику необходимо решить вопросы материального обеспечения, другому важно социальное общение, третьему реализация творческого потенциала, четвертому воплощение амбиционных устремлений.

Такая благоприятная рабочая обстановка в условиях всеобщего стремления к обогащению труда элементами творчества является одним из важнейших факторов успешной работы по повышению качества. Именно такая обстановка и необходима для деятельности групп качества.

Вопросы для самопроверки

1.Назовите исторические предпосылки возникновения элементов и систем управления качеством в России.

2.Дайте определение управлению качеством, приведите перечень вопросов, дающих возможность проследить последовательность развития управления качеством в России.

3.Классифицируйте виды технического контроля.

4.Охарактеризуйте цель и основные термины и определения контроля.

5.Какие составляющие входят в организацию работы в области качества?

6.Назовите цель, область применения статистических методов и основные этапы управления качеством с их применением .

7.Что изучает квалиметрия?

8.Дайте классификацию методов измерения показателей качества.

9.Опишите саратовскую систему организации бездефектного изготовления продукции (БИП).

10.Какие вопросы производства позволило решить внедрение львовской системы бездефектного труда (СБТ)?

11.В чем специфика функционирования системы КАНАРПСИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий)?

12.Какие преимущества получали предприятия с внедрением системы НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса)?

13.Дайте характеристику результатам внедрения и особенностям функционирования отечественных комплексных систем управления качеством продукции (КСУКП).

14.Какие вопросы необходимо решить для эффективного функционирования комплексных систем управления качеством продукции в условиях современных рыночных отношений?

15.Почему реализация японского опыта по деятельности кружков качества не оправдала себя в условиях современной России?

16.Назовите принципы четырех "Х", необходимые для успешной деятельности кружка качества, как неформального дееспособного подразделения. Охарактеризуйте их.